ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-720/2022 от 03.10.2022 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№ 12-720/2022

УИД 24RS0056-01-2022-003042-14

РЕШЕНИЕ

г. Красноярск 03 октября 2022 года

Судья Центрального районного суда г. Красноярска Нарожный И.О.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ПАО «ГМК «Норильский никель» - Закавряшина М.Ю.,

ст. помощника Красноярского природоохранного прокурора – Чуприковой Т.В.,

представителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю – Кудрявцевой Е.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ПАО «ГМК «Норильский никель» Москаленко И.А. на постановление главного государственного санитарного врача по г. Норильску и Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району Першина А.Ю. № 34935 от 16.11.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ПАО «ГМК «Норильский никель», решение № 4 по жалобе на вышеуказанное постановление от 09.03.2022 г., с ходатайством о восстановлении срока на обжалование указанного постановления,

УСТАНОВИЛ:

постановлением главного государственного санитарного врача по г. Норильску и Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району Першина А.Ю. № 34935 от 16.11.2021 г. юридическое лицо – ПАО «ГМК «Норильский никель» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Горяева Д.В. № 4 от 09.03.2022 г. жалоба ПАО «ГМК «Норильский никель» оставлена без удовлетворения, принято обжалуемое постановление – без изменения.

Не согласившись с вынесенными постановлением, решением защитник ПАО «ГМК «Норильский никель» Москаленко И.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит обжалуемые постановление, решение отменить, производство по делу прекратить, мотивируя следующим:

- в действиях Компании отсутствуют событие и состав вменяемого правонарушения: Компании вменяется несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха в периоды НМУ, а именно – неосуществление контроля за содержанием сероводорода в воздухе жилой зоны в периоды НМУ; невыполнение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ по сероводороду, а также при регистрации загрязнения воздуха диоксидом серы менее 3 ПДК. В то время, как сероводород не является загрязняющим веществом, в отношении которого при наступлении НМУ требуется реализация мероприятий по снижению выбросов и по контролю за его содержанием в атмосферном воздухе;

- в действующем законодательстве отсутствует требование о необходимости начала реализации мероприятий при НМУ при превышении концентрации загрязняющих веществ свыше 1 ПДК;

- для Компании реализация мероприятий при НМУ только по диоксиду серы при его концентрации свыше 3 ПДК согласована уполномоченным государственным органом;

- не доказано наличие вины Компании во вменяемых нарушениях, поскольку обязанность хозяйствующего субъекта при реализации мероприятий при НМУ возникает при получении им от Росгидромета (его территориальных органов или подведомственных учреждений) прогнозов НМУ, содержащих информацию о степени опасности НМУ. Обязательное указание в прогнозе НМУ их степени опасности корреспондирует обязанности хозяйствующего субъекта приступить к реализации мероприятий при НМУ определенной категории. В настоящее время на территории г. Норильска прогнозирование НМУ и передача прогнозов НМУ не осуществляются. Внедрение на территории г. Норильска системы прогнозирования НМУ позволит уполномоченным органам направлять заинтересованным лицам прогнозы НМУ с указанием степеней опасности НМУ. До внедрения уполномоченными органами на территории г. Норильска системы прогнозирования НМУ с определением степеней опасности НМУ Компания обоснованно реализует мероприятия при НМУ в соответствии с параметрами, согласованными Минэкологии края;

- действия Компании не могут квалифицироваться как нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов согласно ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в постановлении указано на нарушение Компанией требований ст. 11, п.п. 1,2,4 ст. 20 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, п.п. 67, 70, 71, 73 СанПиНа 2.1.3684-21 – между тем, требования о контроле за состоянием воздуха в жилой зоне в периоды НМУ и о порядке проведения хозяйствующими субъектами мероприятий по снижению выбросов при НМУ не предусмотрены указанными нормативными актами. Нормативные требования к проведению мероприятий по уменьшению выбросов вредных веществ в периоды НМУ являются природоохранными, отнесены к законодательству об охране окружающей среды и не являются нормами санитарного законодательства;

- не доказаны обстоятельства, на основании которых вынесено постановление, факт превышения ПДК по сероводороду и диоксиду серы не имеют значения для квалификации вменяемого Компании административного нарушения – нарушение правил по охране атмосферного воздуха в периоды НМУ, так как отдельные факты превышений гигиенический нормативов не свидетельствуют о наличии нарушений правил в периоды НМУ;

- в нарушение требований КоАП РФ юридическое лицо было привлечено к административной ответственности за одно и тоже деяние дважды;

- событие правонарушения сформулировано неопределенно и не позволяет установить, какая конкретно обязанность нарушена;

- деятельность юридического лица осуществляется на основании решений контрольных (надзорных) органов и согласованной разрешительной документации.

Кроме того, в своей жалобе заявитель ставит вопрос о восстановлении срока на обжалование указанного постановления, в качестве обоснования уважительности причин пропуска срока на подачу жалобы защитник Москаленко И.А. ссылается на обжалование постановления вышестоящему должностному лицу и вынесении решения 09.03.2022 г.

