ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-71/2021 от 07.04.2021 Городищенского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 12-71/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

р.п. Городище, Городищенского района,

Волгоградской области 07 апреля 2021 г.

Судья Городищенского районного суда Волгоградской области Данилова О.В., рассмотрев единолично жалобу СНТ «Мелиоратор» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям ФИО1 ФИО7 № 11/01-20-Э от 21 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям ФИО1 № 11/01-20-Э от 21 декабря 2020 г. юридическое лицо - СНТ «Мелиоратор» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

В жалобе, поданной в суд, СНТ «Мелиоратор» просит постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указав, что в протоколе об административном правонарушении от 11 ноября 2020 г. указаны отличные от установленных в постановлении от 30 ноября 2020 г. координаты исследуемого земельного участка, не указаны точные географические координаты места отбора проб, время, место и способ получения образцов для исследования, а также использовавшиеся при этом технические средства. Государственным инспектором не проведена работа по установлению принадлежности территории, расположенной по координатам 48.913280 СШ 44.676230 ВД к собственности СНТ «Мелиоратор», не привлечен специалист в области геодезии, не запрошен проект межевания, отсутствует выписка из ЕГРН, подтверждающая принадлежность земельных участков к собственности СНТ «Мелиоратор» либо иных лиц. Согласно постановлению, участок с кадастровым номером 34:03:140109:13140 относится к территории СНТ «Мелиоратор», правообладатель отсутствует, правообладателем участка с кадастровым номером 34:03:140109:11427 является ФИО8 При этом, должностным лицом сделан необоснованный вывод об относимости данных территорий к землям общего пользования или собственности СНТ «Мелиоратор».

Указывает, что СНТ «Мелиоратор» не является субъектом ответственности за правонарушение, изложенное в постановлении, так как оно было совершено вне пределов земельного участка, относящегося к собственности или землям общего пользования товарищества.

Более того, государственным инспектором СНТ «Мелиоратор» не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, проигнорирована и не приобщена к материалам дела представленная документация, свидетельствующая о непринадлежности исследуемых земель к землям общего пользования СНТ «Мелиоратор».

В судебном заседании представитель СНТ «Мелиоратор» ФИО2 жалобу поддержал, настаивал на её удовлетворении.

Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям ФИО1, представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3, удовлетворению жалобы возражали, просили оставить постановление без изменения, поскольку вина СНТ «Мелиоратор» в совершении данного административного правонарушения подтверждается материалами административного дела, порядок привлечения СНТ «Мелиоратор» к административной ответственности соблюден при надлежащем извещении представителя СНТ «Мелиоратор» о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Пояснили также, что согласно выписке из ЕГРН участок с координатами 48.913280 СШ 44.676230 ВД, на котором имеется накопление твердых коммунальных отходов, привязан к двум смежным земельным участкам с кадастровыми номерами 34:03:140109:13140 и 34:03:140109:11427. В ходе осмотра территории СНТ» Мелиоратор» факт эксплуатации какими-либо лицами данных земельных участков не установлен, территория является заброшенной, никем не используется. Согласно заключению, твердые коммунальные отходы, расположенные на земельном участке с координатами 48.913280 СШ 44.676230 ВД, обладают высокой степенью токсичности, которые можно отнести к IV классу опасности для окружающей среды. О дате, месте и времени рассмотрении дела представитель СНТ «Мелиоратор» был надлежащим образом уведомлен путем вручения определения об отложении рассмотрения дела от 27 ноября 2020 г. Представителем СНТ «Мелиоратор» ходатайство о приобщении к материалам дела проекта межевания представлено не было.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя, пояснений участников судебного разбирательства, позволяет прийти к следующим выводам.

