№ 12-720/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Стех Н.Э.,
рассмотрев жалобу ООО «Парацельс МК» на постановление начальника Управления по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве Удмуртской Республики ФИО1 № 8<номер> от <дата> года о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ
ООО «Парацельс МК»,
Расположенного по адресу: <адрес>
ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника Управления по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве Удмуртской Республики ФИО1 № <номер> от <дата> года ООО «Парацельс МК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ (В ходе плановой выездной проверки Бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Шарканская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики», проведенной в период с <дата> года по <дата> года, выявлено несоблюдение ООО «Парацельс МК» по адресу: <адрес>, установленной формы протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее ЖНВЛП), чем нарушил порядок ценообразования, выразившийся в следующем.
В нарушение требований постановления № <номер> от <дата> «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» (далее постановление № 654), постановления Правительства Российской Федерации от <дата> года № <номер> (далее постановление № <номер>), Закона № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее Закон № 61-ФЗ), протоколы согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП к расходным накладным, полученном на Кыквинском ФАПе: № <номер> от <дата>, № <номер> от <дата>, составленные ООО «Парацельс МК», не соответствуют форме протокола, утвержденной Постановлением № <номер>, а именно:
- в протоколах отсутствуют графы «Суммарный размер фактической оптовой надбавки организации оптовой торговли», «Фактическая отпускная цена организации оптовой торговли без НДС (рублей);
- в строке подписей поставщика и получателя отсутствует: Ф.И.О. уполномоченного лица, дата.
Отсутствие в протоколе согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, обязательной информации и реквизитов, противоречит установленным требованиям и не позволяет оценить правильность формирования отпускных цен.),
подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
ООО «Парацельс МК» подана жалоба, в которой оно просит отменить вышеуказанное постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Основаниями к отмене постановления указывает следующее.
Согласно пункту 6 Правил №<номер> реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется при наличии протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, составленного утверждённой форме.
В соответствии с пунктом 8 Правил №<номер> организации оптовой торговли, имеющие структурные подразделения розничной торговли, могут формировать розничные цены на лекарственные препараты с применением одновременно оптовой и розничной надбавок к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, размер которых не должен превышать предельный размер оптовой и предельный размер розничной надбавок соответственно, установленные в субъекте Российской Федерации, при условии ведения раздельного учета оптовой и розничной торговли.
ООО «Парацельс МК» при реализации договора комиссии от <дата>. №<номер> (далее - Договор) составляет и направляет для подписания Комиссионеру:
- протокол согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП по форме, утвержденной Постановление №<номер>;
- протокол с отсутствующими графами «Суммарный размер фактической оптовой надбавки организации оптовой торговли», «Фактическая отпускная цена организации оптовой торговли без НДС (рублей)».
Протокол с отсутствующими графами, который предусмотрен Постановлением №<номер>, подписывается сторонами для целей упрощения расчетов между Комитентом и Комиссионером и для ведения раздельного учета при ведении оптовой и розничной торговли.
Составление дополнительных протоколов не запрещено действующим законодательством и не нарушает правильность формирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП.
Кроме того, комиссия Министерства здравоохранения УР, отдел лицензирования УЛДМД УР, в ходе проведения проверки и дальнейшего изучения материалов проверки имели возможность запросить дополнительные документы и пояснения у ООО «Парацельс МК», в ходе которых было бы выяснено, о полном соответствии составляемых протоколов.
1. В ч. 2 ст. 14.6 КоАП установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, а равно за иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.
Объективная сторона административного правонарушения ч. 2 ст. 14.6 КоАП выражается в занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), занижении установленных надбавок (наценок) к ценам. (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушении установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), а равно в ином нарушении установленного порядка ценообразования.
При этом следует исходить из того, что ценообразование - это процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.
На основании ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
ООО «Парацельс МК» при составлении дополнительных протоколов не нарушило процесс формирования цен, так как отсутствие определенных разделов в протоколе, которые предусмотрены Постановлением №<номер>, не привело к завышению/занижению регулируемых государством цен и не является нарушением установленного порядка ценообразования.
Кроме того, реализация ООО «Парацельс МК» лекарственных препаратов осуществляется при наличии протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень \ ЖНВЛП, составленного согласно Постановления №<номер>.
Таким образом, в действиях ООО «Парацельс МК» отсутствует состав административного правонарушения.
3. Проверка, в ходе которой были обнаружены недостатки протоколов, проведена в период с <дата> года. Недостатки обнаружены в протоколах согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП к расходным накладным № <номер> от <дата>, № <номер> от <дата>. Таким образом. сроком совершения правонарушения являются <дата> и <дата>. Крайний срок привлечения к ответственности ограничивается <дата> года.
4. Необходимо отметить, что проверка, в ходе которой были обнаружены недостатки протоколов, проведена на основании распоряжения Министерства здравоохранения УР от <дата> г. № <номер>
На основании указанного приказа МЗ УР проведена плановая проверка БУЗ УР «Ша рканская РБ М3 УР», задачей которой является оценка уровня организации закупа, учета, хранения лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Однако, в ходе проверки были выявлены нарушения при осуществлении ООО «Парацельс МК» деятельности по реализации лекарственных препаратов, которые отражены в Акт-справке о результатах проверки БУЗ УР «ФИО2 М3 УР».
ООО «Парацельс МК» о проводимой проверке не уведомляли.
ООО «Парацельс МК» при поставке лекарственных препаратов передает БУЗ УР «ФИО2 М3 УР» необходимый комплект документов, в том числе протоколы по форме утвержденной Постановлением №<номер> после уведомления о их подписании, представитель ООО «Парацельс МК» получает второй комплект экземпляров подписанных документов предназначенный для ООО «Парацельс МК».
