Дело № 12-71/2021
(УИД 42RS0013-01-2021-001334-64)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Судья Междуреченского городского суда Кемеровской области Антипова И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Междуреченске
28 апреля 2021 года
дело по жалобе Публичного акционерного общества «Угольная компания «Южный Кузбасс» на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника отдела-Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. начальника отдела - Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Южный Кузбасс» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 руб.
В жалобе ПАО «Южный Кузбасс» просит признать незаконным и отменить п.1 и п.3 постановления, и назначить минимальный штраф в размере 50 000 рублей.
Требования мотивирует тем, что в части п.1 постановления основным документом, определяющим порядок создания службы охраны труда в организации, являются Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные Постановлением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 14 (далее -Рекомендации).
Минтруд России в Письме от ДД.ММ.ГГГГ N 15-2/00Г- 4698 пояснил, что данный документ не является нормативным правовым актом, так как не зарегистрирован Минюстом России и носит рекомендательный характер. Следовательно, требование о полном соблюдении Рекомендаций не имеет достаточного правового обоснования.
Согласно пункту 14 Рекомендаций структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях (такие нормативы также носят рекомендательный характер).
Исходя из указанных межотраслевых нормативов численность работников службы охраны труда в ПАО «Южный Кузбасс» должна составлять 16,6 человек. Фактическая численность службы охраны труда составляет 16 работников.
В части п.3 постановления в соответствии с частью 2 статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно части 3 статьи 94 ТК РФ продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: при 36-часовой рабочей неделе - 8 часов; при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов. Отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной частью второй настоящей статьи для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с частями первой - третьей статьи 92 настоящего Кодекса: при 36-часовой рабочей неделе - до 12 часов; при 30-часовой рабочей неделе-и менее - до 8 часов.
В соответствии с положениями статьи 104 ТК РФ когда по условиям производства (работы) в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
В случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года.
Пунктом 6.5. Коллективного договора ПАО «Южный Кузбасс» предусмотрено увеличение учетного периода для работников, занятых на работах, где не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени. За учетный период при суммированном учете рабочего времени принимается год, для водителей автомобилей - квартал.
Из буквального толкования п.6.5 Коллективного договора следует, что исключительно для водителей автомобилей учетный период составляет 3 месяца, для всех остальных работников - 1 год. Законодательством не предусмотрена обязанность работодателя издавать дополнительные документы, регламентирующие учетный период для отдельных категорий работников, в случае регламентации режима труда и отдыха в Коллективном договоре Компании.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 588н «Об утверждении Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю» (Зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 14900) установлен следующий порядок исчисления нормы рабочего времени за год: продолжительность рабочей недели (40, 39, 36, 30,24 и т.д. часов) делится на 5, умножается на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели в году и из полученного количества часов вычитается количество часов в данном году, на которое про изводится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней.
В ДД.ММ.ГГГГ в целом при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями было 248 рабочих дней, в том числе 5 сокращенных на один час рабочих дней и 118 выходных и не рабочих праздничных дней. Норма рабочего времени в ДД.ММ.ГГГГ при 40-часовой рабочей неделе составила 1 979 часов, норма рабочего времени в 4 квартале ДД.ММ.ГГГГ при 40-часовой рабочей неделе составила 518 часов.
На разрезе «Сибиргинский» и в гараже «Сибиргинский» из 35 работников (указанных в Постановлении) у 21 работника в ДД.ММ.ГГГГ не было нарушений нормы рабочего времени, данный факт подтверждается табелями учета рабочего времени за ДД.ММ.ГГГГ и справками о фактически отработанных часах каждым работником.
Между тем, согласно справкам о фактически отработанных часах работниками разреза «Сибиргинский» и гаража «Сибиргинский» у 14 работников (из них 10 работники разреза, 4 работники гаража) в ДД.ММ.ГГГГ имеется превышение нормы рабочего времени.
Однако причиной превышения нормы рабочего времени у 14 работников явилось привлечение данных работников к работе в выходные и не рабочие праздничные дни (в Приложении 1 к настоящей жалобе указан список данных работников).