Судом установлено, что копия решения № 4 от 09.03.2022 г., вынесенного в отношении ПАО «ГМК «Норильский никель» была вручена защитнику 15.03.2022 г. 25.03.2022 г. жалоба на постановление № 34935 от 16.11.2021 г. и решение по жалобе на вышеуказанное постановление от 09.03.2022 г. была направлена в суд, поступила в адрес суда 31.03.2022 г.

Согласно ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Таким образом, срок на подачу жалобы не пропущен, в связи с чем, не имеется оснований для разрешения ходатайства о восстановлении процессуального срока.

Защитники Закавряшин М.Ю. доводы, с учетом дополнительных пояснений, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, по изложенным в ней основаниям.

Помощник Красноярского природоохранного прокурора Чуприкова Т.В., представителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Кудрявцева Е.Ю. полагали, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Заслушав участников, изучив представленные материалы, доводы жалобы, отзыва, возражений на жалобу, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из представленных материалов следует, что Красноярской природоохранной прокуратурой с дислокацией в городе Норильске в связи с фактами превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ (диоксид серы, сероводород) в атмосфере жилой зоны города Норильска на основании решения о проведении проверки от 15.04.2021 № 76 проведена проверка соблюдения на предприятиях Заполярного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель» требований законодательства об охране атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

По результатам проверки, проведенной на Медном заводе (далее МЗ), Надеждинском металлургическом заводе имени Б.И. Колесникова (далее НМЗ) с участием специалистов Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю выявлено, что в нарушение требований ст. 11, п.п. 1, 2, 4 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 67, 70, 71, 73 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утверждённого Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 3 (далее СанПиН 2.1.3684-21), в ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель» ФЗ не осуществляется контроль за содержанием сероводорода в воздухе жилой зоны в периоды неблагоприятных метеорологических условий, не выполняются в периоды неблагоприятных метеорологических условий мероприятия по уменьшению выбросов в атмосферный воздух по сероводороду, а также при регистрации загрязнения атмосферного воздуха менее 3,0 ПДК по диоксиду серы.

В природоохранную прокуратуру в период с 13 по 25 апреля 2021 г. поступала информация от ФГБУ «Среднесибирское УГМС» о регистрации на постах Таймырского ЦГСМ случаев высокого и экстремально высокого загрязнения атмосферного воздуха г. Норильска Красноярского края по показателям «сероводород» и «диоксид серы» в разное время суток с максимальными значениями: 21.04.2021 по сероводороду – 1,975 мг/м3 (246,9 ПДКмр); 20.04.2021 по диоксиду серы – 11,982 мг/м3 (23,96 ПДКмр).

Данные посты, исследование на которых атмосферного воздуха проводятся в непрерывном круглосуточном режиме, расположены в жилой зоне Центрального района г. Норильск по адресам:

- Молодежный проезд,11а/1 (69о 21’ 10,3?? с.ш. 088о 10? 29,4?? в.д);

- Ленинский пр. 24а (69о 20’ 59,4?? с.ш. 088о 12? 05,3??);

- Нансена ул., 76/1 (69о 21’ 34,0?? с.ш. 088о 10? 30,2?? в.д).

В жилой зоне г. Норильска также организован маршрутный пост ИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в г. Норильске по адресу: пр. Металлургов, 23, исследования, на котором проводятся 4 раза в сутки в дискретное время (00-01.00, 06-07.00, 12-13.00, 18-19.00).

По результатам исследованных проб атмосферного воздуха на маршрутном посту в указанный период времени также регистрировались превышения гигиенических нормативов по содержанию серы диоксида по максимально разовым, так и среднесуточным концентрациям.

Так, на юго-западном направлении ветра по результатам социально-гигиенического мониторинга (пр. Металлургов, 23) 14.04.2021 регистрировалось превышение содержания диоксида серы до 14,6 ПДКмр и 40,7 ПДКсс.

Кроме того, в период проведения проверки: 20.04.2021 с 19 час. 00 мин по 20 час 00 мин; 21.04.2021 с 13 час. 10 мин. по 14 час. 30 мин. экспертом Норильского отдела ЦЛАТИ по Енисейскому региону проведены отборы проб воздуха у вышеуказанных постов наблюдения ФГБУ «Среднесибирское УГМС». Результаты исследования показали, что концентрация сероводорода составила менее 4,3 мг/дм3 (протоколы испытаний от 21.04.2021 №№ Н1*г-А, Н2*г-А, Н3*г-А, Н4*г-А, Н5*г-А, Н6*г-А).

В ходе проверки осуществлялся осмотр производственных помещений (цехов) на металлургических заводах: МЗ – 26.04.2021, НМЗ – 28.04.2021.