ООО «Парацельс МК» не несет и не может нести ответственность за действия БУЗ УР «ФИО2 М3 УР» за неправильное подписании протоколов (без расшифровки и даты) по форме утвержденной Постановлением №<номер> на своих экземплярах.
Могла возникнуть ситуация, когда представители БУЗ УР «ФИО2 М3 УР» по неосторожности утратили или испортили свои комплекты документов, а проверяющими будет сделан вывод о виновности ООО «Парацельс МК» в том, что им не составляются требуемые законодательством документы.
В отношении ООО «Парацельс МК» проверка не проводилась, какие-либо пояснения и документы не запрашивались, недостаточно были исследованы материалы дела и неправильно установлены обстоятельства дела, что повлияло на законность Постановление об административном правонарушении.
Жалоба подана в течение установленного законом десятидневного срока со дня получения ООО «Парацельс МК» постановления по административному делу.
В судебное заседание ООО «Парацельс МК», будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, своего законного представителя или защитника не направило. Законный представитель ООО «Парацельс МК», ФИО3, просил отложить рассмотрение дела в связи с занятостью защитника Алибалаева В.А. в другом процессе.
Оснований для отложения рассмотрения дела не усматриваю, поскольку уважительных причин неявки в судебное заседание законного представителя ООО «Парацельс МК» не представлено.
Дело рассмотрено в отсутствие законного представителя или защитника ООО «Парацельс МК» в порядке ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.
Изучив и проанализировав представленные материалы, нахожу оспариваемое постановление подлежащим отмене.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении не обязательно являются результаты проверки в отношении данного юридического лица. Если при проверке одного юридического лица обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в отношении другого юридического лица, это может являться поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении второго юридического лица.
О составлении протокола об административном правонарушении ООО «Парацельс МК» уведомлено. Защитник ООО «Парацельс МК» присутствовал при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В связи с чем отклоняются доводы о том, что ООО «Парацельс МК» было лишено возможности представить дополнительные документы.
В силу ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного наказания.
ООО «Парацельс МК» вменено составление протоколов, не соответствующих форме, утвержденной Постановлением № 654, а именно:
- в протоколах отсутствуют графы «Суммарный размер фактической оптовой надбавки организации оптовой торговли», «Фактическая отпускная цена организации оптовой торговли без НДС (рублей);
- в строке подписей поставщика и получателя отсутствует: Ф.И.О. уполномоченного лица, дата.
Также указано, что отсутствие в протоколе согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, обязательной информации и реквизитов, противоречит установленным требованиям и не позволяет оценить правильность формирования отпускных цен.
В соответствии с ч. 1, 2 и 6 ст. 60 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обращении лекарственных средств", государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения осуществляется посредством: утверждения методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также внедрения механизмов формирования системы референтных цен; утверждения Правительством Российской Федерации перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, который сформирован в установленном им порядке на основе комплексной оценки лекарственных препаратов, включая анализ сведений о сравнительной клинической эффективности и безопасности лекарственного средства, оценку экономических последствий применения лекарственного средства и изучение дополнительных последствий применения лекарственного средства; установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам,. установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 865.
В силу п. 6 данных Правил (в редакции от 15.09.2015 г.) - реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли осуществляется с оформлением протокола согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства".
Реализация лекарственных препаратов аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией осуществляется при наличии указанного протокола.
Протокол согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов может быть создан в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных лиц соответственно поставщика и покупателя.
В силу п. 7 Правил - формирование отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя налекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и (или) предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации.
В случае, указанном в абзаце втором пункта 3 настоящих Правил, оптовая и розничная надбавки применяются к фактической отпускной цене производителяна лекарственный препарат, указанной в сопроводительной документации натовар и не превышающей зарегистрированную предельную отпускную цену производителя на данный лекарственный препарат.
Постановлением РЭК УР от 09.11.2012 N 14/8 "О предельных размерах оптовых и предельных размерах розничных надбавок на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты" установлены предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, согласно приложению.
Соответственно, законодательством установлен порядок формирования цены на лекарственный препарат для конечного потребителя - исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, оптовой и розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации.
По смыслу вышеуказанных норм закона цены на лекарственные препараты не являются фиксированными, законодатель запретил завышать зарегистрированные цены производителя, а также надбавки, установленные для лиц, осуществляющих оптовую либо розничную торговлю лекарственными препаратами.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Парацельс МК» административным органом не установлено, привело ли нарушение формы протокола согласования цен к занижению регулируемых государством цен на лекарственные препараты, предельных цен на лекарственные препараты, занижению установленных надбавок на лекарственные препараты, нарушению установленного порядка регулирования цен на лекарственные препараты, а равно иному нарушению установленного порядка ценообразования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП.
Более того, в оспариваемом постановлении административный орган указал на невозможность оценки правильности формирования отпускных цен при отсутствии в протоколе согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, обязательной информации и реквизитов.
Таким образом, нарушение установленного порядка ценообразования со стороны ООО «Парацельс МК» не установлено.
Соответственно выводы должностного лица о наличии в действиях ООО «Парацельс МК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ не основаны на нормах действующего законодательства.
При этом следует отметить, что срок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) - один год со дня совершения административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, ст.ст.30.6-30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
ЖалобуООО «Парацельс МК» удовлетворить.
Постановление начальника Управления по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве Удмуртской Республики ФИО1 № <номер> от <дата> года о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ ООО «Парацельс МК» отменить, производство по настоящему делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня его вручения или получения через районный суд.
Судья: Стех Н.Э.