Дело №12-71/2021 Копия
УИД 52RS0014-01-2020-003600-28
Дело №12-115/2021
УИД 52RS0014-01-2021-001418-12
РЕШЕНИЕ
г.Балахна 06 июля 2021 года
Судья Балахнинского городского суда Нижегородской области Плеханов В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы Нижегородской региональной общественной организации «Дорожный контроль 52» на постановления начальника Северо-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды управления охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, и от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Северо-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды управления охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО2№-Б от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Нижегородская региональная общественная организация «Дорожный контроль 52» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Постановлением начальника Северо-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды управления охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО2№-Б от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Нижегородская региональная общественная организация «Дорожный контроль 52» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлениями, Нижегородская региональная общественная организация «Дорожный контроль 52» (далее- НРОО «ДК-52») обратилась в суд с жалобами, в которых просит обжалуемые постановления отменить, производства по делам прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование жалоб заявитель указал, что НРОО «ДК-52» не является лицом, установившим своим решением территорию проведения этапа чемпионата, о чем указано в оспариваемых постановлениях. Координатором чемпионата НРОО «ДК-52» был заключен договор с ФИО3 на выполнение работ по организационно-маршрутной подготовке спортивных соревнований и именно ФИО3 в силу имеющихся у него на основании договора обязанностей была определена территория проведения соревнований, на которой отсутствовали знаки для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов. При прокладке трассы были обнаружены многочисленные следы от техники, повреждения грунта, следы комки. К роднику имелась дорога. Требования соблюдения норм водного и экологического законодательства НРОО «ДК-52» были соблюдены. Полагает, что вывод о причинно-следственной связи между проведением соревнований и экологическим вредом носит предположительный характер и не подтверждается какими-либо доказательствами. Считает, что НРОО «ДК-52» не является субъектом вмененных административных правонарушений.
Представитель, защитник НРОО «ДК-52», должностное лицо, вынесшее оспариваемые постановления, представитель Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры, извещенные надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель административного органа ФИО4 в судебном заседании, не согласившись с доводами жалоб, просила оспариваемые постановления оставить без изменения.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, проверив материалы дела, суд установил следующее.
Нижегородская региональная общественная организация «Дорожный контроль 52», являясь организатором соревнований по автомобильному спорту по дисциплине «трофи-рейд» в период с 28.08.2020 по 30.08.2020 в районе д. Рылово МО «р.п. Гидроторф» Балахнинского муниципального района Нижегородской области, определив местом проведения соревнований, предусматривающих движение по преодолению бездорожья на полноприводных автомобилях (внедорожниках), специальных внедорожных мотоциклах, квадрациклах, территорию болот, обводненных карьеров, водоотводных каналов карьеров, свои действием/бездействием допустила нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, а также нарушение специального режима осуществления хозяйственной деятельности и иной деятельности в водоохранной зоне водных объектов (ручья, истока ручья – природного выхода подземных вод, родника, болота), использование водоохранных зон водных объектов (ручья, истока ручья, родника, болота) с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, предусмотренных Водным кодексом РФ.
Согласно поступившим в министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области обращений, согласно находящейся в открытом доступе в сети Интернет информации, а также при проведении обследовании территории было установлено, что в период с 29 по 30 августа 2020 года в районе д.Рылово проводился Чемпионат Нижегородской области по автомобильному спорту по дисциплине «трофи-рейд». В соревнованиях приняли участие более 80 экипажей автомобилей. Основным организатором мероприятия выступила Нижегородская региональная общественная организация «Дорожный контроль-52»(ИНН №).
Из положения о чемпионате Нижегородской области по трофи-рейдам следует, что чемпионат проводился НРОО «Дорожный контроль-52» по поручению Региональной физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация развития автомобильного и мотоциклетного спорта Нижегородской области», организатором соревнований являлась НРОО «Дорожный контроль-52» в период с 28 по 30 августа 2020 года.
При анализе полученной информации, фотоматериалов обращений, информации, фото и видеоматериалов из СМИ, в сети «Интернет», при изучении Генерального плана МО «р.п. Гидроторф», правил землепользования и застройки МО «р.п. Гидроторф», сведений информационного ресурса Росреестра «Публичная кадастровая карта», установлено, что при проведении соревнований по автомобильному спорту движение автомобилей-внедорожников осуществлялось в кадастровом квартале № на землях категории сельскохозяйственного назначения, восточнее д.Рылово, у основания Рыловской горы в пониженном рельефе местности в месте нахождения родников, болота, поверхностного водотока (ручья). Вышеуказанные территории находится вне границ населенных пунктов.
