Адм. дело № -----
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
дата года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Савельева В.В., рассмотрев жалобу ------ ОАО «------» ФИО8 на постановление № ----- от дата года руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике ФИО1 о его привлечении к административной ответственности по ч.6.3 ст. 15.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № ----- от дата года, вынесенным руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике ФИО1 по делу об административном правонарушении должностное лицо - ------ ОАО «ФИО9» ФИО10 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6.3 ст. 15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере ----- рублей за не соблюдение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям по контракту № ----- от дата года.
Не согласившись с данным постановлением, ------ ОАО «------» ФИО11 обжаловал его в Ленинский районный суд г. Чебоксары. В своей жалобе заявитель просит отменить постановление о назначении административного наказания от дата г. по следующим основаниям. Во-первых, должностной инструкцией бухгалтера ОАО «------», утвержденной дата генеральным директором Общества (далее - Должностная инструкция), обязанность по предоставлению в Банк первичных бухгалтерских документов, в том числе, но, не ограничиваясь, по контрактам с участием иностранных контрагентов-нерезидентов и предоставление в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах по контрактам с участием иностранных контрагентов-нерезидентов отнесены к функциональным обязанностям бухгалтера. Учредительными документами Общества также не предусмотрено возложение обязанностей по предоставлению в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах (что не является бухгалтерской отчетностью) на генерального директора Общества. Под должностным лицом, согласно КоАП РФ понимаются лица, осуществляющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции и другие работники иных организаций. Таким образом, ------ Общества ФИО12 не участвовал и не мог знать: - о несвоевременном предоставлении в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах по акту оказанных услуг № б/н от дата по контракту №----- от дата., следовательно, не может привлекаться за совершение административного правонарушения, которое им совершено не было. Во-вторых, просит приметь положения ст.2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного правонарушения, поскольку за период с дата г. по дата г. в учете ОАО «------» проведены операции по 19 договорам с контрагентами-нерезидентами, и только в единственном случае допущена просрочка в предоставлении в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, что не повлекло существенной угрозы для охраняемых общественных отношений в сфере валютного регулирования и валютного контроля. В связи с тем, что ФИО13 привлекается к административной ответственности впервые; характер правонарушения, а также размер вреда и тяжести наступивших последствий не представляют существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; отсутствует причиненный имущественный вред, при совершении вышеуказанного административного правонарушения отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность, и в соответствии с принципом соразмерности, имеются основания для освобождения от административной ответственности.
В судебное заседание заявитель – ------ ОАО «------» ФИО14 не явился, обеспечив явку представителя ФИО15., на основании доверенности № ----- от дата., который жалобу поддержал в полном объеме, по основаниям в ней изложенным, просил жалобу удовлетворить, постановление должностного лица отменить.
_Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике по доверенности ФИО16 просил в удовлетворении жалобы отказать в связи с необоснованностью. Считает, что факт совершения административного правонарушения ------ ОАО «------» ФИО17 полностью доказывается представленными материалами административного дела, доводы, изложенные в жалобе, считает несостоятельными, поскольку бухгалтер не может быть субъектом данного правонарушения, так как не обладает признаками должностного лица, указанными с в ст.2.4 КоАП РФ, о чем представил суду письменные возражения.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы не связан с ее доводами и проверяет дело в полном объеме.
Часть 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных лиц за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней, в виде наложения административного штрафа в размере от четырех до пяти тысяч рублей.
В силу положений ч. 4 ст. 5 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ (далее - закон N 173-ФЗ) Центральный банк России устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций определен в Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».
Из представленных материалов дела следует, что дата между ОАО «------» (Покупатель) и ------, Италия (Продавец) заключен контракт № ----- на поставку оборудования, указанного в договоре № ----- от дата и его приложениях, который будет осуществляться на условиях DAP ОАО «------», адрес, ----- г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия (согласно ------).
Разгрузка оборудования на заводе Покупателя осуществляется Покупателем.
Таможенная очистка в Чебоксарах должна осуществляться Покупателем, за счет Покупателя.
Согласно пункту 1.3 контракта отгрузка с завода продавца до 30дата
Из пункта 1.4 контракта следует, что время транзита из Бонате Сотто до таможни приблизительно 8 дней.
Согласно пункту 1.6 контракта Покупатель обязан осуществить разгрузку каждой прибывшей от Продавца машины оборудования в течение 48 часов с момента ее Прибытия к Покупателю.
В пункте 1.7. контракта предусмотрено, что в случае задержки платежей, оговоренных в статье 2 контракта, срок поставки переносится в соответствии с этой задержкой. Новый срок отгрузки должен быть согласован в течение 5 рабочих дней.
