№
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Рязань 5 апреля 2021 года
Судья Советского районного суда г. Рязани Прошкина Г.А., при секретаре судебного заседания Брюнцовой М.А.,
с участием защитника лица в отношении которого ведется дело об административном правонарушении ФИО1 - ФИО2, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу ФИО1 на постановление ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Рязанской области № от 23 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего инспектора ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Рязанской области № от 23 декабря 2020 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 500 руб.
В рассматриваемой жалобе ФИО1 просит постановление отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить, мотивируя тем, что она является инвалидом и автомобиль под ее управлением, включенный в федеральный реестр инвалидов, оборудованный с двух сторон табличками установленного образца желтого цвета «Инвалид», был припаркован в зоне действия дорожного знака 3.38 ПДД РФ «Стоянка запрещена и 8.18 ПДД РФ «Кроме инвалидов», а также знаков 6.4 ПДД РФ и 8.17 ПДД РФ «Парковка для инвалидов».
В судебном заседании защитник лица, в отношении которого вынесено постановление, доводы жалобы поддержал и просил ее удовлетворить.
Суд, выслушав объяснения защитника, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствии лица, в отношении которого вынесено постановление, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства и об его отложении не просившей, доказательств уважительности причин своей неявки не представлявшей, изучив доводы жалобы и исследовав материалы дела в полном объеме, приходит к следующему.
В силу положений п. 1.3 ПДД РФ, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - ПДД РФ), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки.
Лица, нарушившие требования Правил дорожного движения, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (п. 1.6 ПДД РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ (все нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 5 данной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
Положениями ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Согласно оспариваемого постановления, 16 декабря 2020 года в 16 часов 49 минут по адресу: <...> (54.62689399 гр. с.ш., 39.74797583 гр. в.д.) водитель транспортного средства <данные изъяты>, госномер <данные изъяты>, собственником (владельцем) которого является ФИО1, нарушил правила дорожного движения, совершив стоянку транспортного средства в зоне действия дорожного знака 3.28 «Стоянка запрещена».
Данное административное правонарушение зафиксировано с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства «ПаркРайт», имеющего функции фотосъемки, свидетельство о поверке № сроком действия до 23 января 2021 года.
Между тем, исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Так, как установлено в судебном заседании, в момент фотофиксации транспортное средство было припарковано в районе действия дорожного знака 3.28 «Стоянка запрещена» Приложения 1 к ПДД РФ со знаком дополнительной информации (табличкой) 8.18 «Кроме инвалидов», которая запрещает стоянку транспортных средств, за исключением транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих инвалидов, в том числе детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак «Инвалид», на которых действие дорожного знака 3.28 не распространяется.
Согласно п. 8 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» (приложение к ПДД РФ) (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), опознавательный знак «Инвалид», представляющий собой квадрат желтого цвета со стороной 150 мм и изображение символа дорожного знака 8.17 черного цвета, устанавливается спереди или сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы настоящей части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид» и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.
Порядок размещения в федеральном реестре инвалидов сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, а также использования и предоставления этих сведений, осуществляемые ПФ РФ, утвержден Приказом Минтруда России от 14 ноября 2019 года № 724н.
Таким образом, ныне действующее законодательство наделяет собственника транспортного средства, являющегося инвалидом или осуществляющего перевозку инвалида, правом на установку на данном транспортном средстве соответствующего опознавательного знака (спереди или сзади), на внесение информации о таком транспортном средстве в федеральный реестр инвалидов, и, как следствие, на использование льгот по его бесплатной парковке в установленных на то местах.
Следовательно, формулировка норм и правил, регулирующих спорные правоотношения, требовала от должностных лиц административного органа выяснения по делу порядка организации парковочных мест для инвалидов по вышеуказанному адресу, наличия (отсутствия) на автомобиле опознавательного знака «Инвалид» (спереди или сзади), наличия (отсутствия) транспортного средства в федеральном реестре инвалидов, то есть информации, относящейся к предмету доказывания по настоящему делу и обязательной для установление наличия в действиях ФИО1 события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ.
Сами по себе материалы фотофиксации и иная информация, приведенная в обжалуемом постановлении, обстоятельств и доказательств, касающихся иной организации движения (парковки) по указанному адресу и (или) отсутствия на передней части транспортного средства опознавательного знака инвалид, и (или) опровергающих нахождение транспортного средства в федеральном государственном реестре инвалидов, не содержат.
Напротив, в рассматриваемой жалобе ФИО1 указала на то, что является инвалидом II группы, управляющей транспортным средством, каковое оборудовано опознавательным знаком «Инвалид» (путем установки спереди) и с 14 ноября 2020 года размещено в федеральном государственном реестре инвалидов, в обоснование чего предоставила справку ФКУ «ГБ МСЭ по Рязанской области» Минтруда России Бюро №2, а также скрин со страницы личного кабинета ПФ РФ.
Названные доводы заслуживали внимания, но надлежащей проверки в нарушение требований ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ в рамках рассмотрения дела не получили, а, следовательно, вывод о наличии в действиях ФИО1 вмененного ей административного правонарушения являлся преждевременным, сделанным без полного и всестороннего выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, в силу чего обжалуемое постановление не может быть признано законным и обоснованным.
При этом ст. 1.5 КоАП РФ гласит, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Одновременно п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Принимая во внимание, что в настоящее время срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности истек, что исключает возможность устранить допущенные нарушения путем возвращения дела на новое рассмотрение, а бесспорные доказательства совершения ФИО3 инкриминируемого ей деяния отсутствуют и имеющиеся по делу сомнения подлежат толкованию в ее пользу, обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу по основаниям недоказанности обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 - удовлетворить.
Постановление ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Рязанской области № от 23 декабря 2020 года - отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ, в отношении ФИО1 - прекратить по п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по основаниям недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд в течение 10 суток с момента вручения или получения его копии.
Судья