При проведении обследования территории в период с 11.09.2020 по 28.09.2020 в присутствии заместителя главы администрации муниципального образования «рабочий поселок Гидроторф» Балахнинского муниципального района Нижегородской области установлено, что деревня Рылово в Балахнинском районе представляет собой индивидуальную жилую застройку, граничит с землями лесного фонда, землями сельскохозяйственного назначения, расположена на относительном возвышении рельефа местности, называемом Рыловской горой, высотой около 30 м. У основания Рыловской горы с восточной стороны имеются несколько безнапорных выходов подземных вод (родников), традиционно используемых населением Балахнинского района для питьевых нужд. Родники, болото у основания (подножия склона) Рыловской горы являются истоком сформированного небольшого водотока (ручья), длиной около 250 м., шириной около 1 м., впадающего в мелиоративный канал бывших торфоразработок.
Обследуемый земельный участок густо покрыт древесно-кустарниковой растительностью. На площади около 9 га видны следы недавнего массового движения автомобильной техники для движения по бездорожью, сформированные проезды, в том числе движения автомобилей-внедорожников в непосредственной близости к болоту, на расстоянии менее 50 метров от источников ручья (родника и болота). На обследуемой территории имеется большое количество (более 100) снесенных автомобилями деревьев и кустарников лиственных пород (ольха, осина, береза, рябина), с диаметрами стволов от 8 до 25 см. Факты порчи, загрязнения, уничтожения почвы в ходе обследования не установлены.
При обследовании обнаружены следы движения автомобилей-внедорожников на расстоянии около 1-5 м от водотока (ручья), а так же непосредственно по водотоку (ручью), что привело к разрушению сформированного водотока, хаотичному разливу воды по рельефу местности. При обследовании обнаружены следы пересечения водоотводных каналов автомобилями-внедорожниками, следы движения автомобилей по обводненным карьерам, измененные в результате движения автомобилей дно и берега водоотводных каналов, обводненных карьеров. При обследовании обнаружены следы движения автомобилей по болоту.
Таким образом в период проведения соревнований в районе д.Рылово Балахнинского района Нижегородской области с 28.08.2020 по 30.08.2020, организатором которых являлась НРОО «ДК-52», осуществлялось:
- использование болот и их частей для целей движения специальных автомобилей-внедорожников, что может привести к ухудшению их состояния, истощению вод;
- использование водных объектов, изменение дна и берегов водных объектов (обводненных карьеров, водоотводных каналов карьеров, ручья) без осуществления мероприятий по охране водных объектов;
- использование поверхностных водных объектов (обводненных карьеров, болот, водоотводных каналов карьеров) для целей, не предусмотренных Водным Кодексом Российской Федерации - для движения по ним специальных автомобилей-внедорожников;
- движение и стоянка автомобилей в водоохранной зоне поверхностных водных объектов - истока ручья (выхода подземных вод - родника и болота), ручья, протекающего в районе д.Рылово Балахнинского района Нижегородской области, обводненных карьеров торфоразработок, болот, водоотводных каналов карьеров,
- движение и стоянка транспортных средств в границе водоохранной зоны ручья, совпадающей с границей прибрежной защитной полосы, истока ручья (родника), ширина которых для ручьев протяженностью до 10 км, и для истоков ручья установлена в 50 метров.
Указанные выше действия являются нарушением ст.37, ч.2 ст.55, ст.57, ст.61, ст.65 Водного кодекса РФ.
В связи с выявленными нарушениями в отношении НРОО «ДК-52» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.
Кроме того, в период проведения соревнований в районе д.Рылово Балахнинского района Нижегородской области с 28.08.2020 по 30.08.2020, организатором которых являлась НРОО «ДК-52», осуществлялось:
- движение и стоянка автомобилей в водоохранной зоне, совпадающей с границей прибрежной защитной полосы, поверхностного водного объекта - ручья, протяженностью около 250 метров, ширина которых для ручьев, протяженностью до 10 км, установлена в 50 метров;
- движение и стоянка автомобилей в водоохранной зоне - истока ручья (выхода подземных вод - родника и болота), которая для истоков ручья установлена в 50 метров.
Движение вышеуказанных автомобилей осуществлялось по самостоятельно сформированным дорогам, не имеющим твердого покрытия. Трассировка и конкретное место проведения соревнований, как с администрацией муниципального образования «рабочий поселок Гидроторф» Балахнинского муниципального района, так и администрацией Балахнинского муниципального района Нижегородской области НРОО «ДК-52» согласованы не были. НРОО «ДК-52» при принятии решения о месте проведения соревнований действовало самостоятельно.