В пунктах 2.1, 2.2, 2.3 ст. 2 контракта предусмотрено, что общая стоимость погрузки оборудования в грузовики, страховки оборудования во время перевозки, таможенная очистка в Италии, транзит из Бонате Сотто до Чебоксары составляет ----- евро. Оплата осуществляется путем прямого платежа на расчетный счет Продавца до дата Датой оплаты считается дата кредита на счет Продавца.
Из пункта 2.4 ст.2 контракта следует, что доставка может состояться только после оплаты, указанной в пунктах 2.1,2.2, 2.3 контракта.
дата ОАО «------» по контракту оформлен паспорт сделки № ----- в Филиале № ----- Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) - Чувашское отделение (далее -уполномоченный банк). При этом в паспорте сделки дата завершения исполнения обязательств по контракту указана дата
Во исполнение контракта Обществом дата осуществлена оплата в сумме ----- евро, а нерезидентом оказаны услуги ОАО «------» по доставке оборудования по договору № ----- от дата на указанную сумму, что подтверждается платежным поручением № ----- от дата, декларацией на товары № ----- на общую сумму ----- евро, международными товарно-транспортными накладными (CMR) от дата № -----, № -----, № -----, № -----, № -----, № -----, № -----, № -----, № -----, актом оказанных услуг от дата № б/н на сумму ----- евро.
В п. 2 ч.2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) установлена обязанность резидентов вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Пунктом 9.1 Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция № 138-И) установлено, что при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к Инструкции № 138-И, документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) иным способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору).
В соответствии с подпунктом 9.1.3. п. 9.1. и подпунктом 9.2.2 п. 9.2. Инструкции № 138-И в случае выполнения. работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота, справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.
Согласно п. 9.3 Инструкции 138-И датой оформления подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе.
Акт оказанных услуг от дата № б/н на сумму ----- евро, подтверждающий оказание услуг по доставке оборудования по договору №----- от дата в соответствии с контрактом №----- от дата, подписан сторонами контракта без указания даты. Следовательно, датой оформления указанного акта является дата дата
Во исполнение п. 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 173-ФЗ, п. п. 9.2.2 п. 9.2 Инструкции № 138-И Общество в уполномоченный банк акт оказанных услуг от дата № б/н на сумму ----- евро, подтверждающий оказание услуг (выполнение работ) по контракту № ----- от дата, и справку о подтверждающих документах обязано было представить не позднее дата, а фактически указанную справку с подтверждающими документами представило только дата, то есть на 145 рабочих дней позднее установленного срока.
Данный факт не соблюдения установленного срока предоставления форм отчетности в уполномоченный банк, помимо вышеприведенных подтверждается протоколом об административном правонарушении № ----- от дата., а также заявителем не оспаривается.
Заявителем в жалобе оспаривается тот факт, что он не является субъектом данного правонарушения, поскольку в его должностные обязанности не входит функции представления форм учета и отчетности по валютным операциям, т.е. не является лицом, ответственным за предоставление в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, дана обязанность согласно должной инструкции возложена на ------ ФИО18
Анализируя представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о несостоятельности данных доводов по следующим основаниям.Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ являются только юридические лица и их должностные лица.
Согласно статье 2.4. КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
------ ОАО «------» ФИО19 согласно должностной инструкции, не имеет прав по совершению действий властного характера и не обладает организационно-распорядительными функциями. В ее должностные обязанности не входит контроль и обеспечение соблюдения валютного законодательства. Наличие функциональной обязанности по предоставлению в Банк первичных бухгалтерских документов, в том числе, предоставление в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах по контрактам с участием иностранных контрагентов-нерезидентов (п.п.6.5.1., 6.5.2) само по себе не свидетельствует о наделении ------ ФИО20 организационно-распорядительными или административно-хозяйственных функциями, следовательно, она не может нести административную ответственность по ч.6.3. ст. 15.25. КоАП РФ как должностное лицо.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действовавшего до 01.01.2013) и ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (вступившего в законную силу с 01.01.2013) ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.
Также вопреки рассуждениям заявителя, изложенным в желобе, анализ Устава Общества и трудового договора ------ свидетельствует, что ФИО21, являясь ------ ОАО «------», работающего на данной должности с дата на основании приказа № ----- от дата «О вступлении в должность генерального директора», должен организовать ведение бухгалтерского учета и отчетности в Обществе, работу и эффективное взаимодействие структурных подразделений Общества, обеспечивать составление и своевременное представление не только бухгалтерской и статистической отчетности о деятельности Общества, но и иной отчетности, информации о деятельности Общества, решать все вопросы производственно-хозяйственной деятельности Общества, давать указания по всем вопросам текущей деятельности Общества, осуществлять контроль за их исполнением.
Так, в соответствии с п. 18.1 Устава ОАО «------» (далее - Устав), утвержденного Общим собранием акционеров Общества дата (протокол № 1 от дата), руководство текущей деятельностью осуществляется единоличным исполнительным органом - ------.
