Р Е Ш Е Н И Е
Судья Усольского городского суда Иркутской области Янова О.В., с участием представителя ФИО1 - ФИО2, представителя ГУ – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области ФИО3, рассмотрев в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу № 38MS0094-01-2020-006411-98 (12-71/2021) представителя должностного лица генерального директора акционерного общества «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» ФИО1 - ФИО2 на постановление мирового судьи по 94 судебному участку г. Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области от 29 декабря 2020 года о назначении должностному лицу генеральному директору акционерного общества «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» ФИО1 административного наказания, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи по 94 судебному участку г. Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области от 29 декабря 2020 года должностное лицо генеральный директор акционерного общества «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 руб.
В обоснование жалобы представителем ФИО2 указано, что, с указанным постановлением мирового судьи не согласен полностью.
Отчетность СЗВМ относится к разряду текущей. Сдается она в ПФР страхователями. Такая обязанность вменена страхователям в 2016 году. Если численность организации составляет 25 человек и более, СЗВ-М должна быть сформирована только в электронном виде. Это прописано в п. 2 ст. 8 закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС» от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
Приказом № 742 от 03.08.2020 г. «О порядке составления и предоставления отчета СЗВ-М» обязанность по составлению отчетов по форме СЗВ-М по штатным сотрудникам предприятия возложена на начальника отдела кадров ФИО4, обязанность по составлению отчетов СЗВ-М по лицам, заключившим договоры гражданско-правового характера возложена на бухгалтера ФИО5
Установленный согласно ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» срок предоставления в территориальный орган ПФР отчетности по форме СЗВ-М за август 2020 года до 15 сентября 2020 года.
08.09.2020 г. страхователем были предоставлены сведения по форме СЗВ-М «Исходная» за август 2020 года в отношении 646 застрахованных лиц. 16.09.2020 были предоставлены сведения по форме СЗВ-М «Дополняющая» за август 2020 г. в отношении 8 застрахованных лиц.
В отчетности по форме СЗВ-М с типом «Исходная» не были указаны лица, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера, что послужило причиной направления отчетности СЗВ-М с типом «Дополняющая». Нарушение вызвано неисполнением обязанности бухгалтером ФИО5, возложенной приказом №742 от 03.08.2020 г.
С учетом указанных обстоятельств, он не являлся должностным лицом, ответственным за составление и предоставление отчетности по форме СЗВ-М за август 2020 года и не может подлежать привлечению к ответственности в соответствии со статьей 15.33.2 КоАП РФ, так как не является субъектом указанного правонарушения.
Вместе с тем, в ходе досудебного производства по данному делу данный вопрос, имеющий значение для правильного разрешения дела, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса должностным лицом, составившим протокол, надлежащим образом не исследован, в чем именно выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение генеральным директором АО «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» своих обязанностей не установлено и не отражено ни в протоколе об административном правонарушении, ни в других материалах дела.
Таким образом, имеющиеся в деле документы свидетельствуют об исполнении генеральным директором, как руководителем экономического субъекта, обязанностей по организации и предоставлению необходимой отчетности в ПФР путем возложения его ведения на конкретных работников предприятия.
В служебные обязанности же самого ФИО1 как генерального директора полное и достоверное составление отчетности по форме СЗВ-М и своевременное предоставление её в установленном порядке в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, не входит.
Учитывая вышеизложенное, производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения, так как по делу не имеется бесспорных доказательств того, что должностное лицо — генеральный директор ФИО1 является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса.
Просила: отменить постановление мирового судьи Норкиной М.В. судебного участка N 94 от 29 декабря 2020 года в отношении ФИО1 и прекратить производство по делу.
ФИО1 в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Защитник ФИО1 - представитель ФИО2 жалобу поддержала, настаивала на доводах жалобы по всем изложенным в ней основаниям, пояснила, что ответственность, несет бухгалтер ФИО5 согласно приказа, генеральный директор не виновный при данных обстоятельствах, у них в организации у каждого ответственного лица имеется электронная подпись директора, которой её используется при осуществлении конкретных полномочий.
Представитель ГУ – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усолье-Сибирское и Усольском рйоне Иркутской области ФИО3 возражала, в отношении жалобы, указав, что подпись под отчетностью стоит генерального директора, он и несет ответственность за отчетность.