Указанные выше действия являются нарушением статьи 65 Водного кодекса РФ.
В связи с выявленными нарушениями в отношении НРОО «ДК-52» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.
Согласно ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст.37 Водного кодекса РФ водопользование осуществляется с предоставлением или без предоставления водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей.
Согласно ч.2 ст.55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу ст.57 Водного кодекса РФ загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами запрещаются. Осушение либо иное использование болот или их частей не должно приводить к ухудшению состояния неиспользуемых частей этих болот, других водных объектов и к истощению вод.
В соответствии со ст.61 Водного кодекса РФ, проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности. Физические лица, юридические лица, осуществляющие проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, обязаны осуществлять мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения и засорения.
Согласно ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью до десяти километров - в размере пятидесяти метров.
Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
В границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением из движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
На основании собранных документов, подтверждающих факт совершения административных правонарушений (протоколов об административном правонарушении от 18.11.2020 №-Б и №-Б; акта планового рейдового осмотра, обследования №-Б от 28.09.2020 и фотоматериалов; переписки между НРОО «ДК-52» и администрацией Балахнинского муниципального района относительно организационных моментов проведения соревнований, в ходе чего, место проведение соревнований не обсуждалось и не согласовывалось; положения чемпионата Нижегородской области по трофи-рейдам; распоряжения Врип главы местного самоуправления №-р от ДД.ММ.ГГГГ; имеющихся в материалах дела объяснений; полученных из сети Интернет материалов (фотоматериалов) и др.) НРОО «ДК-52» оспариваемыми постановлениями привлечена к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 и ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.
Анализируя вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что должностным лицом, вынесшим обжалуемые постановления, правильно установлена вина НРОО «ДК-52» в инкриминируемых правонарушениях.
Факт совершения административных правонарушений и виновность НРОО «ДК-52» подтверждены совокупностью вышеуказанных доказательств, достоверность и допустимость который сомнений не вызывают.
Доводы жалобы являлись предметом оценки со стороны должностного лица при рассмотрении дел об административных правонарушениях, при этом должностное лицо обоснованно пришло к выводу о несостоятельности этих доводов, что было отражено в постановлениях.
НРОО «ДК-52» привлечена к административной ответственности, как организатор соревнований, нарушивший требования приведенных выше норм.
При указанных обстоятельствах, изложенные в жалобе доводы, суд расценивает как избранный способ защиты, чтобы избежать наступления административной ответственности, которые, кроме того, не свидетельствует об отсутствии вины НРОО «ДК-52» в совершении инкриминируемых правонарушений и не освобождают ее от административной ответственности. Они направлены на переоценку выводов должностного лица о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводы должностного лица, поэтому не могут служить основанием для отмены обжалуемых постановлений.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены нарушения КоАП РФ и предусмотренные им процессуальные требования, в том числе, влекущие ущемление прав лица, привлеченного к административной ответственности, не позволявшие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При производстве по настоящему делу юридически значимые обстоятельства определены правильно.
Вместе с тем, при определении наказания суд приходит к следующему.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
Согласно ч.1 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу ч.2 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Как следует из материалов дел об административных правонарушениях, нарушения были совершены НРОО «ДК-52» в результате совершения одного действия.
Рассмотрение возбужденных в отношении НРОО «ДК-52» дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.4 ст.8.13 и ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, подведомственно одному органу.
Следовательно, НРОО «ДК-52», совершив одним действием административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст.8.42 и ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же органу, подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с положениями ч.2 статьи 4.4. КоАП РФ с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания, то есть в соответствии с санкцией ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.
Оснований для применения при назначении наказания положений ст.ст.2.9, 4.1.1, ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ судом не установлено.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника Северо-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды управления охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ№-Б по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Нижегородской региональной общественной организации «Дорожный контроль 52», изменить.
Постановление начальника Северо-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды управления охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ№-Б по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Нижегородской региональной общественной организации «Дорожный контроль 52», изменить.
Назначить Нижегородской региональной общественной организации «Дорожный контроль 52» административное наказание за совершение обоих вышеуказанных административных правонарушений, предусмотренных ч.4 ст.8.13 и ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, в соответствии с ч.2 ст.4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере двести тысяч рублей.
В остальной части обжалуемые постановления оставить без изменения, а жалобу Нижегородской региональной общественной организации «Дорожный контроль 52» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья подпись В.А. Плеханов
Подлинник решения находится в материалах дела Балахнинского городского суда Нижегородской области.
Копия верна.
Судья В.А. Плеханов