№ 12-71/2021
УИД 91RS0008-01-2021-003191-32
Р Е Ш Е Н И Е
город Джанкой 28 сентября 2021 года
Судья Джанкойского районного суда Республики Крым Николаева Е.П., при секретаре Кутмеровой Э.С., с участием представителя МУП «Вариант» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу директора МУП «Вариант» на постановление Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) № от ДД.ММ.ГГГГ по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Крым и г. Севастополь Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ№, МУП «Вариант» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 (трехсот тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, МУП «Вариант» в лице директора ФИО4 подало в Джанкойский районный суд Республики Крым жалобу, в которой просит указанное постановление признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель МУП «Вариант» ФИО3 поддержала доводы жалобы в полном объеме, просила отменить постановление Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, как незаконное и необоснованное. Пояснив, что МУП «Вариант» оказывает услуги по размещению (накоплению) на полигоне ТКО (твердые коммунальные отходы) г. Джанкоя отходов IV-V класса опасности. Данные отходы образуются при транспортировке и размещению отходов с территории города Джанкоя и Джанкойского района, также у МУП «Вариант» заключены договора на размещение (накопление) отходов не относящихся к ТКО с АО «Джанкойский элеватор», ООО «Джанкойское ХПП» и ООО «Новатор».
МУП «Вариант» оказывает услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов с территории городского округа Джанкой и Джанкойского района на основании Контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного по итогам электронного аукциона с региональным оператором ГУП РК «Крымэкоресурсы», с данным предприятием у МУП «Вариант» заключен договор оказания услуг по приемке и размещению (захоронению) ТКО от ДД.ММ.ГГГГ. Также у МУП «Вариант» заключено Соглашение с Управлением по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, экологии, транспорта, капитального строительства администрации города Джанкоя Республики Крым, по уборке улиц, площадей, автобусных остановок, зимнему содержанию дорог местного значения городского округа Джанкой, содержанию в чистоте городского парка и уборке стихийных свалок на территории города Джанкоя.
Вид отходов передаваемых на размещение на полигоне, согласно Договоров: АО «Джанкойский элеватор» ФККО: 7 33 39002715 (смет с территории предприятия практически неопасный); 30116112495 (отходы от механической очистки зерна); 30116111425 (пыль зерновая); 81110001495 (грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами); ООО «Джанкойский ХПП» ФККО: 30116112495 (отходы от механической очистки зерна); 30116111425 (пыль зерновая); ООО «Новатор» ФККО 82220101215 (лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме); ГУП РК «Крымэкоресурсы» - ТКО с территории городского округа Джанкой и Джанкойского района, отходы, в том числе крупногабаритные, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, а также отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Так, МУП «Вариант» не принимает указанные Управлением виды отходов: пневматические шины отработанные, кабель связи, утративший потребительские свойства, картон незагрязненный, тара полиэтиленовая загрязненная нефтепродуктами, платы электронные утратившие потребительские свойства, пластик АБС, пенопласт незагрязненный, кабель – канал, утративший потребительские свойства. Данные отходы могли попасть на полигон от физических лиц, которые поместили их в контейнеры или организовали несанкционированные свалки на территории города Джанкоя. МУП «Вариант» имеет Паспорт отходов I - IV класса опасности, на отходы при ликвидации свалок твердых коммунальных отходов состоящих из: бумаги, резины, пластмасса, стекло, текстиль, древесина, железо, диоксид кремния.
В г. Джанкое планировалось построить МПС (мусороперерабатывающую станцию) с элементами сортировки до 2020 года, но на данный момент проект не реализован в связи с этим сортировки на полигоне нет. Однако МУП «Вариант» по своей инициативе организовало сбор ПЭТ-бутылок, который проводится с ДД.ММ.ГГГГ. МУП «Вариант» не допускает размещение отходов запрещенных к размещению на полигоне.