Согласно п. 18.3 Устава генеральный директор осуществляет руководство текущей деятельностью к компетенции генерального директора Общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров и Совета директоров Общества. Генеральный директор Общества организует ведение бухгалтерского учета и отчетности в Обществе; издает приказы, утверждает (принимает) инструкции, локальные нормативные акты и иные внутренние документы Общества по вопросам его компетенции, дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества; решает иные вопросы текущей деятельности Общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров и Совета директоров Общества.
Из пунктов 18.12 и 18.13 Устава следует, что ------ Общества при исполнении своих прав и обязанностей должен действовать в интересах Общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении Общества добросовестно и разумно. ------ несет ответственность перед Обществом за убытки, причиненные Обществу виновными действиями (бездействиями).
В п. 20.2 Устава установлено, что ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в Обществе, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие государственные органы, несет генеральный директор Общества в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом.
В соответствии с п. 1.2 трудового договора от 16.12.2011, заключенного с ------ ОАО «------» ФИО22, ------ несет следующие обязанности: организует работу и эффективное взаимодействие структурных подразделений Общества; организует учет, обеспечивает составление и своевременное представление бухгалтерской и статистической отчетности о деятельности Общества и иной отчетности, информации о деятельности Общества.
В п. 1.4 трудового договора указано, что ------ имеет право: подписывать от имени Общества, в том числе хозяйственные договоры; самостоятельно в пределах своей компетенции, решать все вопросы производственно-хозяйственной деятельности Общества; давать указания по всем вопросам текущей деятельности Общества, осуществлять контроль за их исполнением.
Таким образом, материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что нарушение Обществом установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям по контракту № ----- от дата г. допущено вследствие ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей должностным лицом – ------ ОАО «------»
Согласно ст.2.4. КоАП РФ ------ ОАО «------» ФИО23 выполняющий организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в Обществе является должностным лицом, имеющим право совершать действия властного характера с учетом своей должности.
Таким образом, прихожу к выводу, что при рассмотрении дела должностное лицо административного органа правильно установило все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, правильно применил положения законодательства, дал правильную юридическую оценку действиям должностного лица – ------ ОАО «------» ФИО24 и на основе полного, объективного и всестороннего исследования вышеприведенных доказательств в их совокупности сделал обоснованный вывод о виновности ФИО25 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ.
Рассматривая доводы жалобы о малозначительности совершенного им правонарушения, прихожу к следующему.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, совершение правонарушения впервые, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Категория малозначительности относится к числу оценочных и определяется в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств совершенного правонарушения.
Категория малозначительности относится к числу оценочных и определяется в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств совершенного правонарушения.
Существенная угроза общественным отношениям в данном случае заключается в существенная угроза общественным отношениям в данном случае заключалась не в наступлении каких-либо материальных последствий или наличия какого-либо вреда, а в пренебрежительном отношении к требованиям закона. При этом как правильно указано Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике в письменных возражениях на жалобу, при рассмотрении дел данной категории нельзя не учитывать приоритетнее цели валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, за посягательство на которые установлена административная ответственность, законодательства об административных правонарушениях, направленного на защиту законных экономических интересов общества и государства от административных правонарушений. Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ неизбежно отражается на контрольных функциях государства и тем самым наносит ущерб его интересам. Доказательств, свидетельствующих о том, что ФИО26 принял все зависящие от него исчерпывающие меры, направленные на обеспечение исполнения Обществом обязанности в установленный срок, и по недопущению совершения правонарушения, материалы дела не содержат и суду не представлено. В связи с изложенным прихожу к выводу о невозможности освобождения заявителя от административной ответственности и наказания в виде штрафа в связи с малозначительностью административного правонарушения по ст. 2.9 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в жалобе ФИО27 по существу не содержат новых аргументов, которые бы не исследовались должностным лицом административного органа при рассмотрении дела, эти доводы направлены на переоценку доказательств в выгодном для него свете, которые исследовались и получили надлежащую оценку по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с которой у суда, рассматривающего жалобу, не имеется.
По результатам рассмотрения жалобы и материалов дела, оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, также не имеется. Обстоятельства, на основании которых было вынесено указанное постановление, доказаны.
Оспариваемое Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Закрепленные в статье 29.10 КоАП РФ требования к содержанию оспариваемого постановления административным органом соблюдены.
Административное наказание должностному лицу ФИО28 назначено с учетом с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ, характера совершенного им административного правонарушения, личности виновного, и является минимальным.
При таких установленных обстоятельствах считаю, что постановление Территориального управления о назначении административного наказания от дата № ----- в отношении должностного лица – ------ ОАО «------» ФИО29 является законным и обоснованным.
В соответствии с п.п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 30.6 и п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление № ----- от дата г., вынесенное руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике ФИО1 о привлечении ------ ОАО «------» ФИО30 к административной ответственности по ч.6.3 ст. 15.25 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток с момента вручения или получения его копии через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Судья В.В. Савельева
Мотивированное решение изготовлено:
дата.