Факт привлечения работников, указанных в Приложении 1 к настоящей жалобе, к работе выходные и не рабочие праздничные дни, подтверждается табелями учета рабочего времени, приказами директоров филиалов:
Ст. 113 ТК РФ предусмотрена возможность привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в установленном порядке.
Ограничений по поводу количества или периодичности при влечения работников к работе в выходные дни законодательством не установлено.
Роструд в Письме от ДД.ММ.ГГГГ N ПГ/49630-6-1 указывает на возможность при влечения сотрудников, работающих по сменному графику, к работе в их выходной день или сверхурочной работе при суммированном учете рабочего времени, что не является нарушением ТК РФ в части не соблюдения времени отдыха работников.
Согласно Письму, в случае если работодатель привлекает работника к работе не в его смену (т.е. в выходной для него день), то он обязан оформлять это как привлечение к работе в выходной день, для привлечения сверхурочно (за пределами смены) необходимо получить, письменное согласие замещающего работника, а также издать соответствующий приказ.
Таким образом, работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени разрешена в определенных случаях, подлежит повышенной оплате за счет средств работодателя (предоставлении времени отдыха в другое время), что компенсирует затраченное на работу время период времени, предназначенного на отдых, регламентирована нормами ТК РФ не противоречит ему, не свидетельствуют о нарушении работодателем норм о соблюдении установленного времени отдыха для работников и не образует состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ПАО «Южный Кузбасс» ФИО2 действующая на основании доверенности от настаивала на доводах жалобы.
Суд, заслушав представителя ПАО «Южный Кузбасс», представителя Государственной инспекции труда в Кемеровской области, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела о привлечении ПАО «Южный Кузбасс» к административной ответственности, приходит к следующему выводу.
В силу ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность, в том числе и юридических лиц, за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при про ведении проверки прокурором установлено, что в ПАО «Угольная компания «Южный Кузбасс» филиал «Управления по открытой добыче угля» «Разрез «Сибиргинский» численность службы охраны труда и производственного контроля не соответствует расчетному, недокомплект службы составляет 1 человек, что является нарушением части 4 статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, пункта 14 Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденных Постановлением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 14, в соответствии с которой структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях.
В ПАО «Угольная компания «Южный Кузбасс» филиал «Управления по открытой добыче угля» «Разрез «Сибиргинский» эксплуатируется техника с невыполненными в установленные сроки, мероприятиями по приведению, оборудования в безопасное состояние (ремонтными работами, поверками) после которых оборудование будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, а также без экспертизы промышленной безопасности, а именно:
- Заключение экспертизы промышленной безопасности N № на кран мостовой № заводской N №, учетный N №, не выполнены все пункты мероприятий;
- Заключение экспертизы промышленной безопасности N № на кран мостовой № заводской N №, учетный N №. не выполнены все пункты мероприятий;
Данные факты являются нарушением следующих норм федерального законодательства:
- абзаца 2 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым, работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.
- абзаца 14 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», согласно которой организация, обязана обеспечивать про ведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также про водить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
- пунктов 6, 27, 30 «Правил проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 538, согласно которым здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы. Заключение экспертизы содержит один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта): объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности; объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия, после проведения которых техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности). При проведении экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта или вносимых в него изменений в заключение экспертизы указывается оценка. полноты и достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от норм и правил в области промышленной безопасности.
В ПАО «Угольная компания «Южный Кузбасс» филиал «Управления по открытой добыче угля» «Разрез «Сибиргинский» работники участков работают за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, то есть не соблюдается режим труда и отдыха.
Так на участке технологического, комплекса при норме рабочего времени на 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ в 510 часов, машинист конвейера ФИО отработала 610,2 часа, весовщик ФИО отработала 644,1 час, машинист конвейера ФИО отработала 531,1 час, электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования ФИО отработал 576,3 часа, машинист конвейера ФИО отработал 519,8 часов и другие работники, а именно: ФИОФИО , ФИО , ФИО , ФИО , ФИО , ФИО , ФИО , ФИО , ФИО , ФИО , ФИО , ФИО , ФИОФИО , ФИОФИО , ФИОФИО , ФИО , всего 25 работников.