Представитель контролирующего органа в судебное заседание не явился, будучи уведомленным надлежащим образом о времени и дате слушания дела, каких-либо заявлений, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не предоставил.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО5 пояснил, что на полигоне ТКО отсутствует линия по сортировке отходов, которые поступают на полигон от «Экоресурсов» и после уборки территории города Джанкой, поэтому допускает наличие на теле полигона отходов, содержащих полезные компоненты, хотя они собственными силами пытаются такие компоненты отбирать.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, выслушав явившихся лиц, проверив доводы заявителя, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно пункту 8 части 2 и части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность при размещении отходов производства и потребления, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Нормы, регламентирующие обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, содержатся в том числе, в Федеральных законах от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актах.
В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения руководителя Южного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении МУП «Вариант», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, результаты которой отражены в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе данной проверки выявлены нарушения требований части 8 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно установлено, что МУП «Вариант» допускает захоронение отходов, содержащих полезные компоненты на территории эксплуатируемого объекта размещения отходов, а в частности таких видов отходов как камеры пневматических шин автомобильных отработанных 9 21 120 01 50 4, отходы упаковочного картона незагрязненные 4 05 183 01 60 5, микросхемы контрольно-измерительных приборов 4 82 695 11 52 4. Все указанные виды отходов включены в Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.
По результатам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица МУП «Вариант» государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Крым и г. Севастополь Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО6 составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, копия которого вручена представителю по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГФИО5
Постановлением того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ№ юридическое лицо МУП «Вариант» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 (трёхсот тысяч) рублей за то, что допускает захоронение отходов, содержащих полезные компоненты на территории эксплуатируемого объекта размещения отходов, чем нарушило требования части 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
При этом судом установлено, что МУП «Вариант» является оператором в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Крым, осуществляет прием и размещение таковых на полигоне ТКО в г. Джанкой. Имеет первую категорию рисков, то есть является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по обращению с отходами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Положениями данного закона установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Частью 8 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. № 1589-р.
Согласно программе ПЭК МУП «Вариант» должен осуществлять контроль по приему на полигон отходов, внесенных в перечень отходов, запрещенных к захоронению согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. № 1589-р.
Из представленного суду акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при проведении проверки отобраны пробы отходов, которые были размещены на теле полигона. Согласно протоколам компонентного состава следует, что МУП «Вариант» допускает захоронение отходов, содержащих полезные компоненты на территории эксплуатируемого объекта размещения отходов, в том числе таких видов отходов, как: камеры пневматических шин автомобильных отработанных, отходы упаковочного картона незагрязненные; микросхемы контрольно-измерительных приборов. Все они включены в перечень отходов, запрещенных к захоронению согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. № 1589-р.
Имеющиеся в материалах дела доказательства виновности МУП «Вариант» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Совокупность исследованных судом доказательств позволяет определенно установить, что юридическим лицом МУП «Вариант» не были приняты все необходимые меры для соблюдения норм закона, за нарушение которых установлена административная ответственность.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Вместе с тем имеются основания для изменения рассматриваемого постановления в части назначенного МУП «Вариант» административного наказания.
Так, в соответствии с частями 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
С учетом изложенного, а также характера совершенного административного правонарушения и конкретных обстоятельств дела - выявленные нарушения не причинили вред кому-либо и отсутствовала угроза возникновения причинения вреда; наличие тяжелого финансового положения МУП «Вариант», подтвержденного представленными финансовыми документами предприятия, согласно которых предприятие является муниципальным предприятием, не имеет финансовой прибыли, а, наоборот на момент рассмотрения дела расходы превышают его доходы, и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица назначенное предприятию административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией названной нормы, но до размера не менее половины минимального размера. При таких обстоятельствах, размер наказания по рассматриваемому постановлению в отношении МУП «Вариант» в виде штрафа подлежит уменьшению до 150 000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
жалобу директора МУП «Вариант» удовлетворить частично.
Постановление Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) № от ДД.ММ.ГГГГ по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП «Вариант» изменить, в части назначенного наказания.
Назначить МУП «Вариант» административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, штраф с применением части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Джанкойский районный суд Республики Крым по правилам, установленным статьями 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток с момента получения.
Полный текст решения изготовлен 01.10.2021 года.
Судья Е.П. Николаева