Дело № 12-720/2018 Р Е Ш Е Н И Е г. Челябинск 29 июня 2018 года. Судья Центрального районного суда г. Челябинска Бандуровская Е.В., при секретаре Галеевой Ю.Р., с участием заявителя директора МКУ «Служба городских кладбищ» ФИО4, представителя Министерства экологи Челябинской области ФИО5 и государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МКУ «Служба городских кладбищ» ФИО4 -на постановление заместителя Министра экологии Челябинской области, заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Челябинской области ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым юридическое лицо МКУ «Служба городских кладбищ» привлечено к административной ответственности по ст.8.39 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей, УСТАНОВИЛ: Постановлением заместителя Министра экологии Челябинской области, заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Челябинской области ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ по делу № (18)-у юридическое лицо – МКУ «Служба городских кладбищ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей. Директор МКУ «Служба городских кладбищ» не согласившись с указанным постановлением, обратилась в суд с жалобой в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что в действиях юридического лица отсутствует вина в совершенном правонарушении, поскольку в марте 2016 года по требованию учреждения, в целях не расширения территории кладбища, а также во исполнение контракта, заключенного между ООО «Зенит-Гео» и Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям <адрес>, был осуществлен вынос в натуру координат поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером <адрес> предоставленного учреждению для эксплуатации территории действующего кладбища, о чем был составлен Акт выноса в натуру координат поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером <адрес> Границы участка на местности были закреплены на углах поворота металлическими кольями (межевыми знаками). Принимая во внимание сезонные условия (на кладбищах лежал снег) работниками кладбища было принято решение осуществить дублирование выноса межевых знаков посредствам навязывания сигнальных лент на ближайших деревьях. Дублирование установки знаков проводилось в точном соответствии со знаками, закрепленными на местности кольями. МКУ «Служба городских кладбищ» не являлось стороной муниципального контракта, вынос границ осуществлялся в присутствии работника кладбища, без участия и предварительного уведомления руководства учреждения и главного инженера о проведении работ по выносу границ на кладбище. Кроме того, заявитель не участвовал в приемке работ по указанному муниципальному контракту. Факт выноса границ подтвердил нахождения части захоронений кладбища «Митрофановское» за пределами земельного участка, предоставленного учреждению. Осенью 2016 года в рамках муниципального контракта, заказчиком по которому выступал Заявитель, были осуществлены работы по установке фрагментов ограждения территории кладбища. Ограждение проводилось только в той части, где захоронения, согласно вынесенным межевым знакам, располагались в границах кладбища. В контракт, заключенный учреждением на установку ограждения, не представлялось возможным включить работы по установке, либо проверке уже вынесенных и закрепленных на местности межевых знаков. Полагая, что дополнительные межевые знаки, вынесенные и закрепленные на деревьях, актуальны, учреждение произвело установку фрагментов ограждения. Захоронения ФИО8, ФИО9, ФИО10, были произведены в пределах территории, огороженной забором. В связи с чем, вина учреждения в установленном правонарушении отсутствует. Учреждением приняты все зависящие меры по соблюдению положений действующего законодательства. Также обращает внимание, что в настоящее время между г. Челябинском и Челябинской областью решается вопрос о перераспределении земельных участков, в том числе участка земли, занятого вышеуказанными захоронениями. Одной из целей указанного перераспределения является расширение территории кладбища с учетом фактических захоронений. Территория занятая захоронениями ФИО8, ФИО9 и ФИО10 в будущем станет частью кладбища «Митрофановское». Вред, причиненный совершенным правонарушением, является не значительным для особо-охраняемой природной территории и не представляет опасности для особо-охраняемой природной территории. В судебном заседании Директор МКУ «Служба городских кладбищ» ФИО4 доводы жалобы полностью поддержала, пояснив, при установлении фрагментов ограждения, ориентировались на ленты на деревьях, то есть на знаки которые установлены «Зенит-Гео», при этом учреждение лишено было возможности проверить правильность вынесенных межевых знаков, так как для этого бюджетом не выделяются денежные средства. Представитель Министерства экологии Челябинской области ФИО5 и лицо составившее протокол – ст. государственный инспектор Челябинской области в области охраны окружающей среды ФИО6 в удовлетворении жалобы просили отказать. В отзыве на жалобу указали, что МКУ «Служба городских кладбищ» было заинтересовано в выполнении работ по выносу в натуру координат поворотных точек границ земельного участка и могло принять все зависящие меры по участию руководства в осуществлении данных работ в установлении точных координат границ земельного участка. Кроме того ранее учреждение неоднократно привлекалось за аналогичное правонарушение в указанной части территории Митрофановского кладбища. Заслушав участников процесса, изучив доводы жалобы и представленные материалы дела, судья приходит к следующему. Статьей 8.39 КоАП РФ установлено, что нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой. Решением исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 21 января 1969 года №29 области «Об охране памятников природы в области» Челябинский городской бор отнесен к памятникам природы областного значения. В соответствии со ст.27 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и ст.16 Закона Челябинской области от 14.05.2002 года №81-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области» на территориях, на которых находятся памятники природы регионального значения, и в границах их зон запрещается всякая деятельность влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы регионального значения. Границы памятника природы Челябинской области Челябинский (городской) бор и его охранной зоны установлены постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 29.09.2011 №610 «Об утверждении границ памятника природы Челябинской области Челябинского (городского) бора и его охранной зоны». В соответствии с пп.8 пункта 19 Раздел V Положения о памятнике природы Челябинской области Челябинский (городской) бор, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 15.02.2007 №27-п «Об утверждении Положений о памятниках природы Челябинской области Челябинский (городской) и Каштакский боры», в границах памятника природы запрещается размещение новых и расширение существующих кладбищ и скотомогильников. Деятельность на территории кладбища «Митрофановское» осуществляет МКУ «Служба городских кладбищ» на основании распоряжения Первого заместителя Главы Администрации города Челябинска от 10.05.2011 № 2738-к «О создании муниципального казенного учреждения «Служба городских кладбищ.» Согласно уставу Муниципальное казенное учреждение «Служба городских кладбищ» осуществляет следующие виды основной деятельности: выдача разрешений на захоронения; выдача разрешений на установку надмогильных сооружений с последующей регистрацией в книге учета; проведение инвентаризации захоронений; обновление книг захоронений; регистрация захоронений умерших в регистрационной книге. Как следует из представленных материалов в ходе обследования от ДД.ММ.ГГГГ, территории памятника природы Челябинской области Челябинский городской бор, проведенного начальником 11 участка ОГУ ООПТ ЧО ФИО11, выявлено, что координаты установленного забора Митрофановского кладбища, а также места новых захоронений граждан (ФИО8, ФИО9, ФИО10) находятся в границах территории памятника природы Челябинской области Челябинский городской бор, что является нарушением пп.8 п.19 раздела V Положения о памятнике природы Челябинской области Челябинский городской бор, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 15.02.2007 №27-п. В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Указанные обстоятельства и вина МКУ «Служба городских кладбищ» в совершении вмененного административного правонарушения объективно подтверждаются результатами проведенного административного расследования и представленными доказательствами, имеющимися в материалах дела, а именно: - протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МКУ «Служба городских кладбищ» по ст.8.39 КоАП РФ; - протоколом осмотра территории МКУ «Служба городских кладбищ» от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым произведен осмотр территории «Митрофановского» кладбища с захоронениями (ФИО2ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ) в ходе осмотра установлены расстояние от ограждения до захоронений, также установлены точки координат захоронений, составлена план-схема; - ответом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ о результатах работ по координированию части фактического ограждения земельного участка <адрес> (Митрофановское кладбище), полученных при геодезической съемке, проведенных Управлением Росреестра, с таблицей и фотоматериалом; - кадастровой выпиской о земельном участке <адрес> государственного кадастра недвижимости; - актом обследования (осмотра) от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому произведен осмотра территории Челябинского бора и территории Митрофановского кладбища и были отсняты координаты мест захоронений (ФИО2ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ), при наложении координат на карту установлено, что захоронения и установленный забор находятся в границах памятника природы Челябинский бор, с представленным фотоматериалом и план - схемой к акту обследования; - выпиской из единого государственного реестра юридических лиц с предоставлением сведений о юридическом лице МКУ «Служба городских кладбищ». Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, составляет размещение новых и расширение существующего кладбища. Таким образом, МКУ «Служба городских кладбищ» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.39 КоАП РФ. Доводы заявителя о том, что при установлении фрагмента ограждения кладбища они полагали, что дополнительные межевые знаки актуальны, поскольку данные знаки были установлены по результатам, вынесенных ООО «Зенит-Гео» в натуру координат поворотных точек границ земельного участка, вынос границ участка производился без участия и уведомления руководства кладбища, ограждение кладбища произведено по вынесенным межевым знакам, в связи с чем вина учреждения в совершенном правонарушении отсутствует, не принимаются судом. В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм. Как следует из Распоряжения зам главы администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№-к МКУ «Служба городских кладбищ» (землепользователь) предоставлен земельный участок <адрес> в бессрочное пользование. При этом землепользователь обязан при изменении реквизитов, объектов землепользования и выявления посторонних землепользователей