Дело № 12-71/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г.Черногорск 05 июля 2018 года
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе:
председательствующего – судьи Ермак Л.В.
при секретаре Парсаевой Н.П.
с участием помощника прокурора г.Черногорска Брагиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на постановление заместителя министра экономического развития Республики Хакасия ФИО2 от 04.05.2018 о назначении административного наказания, которым генеральный директор ООО «Хакасский ТЭК» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя министра экономического развития Республики Хакасия ФИО2 от 04.05.2018 о назначении административного наказания генеральный директор ООО «Хакасский ТЭК» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, назначен штраф в размере 50 000 руб.
Из постановления следует, что генеральным директором ООО «Хакасский ТЭК» ФИО1 допущена реализация Обществом абонентам (юридическим лицам и населению) тепловой энергии и горячего водоснабжения с начислением платы за потребленные ресурсы с 01.01.2018 в отсутствие утвержденных в установленном порядке тарифов.
С постановлением не согласен ФИО1, в жалобе просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что в настоящее время приказ ГКТЭ № 171-т от 27.12.2017 об отмене тарифов для ООО «Хакасский ТЭК» не действует, а тарифы на 2018 год, установленные приказом ГКТЭ № 153-т от 30.11.2015 продолжают действовать.
В судебном заседании защитник ФИО1 – Салатов К.Г., действующий на основании доверенности, поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Помощник прокурора г.Черногорска Брагина А.А. полагала обжалуемое постановление законным и обоснованным, жалобу – не подлежащей удовлетворению, поддержала доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном производстве.
Представитель Министерства экономического развития в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил письменные пояснения по делу, из которых следует, что приказом № 153-т (с последующими изменениями) установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифы для ООО «Хакасский ТЭК» на 2016, 2017 финансовые годы с разбивкой по полугодиям. Установленные тарифы для предприятия на 2016 финансовый год не применяются с 01.01.2017 в виду истечения финансового года, на 2017 год – не применяются с 01.01.2018 также в виду истечения финансового года. Корректировка тарифа для ООО «Хакасский ТЭК» на 2018 год органом регулирования не производилась в виду закрытия тарифного дела 18.12.2017 и издания 27.12.2017 приказа № 171-т о признании утратившим силу приказа № 153-т (с последующими изменениями). Решением Верховного Суда РХ от 14.05.2018 пункты 1,2,3 приказа № 171-т признаны недействующими со дня принятия. В настоящее время решение суда в законную силу не вступило, поскольку обжаловано Министерством в апелляционном порядке.
Исследовав доводы жалобы, выслушав защитника, прокурора, изучив и проанализировав представленные материалы, суд находит обжалуемое постановление незаконным и необоснованным, подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 24.1 и 26.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 ст.14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Правительством РФ, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1-2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением случая их пересмотра в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», и за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «и» - «л» пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов).
Пунктом 7 (1) Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, одновременно с установлением тарифов, предусмотренных подпунктом «л» пункта 7 настоящих Правил, орган регулирования принимает решение об отмене ранее установленных для указанной регулируемой организации соответствующих тарифов.
Согласно подпункту «л» пункта 7 Правил регулирования тарифов предельные уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года. Действие настоящего пункта не распространяется: на решения об установлении единых тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией теплоснабжающим организациям, приобретающим тепловую энергию в целях компенсации потерь тепловой энергии, прочим теплоснабжающим организациям, в отношении назначенной установленном порядке единой теплоснабжающей организации, единой теплоснабжающей организации в случае изменения зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации в соответствии с утвержденной (актуализированной) схемой теплоснабжения, а также в отношении регулируемой организации, утратившей в течение периода регулирования статус единой теплоснабжающей организации.
Согласно пункту 20 ст.2 Федерального закона о теплоснабжении схема теплоснабжения – документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышении энергетической эффективности.
В силу пункта 6 части 1 ст.6 Федерального закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе, утверждение схемы теплоснабжения поселений, городских округов в численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.
30 ноября 2015 года Государственным комитетом по тарифам и энергетике РХ издан приказ № 153-т «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Хакасский ТЭК» на 2016-2018 годы.
Приказом № 153-т (с учетом изменений, внесенных приказами Государственного комитета по тарифам и энергетике РХ от 06.12.2016 № 156-т и от 29.12.2016 № 189-т) определены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) для конечных потребителей г.Черногорска и р.п.Пригорск с использованием метода индексации установленных тарифов (приложение № 2 к приказу); долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) для конечных потребителей п.Усть-Абакан с использованием метода индексации установленных тарифов (приложение № 3 к приказу); долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на теплоноситель с использованием метода индексации установленных тарифов (приложение № 4); тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии (приложение № 5); тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям г.Черногорска и р.п.Пригорск (приложение № 6); тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям п.Усть-Абакан (приложение № 7); тарифы на теплоноситель, поставляемый потребителям г.Черногорска и п.Усть-Абакан (приложение № 8); тарифы на теплоноситель, поставляемый потребителям р.п.Пригорск (приложение № 9); тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для потребителей г.Черногорска (приложение № 10); тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для потребителей п.Усть-Абакан (приложение № 11); тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для потребителей п.Пригорск (приложение № 12).
Тарифы, указанные в пунктах 5-12 приказа, действуют с 01.01.2016 по 31.12.2018 с календарной разбивкой.
Приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике РХ от 27.12.2017 № 171-т приказы от 30.11.2015 № 153-т, от 06.12.2016 № 156-т и от 29.12.2016 № 189-т признаны утратившими силу.
Приказ № 171-т вступает в силу с 01.01.2018.
Постановлением прокурора г.Черногорска от 12.03.2018 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Хакасский ТЭК» ФИО1
В обоснование своей позиции административный орган и прокурор ссылаются на изменение зоны деятельности ООО «Хакасский ТЭК», в связи с чем были отменены ранее действовавшие тарифы, утвержденные приказом № 153-т (с изменениями).
Постановлением администрации г.Черногорска от 24.07.2014 № 1959-п утверждена Схема теплоснабжения в административных границах г.Черногорска до 2027 года.
ООО «Хакасский ТЭК» (для систем теплоснабжения котельных «Центральная», «Южная», «Пригорск», № 1, № 10) определено как единая теплоснабжающая организация.
Доказательств изменения зоны деятельности ООО «Хакасский ТЭК» не представлено.
Указанные выводы содержатся в решении Верховного Суда РХ от 14.05.2018, которым пункты 1, 2, 3 приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике РХ от 27.12.2017 № 171-П признаны недействующими со дня принятия.
В силу презумпции невиновности, установленной частью 4 ст.1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании пункта 2 части 2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 и 24.5 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 части 1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Поскольку наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, суд, установив обстоятельства по настоящему делу, приходит к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении по части 2 ст.14.6 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Хакасский ТЭК» ФИО1 на основании пункта 1 части 2 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, постановление заместителя министра экономического развития Республики Хакасия ФИО2 от 04.05.2018 о назначении административного наказания, подлежит отмене.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя министра экономического развития Республики Хакасия ФИО2 от 04.05.2018 о назначении административного наказания по ч.2 ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административном правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней с подачей жалобы через Черногорский городской суд.
Судья Л.В. Ермак