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе, радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (абзац второй пункта 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из представленных материалов следует, что на основании информации, поступившей из комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгогардской области, о размещении на земельном участке с тыльной стороны СНТ «Мелиоратор», на территории водоохраной зоны Волгоградского водохранилища, несанкционированно размещенных отходов, Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям 25 сентября 2020 г. было проведено рейдовое обследование и установлен факт несоблюдения юридическим лицом – СНТ «Мелиоратор» требований в области охраны окружающей среды при сборе и накоплении отходов производства и потребления, а именно установлено, что СНТ» Мелиоратор» расположено на территории Городищенского района примерно в 1,8 км на юго-восток от р.п. Ерзовка. Территория СНТ «Мелиоратор» с восточной стороны находится в водоохранной зоне Волгоградского водохранилища, которая составляет 200 м. Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с географическими координатами 48.913280, 44.676230, на котором имеется накопление твердых коммунальных бытовых отходов, привязан к двум смежным участкам с кадастровыми номерами 34:03:140109:13140 и 34:03:140109:11427. Участок с кадастровым номером 23:03:140109:13140 относится к территории СНТ «Мелиоратор», правообладатель отсутствует. Правообладателем участка с кадастровым номером 34:03:140109:11427 является ФИО4. Факт эксплуатации какими-либо лицами данных земельных участков не установлен, территория является заброшенной, никем неиспользуемой. Данные земельные участки являются смежными, на их территории образовано скопление твердых бытовых отходов. В оврагах (образованных в результате размыва) береговой зоны сброшены отходы, образованные от садоводческой деятельности, в том числе и отходы бытового происхождения (стеклянные бутылки, отходы упаковок, полиэтилены и др.). Согласно заключению эксперта от 05 октября 2020 г. № 110, твердые коммунальные отходы, отобранные на земельном участке в точке с географическими координатами 48.91335, 44.67620 обладают высокой степенью токсичности, можно отнести к IV классу опасности для окружающей среды.

Приведенные обстоятельства явились основанием для составления 17 ноября 2020 г. в отношении СНТ «Мелиоратор» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и привлечения товарищества постановлением от 21 декабря 2020 г. к административной ответственности, установленной данной нормой Кодекса.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При этом, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (статья 26.11 КоАП РФ).

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В подтверждение вины СНТ «Мелиоратор» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, должностным лицом в материалы дела представлены: акт обследования территории (акватории) от 28 сентября 2020 г. (с фототаблицей), протокол отбора проб отходов от 25 сентября 2020 г. и схема отбора образцов почвы и отходов № 1 от 25 сентября 2020 г., публичная кадастровая карта земельных участков с кадастровыми номерами 34:03:140109:13140 и 34:03:140109:11427, заключение эксперта.

Вместе с тем, из указанных документов достоверно не усматривается, что земельные участки с географическими координатами 48.913280, 44.676230 и 48.91335, 44.67620, о которых указано в обжалуемом постановлении, на которых имеются скопления твердых коммунальных отходов, относятся к землям общего пользования СНТ «Мелиоратор». Документов, подтверждающих принадлежность исследуемых земель к землям общего пользования садоводческого товарищества, в материалах административного дела не содержится.

Кроме того, в протоколе об административном правонарушении указаны отличные от указанных в постановлении от 21 декабря 2020 г. координаты земельного участка, на котором размещены отходы. Так, согласно протоколу об административном правонарушении № 11/01-20-Э от 17 ноября 2020 г., СНТ «Мелиоратор» вменяется сброс отходов, образовавшихся в результате садоводческой деятельности, непосредственно на почву, в береговой зоне Волгоградского водохранилища (координаты 48.669004, 44.430331). Между тем, согласно постановлению от 21 декабря 2020 г. земельный участок, на котором имеется накопление твердых коммунальных отходов, имеет географические координаты 48.913280, 44.676230. Далее, по тексту постановления, твердые коммунальные отходы отобраны на земельном участке с географическими координатами 48.91335, 44.67620.

При этом, представителями заявителя представлено заключение эксперта-землеустроителя ФИО5, согласно которому точка 1 с координатами 48.91335? СШ, 44.67620? ВД расположена за пределами границ земельного участка, на котором расположены земли общего пользования СНТ «Мелиоратор», кадастровый номер 34:03:140109:13140. Данная точка расположена в передах границ земельного участка с кадастровым номером 34:03:140109:11427, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, СНТ «Мелиоратор», ул. Уютная, участок № 628. Точка 2 с координатами 48.913280, 44.676230 также расположена в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 34:03:140109:11427, <адрес> Точка с координатами 48.669004, 44.430331 расположена по адресу: <адрес>

Таким образом, доводы о том, что СНТ «Мелиоратор» не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, административным органом не проверены.

Более того, постановление не содержит сведений об измерительном приборе, с помощью которого производилось определение географических координат точек накопления отходов.

Учитывая изложенное, вывод должностного лица о привлечении СНТ «Мелиоратор» к административной ответственности является преждевременным и не мотивирован ссылками на соответствующие доказательства, исследование и оценка которых в постановлении отсутствует.

Указанные существенные нарушения требований КоАП РФ не позволили должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, обжалуемое постановление от 21 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении СНТ «Мелиоратор», нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, и направлению в административный орган на новое рассмотрение.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды на территории Волгоградской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям ФИО1 ФИО9 № 11/01-20-Э от 21 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении СНТ «Мелиоратор» – отменить.

Дело направить в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области.

Судья Данилова О.В.