сообщить в КУиЗО. Согласно кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером <адрес> установлено описание местоположения границ земельного участка с указанием координат поворотных точек. При этом показатели координат поворотных точек, дирекционного угла и длинны указанные в акте выноса в натуру координат поворотных точек границ земельного участка <адрес> составленным ООО «Зенит – Гео» соответствуют координатам, указанным в кадастровой выписке на земельный участок, в связи с чем, у суда нет оснований полагать о ненадлежащем установлении ООО «Зенит – Гео» межевых знаков, которые в натуре значительно расходятся с установленными ООО «Зенит-Гео» координатами. Указанный акт составлен в присутствии представителя МКУ «Служба городских кладбищ», которым не указано, что он не уполномочен на подписание акта, то суд делает вывод, что МКУ «Служба городских кладбищ», как землепользователю, было достоверно известно о границах земельного участка, выделенного для кладбища. Учитывая изложенное, у МКУ "Служба городских кладбищ" при должной степени осмотрительности, при наличии описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <адрес> содержащегося в кадастровой выписке, а также содержащихся в акте ООО «Зенит - Гео», имелась ничем не ограниченная возможность определить на местности границы земельного участка, то есть заявитель должен был знать о размещении захоронений за территорией отведенного на эти цели земельного участка. МКУ "Служба городских кладбищ" при каких-либо сомнениях относительно местоположения и границ земельного участка с кадастровым номером <адрес> был вправе обратиться к учредителю, КУИЗО <адрес>, администрацию <адрес> для установления соответствия границ по которым произведено ограждение кладбища. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что МКУ «Служба городских кладбищ» приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства. Следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у МКУ «Служба городских кладбищ» имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях учреждения. При таких обстоятельствах, действия МКУ «Служба городских кладбищ» верно квалифицированы по ст.8.39 КоАП РФ. При производстве по делу об административном правонарушении юридически значимые обстоятельства заместителем министра определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Обжалуемое постановление соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности МКУ «Служба городских кладбищ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, не нарушены. Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении, допущено не было. Оснований для отмены постановления заместителя Министра экологии, и прекращения производства по делу в отношении МКУ «Служба городских кладбищ» судья не усматривает. Довод заявителя о возможности прекращения производства по делу ввиду малозначительности совершенного деяния не могут быть приняты судом. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Однако, как указано в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. С учетом указанных разъяснений суд приходит к выводу о невозможности признать допущенное заявителем правонарушение малозначительным. При этом суд принимает во внимание характер допущенного правонарушения и обстоятельства его совершения. Правонарушение совершено в области охраны окружающей среды и природопользования не может быть признано малозначительным правонарушением, так как действиями МКУ «Служба городских кладбищ» причинен значительный урон природному объекту, нарушен установленный режим памятника природы Челябинской области Челябинского городского бора. Кроме того, захоронения и в дальнейшем могут пагубно влиять на природу бора, а каким бы то ни было образом исправить содеянное не представляется возможным как в силу законодательства так и по этическим причинам. Вместе с тем, суд приходит к выводу, что, назначая МКУ «Служба городских кладбищ» административное наказание за совершенное административное правонарушение, Заместитель Министра экологии, заместитель главного инспектора Челябинской области по надзору в области охраны окружающей среды Челябинской области ФИО7 не в полной мере учла имущественное положение юридического лица. Так установлено, что МКУ «Служба городских кладбищ» является бюджетным учреждением, а потому суд, учитывая его имущественное и финансовое положение, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд приходит к выводу, что указанные обстоятельства, возможно признать исключительными, и в соответствии с п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ полагает необходимым изменить постановление Заместителя Министра экологии, заместителя главного инспектора Челябинской области по надзору в области охраны окружающей среды Челябинской области ФИО7 в части назначения наказания в виде штрафа с учетом положения п.3.1 ст.4.1 КоАП РФ, снизив наказание. На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Р Е Ш И Л: Постановление старшего Заместителя Министра экологии, заместителя главного инспектора Челябинской области по надзору в области в области охраны окружающей среды Челябинской области ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении МКУ «Служба городских кладбищ» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, указав сумму штрафа в размере 150000 рублей (сто пятьдесят тысяч рублей), в остальной части постановление оставить без изменения, а доводы жалобы без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти суток с момента получения его копии через Центральный районный суд г.Челябинска. Судья: п/п Е.В. Бандуровская Копия верна. Судья: Е.В. Бандуровская Секретарь: Ю.Р. Галева |