Так на дренажном участке при норме рабочего времени на 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ в 510 часов, машинист насосных установок ФИО отработала 519,8 часов, машинист насосных установок ФИО отработала 531,1 час.
Так на участке тепловодоснабжения при норме рабочего времени на 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ в 510 часов, оператор очистных сооружений ФИО отработала 531,1 час, аппаратчик химводоотчистки ФИО отработала 519,8 часов, электрослесарь ФИО отработал 526,9 часов, аппаратчик химводоотчистки ФИО , отработала 519,8 часов.
Так на участке автоколонна ПАО «Угольная компания «Южный Кузбасс» филиал «Томусинское автотранспортное управление» «Автоколонна технологического транспорта», при норме рабочего времени на ДД.ММ.ГГГГ в 1оВ.4 часа, водитель ФИО отработал 192,1 час, бригадир на участках основного производства ФИО отработал 192,1 час, водитель ФИО отработал 192,1 час, бригадир на участках основного производства ФИО отработал 192,1 час.
Данные факты являются нарушением следующих норма законодательства.
- части 3 статьи 94 Трудового Кодекса Российской Федерации в соответствии с которой, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать, при 36-часовой рабочей неделе и менее - 8 часов. Отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной частью второй настоящей статьи для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с частями первой - третьей статьи 92 настоящего Кодекса, при 36-часовой рабочей неделе и менее - до 12 часов.
- частей 3,4 статьи 104 Трудового Кодекса Российской Федерации в соответствии с которой, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца. В случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
- абзаца 5 части 2 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации в соответствии с которой, работодатель обязан обеспечить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
- Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н, согласно которому, норма рабочего времени конкретного месяца рассчитывается следующим образом: продолжительность рабочей недели (40, 39, 36, 30, 24 и т.д. часов) делится на 5, умножается на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели конкретного месяца и из полученного количества часов вычитается количество часов в данном месяце, на которое про изводится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней.
Таким образом, в действиях юридического лица ПАО «Угольная компания «Южный Кузбасс» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
В доказательство виновности юридического лица представлены следующие материалы дела: уведомление о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 3), решение о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4), требование о предоставлении информации (л.д. 5), объяснение (л.д. 8), уведомление о внесении сведений в росреестр (л.д. 9), заключение № (л.д. 10-14), уведомление о внесении сведений в росреестр (л.д. 15), заключение № № (л.д. 16-18), план мероприятий (л.д. 19-20), перечень (л.д. 21-24), положение (л.д. 25-30), табели учета рабочего времени (л.д. 32-108), уведомление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 109), постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 112-118), определение о назначении времени рассмотрения дела от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 119-120), постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 121-127), постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 129-134), коллективный договор (л.д. 143-146).
Изучив материалы дела и проведенной проверки, суд признает законными и обоснованными выводы Главного государственного инспектора труда ФИО1 о допущенных нарушения Трудового законодательства по указанным в постановлении обстоятельствам.
Эти фактические обстоятельства подтверждены собранными по делу вышеуказанными доказательствами.
Проанализировав указанные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья приходит к выводу о нарушениях приведенных требований трудового законодательства ПАО «Южный Кузбасс» и считает, что главный государственный инспектор труда в результате проведенной проверки имел доказательства и достаточные данные для установления в деянии ПАО «Южный Кузбасс» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1. КоАП РФ. Доводы жалобы не состоятельны, основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Наказание назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, в пределах санкции, учтено, что юридическое лицо ранее подвергалось административному наказанию за аналогичное правонарушение от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Кемеровской области о привлечении Публичного акционерного общества «Угольная компания «Южный Кузбасс» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения в Кемеровский областной суд.
Судья: И.М. Антипова