Свидетель ФИО5, судье пояснила, что за предоставление отчетности отвечает она, она виновата в том, что не разобралась с программой 1с, и указала не все данные, которые необходимо, поэтому не было видно на дату отчета всех лиц, после того, как исправили она, подала отчетность за электронной подписью генерального директора.
Выслушав лиц участвующих в деле, свидетеля, обозрев представленные документы, исследовав материалы административного дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно положениям ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно положениям ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица привлекаемого к административной ответственности на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
Как следует из ч. 2 и 3 ст. 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ и подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со статьей 15.33.2 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Из пункта 2 статьи 8 и пункта 2.6 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". В таком же порядке сведения могут представляться страхователем, численность работающих зарегистрированных лиц у которого за предшествующий отчетный период - месяц составляет менее 25 лиц.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ необходимые сведения о каждом работающем застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) страхователь представляет ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом).
На основании ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).
Из материалов дела установлено, что ФИО1, являясь должностным лицом - генерального директора акционерного общества «Усолье-Сибирский Химико-Фармацевтический завод», расположенной по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, не представил сведения по форме СЗВ-М за август 2020 года в срок, установленный законодательством, согласно статьи 11 Федерального закона РФ от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения должны быть представлены не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, страхователем сведения представлены по каналам ТКС 16.09.2020.
В подтверждение указанных обстоятельств в материалы дела представлены: протокол об административном правонарушении № АП-419 от 09.11.2020 (л.д. 1); копия формы СЗВ-М (л.д.7); извещением доставке, в котором указано, что сведения представлены - 16.09.2020 (л.д.8); выпиской из единого государственного реестра юридических лиц (л.д.9-18); актом о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 048S18200028832 от 17.09.2020 (л.д. 19-20).
Согласно положениям ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Вместе с тем указанные требования закона ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом в полной мере выполнены и учтены не были.
Порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Часть 4.1 статья 28.2 КоАП РФ устанавливает, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно положениям ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Из имеющегося в материалах дела уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, адресованного генеральному директору АО «Усолье-Сибирский Химико-Фармацевтический завод» ФИО1, следует, что оно было направлено по месту жительства указанного лица.
Факт явки и участия в составлении протокола об административном правонарушении представителя ФИО2, действующей на основании доверенности 38 АА 3127307 от 12.03.2020, данный факт не опровергает, так как доверенность выдана не на представление интересов по конкретному делу.
Копия протокола об административном правонарушении в нарушение ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ ФИО1 не направлялась, что следует из материалов дела и фактических обстоятельств дела, подтвержденных представителем УПФ РФ ФИО3 в судебном заседании.
Вручение копии протокола лицу, участвовавшему в производстве по делу в качестве защитника, не освобождает должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, от направления его копии в установленный законом срок в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку защитник автоматически не приобретает все права, предусмотренные положениями ст. 25.1 КоАП РФ, и является самостоятельным участником производства по делу, его правовое положение определяется ст. 25.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно положениям ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих обязанностей.
В соответствии с положениями ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Указанное обстоятельство не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Таким образом, обжалуемое постановление от 29 декабря 2020 года о назначении должностному лицу генеральному директору акционерного общества «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» ФИО1 административного наказания, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене и направлению на новое рассмотрение мировому судье по 94 судебному участку г. Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области.
В связи с отменой решения по процессуальным основаниям, доводы жалобы о незаконности вынесенного должностным лицом постановления не обсуждаются. Данный вопрос является предметом исследования и разрешения должностного лица при новом рассмотрении жалобы.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу представителя должностного лица генерального директора акционерного общества «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» ФИО1 - ФИО2 на постановление мирового судьи по 94 судебному участку г. Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области от 29 декабря 2020 года о назначении должностному лицу генеральному директору акционерного общества «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» ФИО1 административного наказания, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи по 94 судебному участку г. Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области от 29 декабря 2020 года о назначении должностному лицу генеральному директору акционерного общества «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» ФИО1 административного наказания, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении генерального директора акционерного общества «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» ФИО1 возвратить на новое рассмотрение мировому судье по 94 судебному участку г. Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области.
Решение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья О.В. Янова