Проверкой установлено, что выбросы загрязняющих веществ от источников МЗ и НМЗ осуществляются на основании разрешения № 05-1/32-36 от 29.11.2019, выданного на основании приказа Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 29.11.2019 № 900. Согласно письму РН-09-01-32/34993 от 16.10.2020, действие разрешения продлено до 28.11.2021.

Основными источниками выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ серы диоксид и сероводород являются металлургические заводы (МЗ и НМЗ) ЗФ ПАО ГМК «Норильский никель».

В связи с частичной приостановкой работы рудников «Октябрьский» и «Таймырский», по причине подтопления грунтовыми водами горных выработок, с 24.02.2021 до момента осмотра заводов, объем перерабатываемой на них руды был снижен.

Согласно разрешению № 05-1/32-36 источниками МЗ выбрасываются 40 наименований загрязняющих веществ общим количеством 7173310,808268 т/год, в том числе: сера диоксид – 717055,532296 т/год (ВСВ); сероводород – 55594240 т/год.

В подразделениях МЗ перерабатываются: медный концентрат Норильской обогатительной фабрики (далее НОФ) и Талнахской обогатительной фабрики (далее ТОФ), медный концентрат из отстойников № 1, 2, 3, 4 ТОФ, медный концентрат из концентратохранилища НМЗ; оборотные металлосодержащие продукты МЗ; руда рудников «Маяк», «Таймырский». Продукцией МЗ является: товарная катодная медь; концентраты платиновых металлов; технический селен; серебро в порошке; теллур в слитках для термоэлементов; серная кислота; сера элементарная.

Продуктами плавки МЗ являются штейн, шлак, отходящие газы, бисульфит натрия, серная кислота, элементарная сера, медь, медные аноды, анодный шлак. В процессе производства происходит выброс загрязняющих веществ без очистки через шахты, шинары и дефлекторы на кровле цеха.

В связи с простоем печи Ванюкова (ПВ-3) пригодные для переработки сернистые газы отсутствуют, поэтому оборудование производства серы УПЭС на момент обследования находится в резерве. Запуск оборудования производства серы УПЭС, посредством которого осуществляется очистка основного потока технологического газа, с которым выбрасываются загрязняющие вещества, планируется 15.05.2021.

Отходящие газы ПВ-2 после охлаждения и очистки от пыли крупной фракции, с температурой от 45 до 65?С, поступают в отделение мокрой очистки газа (МГО-1) на очистку от пыли мелкой фракции и тумана серной кислоты на мокрых электрофильтрах (МЭФ). При этом часть технологического газа направляется на производство бисульфита натрия, часть - на МЭФ для производства серной кислоты, а основной поток технологического газа на МЭФ производства элементарной серы.

Учитывая, что на момент осмотра МЗ (26.04.2021), отходящие газы от оборудования плавильного цеха поступают на очистку только на участок производства бисульфита натрия и производства серной кислоты, а основной поток технологического газа выбрасывается непосредственно в атмосферный воздух без очистки (за исключением твердых фракций) из-за простоя оборудования производства элементарной серы, создаются условия для выброса газообразных загрязняющих веществ в объемах, превышающих установленные для МЗ величины.

По данным Таймырского ЦГМС с 17:00 13 апреля до 08.00 (по уточнению – до 01.00) 15 апреля, с 05.00 16 апреля до 20.00 17 апреля, с 10.00 до 19.00 19 апреля ожидалось загрязнение атмосферного воздуха жилой зоны города Норильска со стороны Медного завода.

По утвержденному приказом ЗФ/58-п от 02.04.2013 порядку мероприятия по регулированию выбросов диоксида серы вводятся на основании наблюдений ЦРЭК КАУ по подтверждению прогнозируемых уровней загрязнения атмосферного воздуха селитебной территории МО г. Норильск, полученных от Таймырского ЦГМС ? филиала ФГБУ «Среднесибирское УГМС».

В связи с простоем печи ПВ-3, из-за отсутствия медного никельсодержащего сырья работа, плавильного цеха МЗ фактически осуществляется на 3 режиме в соответствии с распорядительными документами, регулирующими работу в период неблагоприятных метеорологических условий.

Однако учитывая, что основной поток технологического газа от оборудования ПЦ МЗ выбрасывается непосредственно в атмосферный воздух без очистки (за исключением твердых фракций) в связи с простоем оборудования производства элементарной серы, мероприятия МЗ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в полном объеме не могут обеспечить заявленную эффективность очистки (80%) по указанному режиму.

Согласно разрешению № 05-1/32-36 источниками НМЗ выбрасываются 42 наименования загрязняющих веществ, в том числе: сера диоксид - 1242605,93008т/г (ВСВ), сероводород - 61,4811349 т/год.

Технология НМЗ включает в себя гидрометаллургическое и пирометаллургическое производство, предназначенные для переработки рудного сырья и промпродуктов других производственных подразделений ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель» и Норильской обогатительной фабрики ООО «Медвежий ручей», и производство кислорода. Готовой продукцией НМЗ являются: медно-никелевый файнштейн, сера техническая комовая и технологический кислород. В процессе производственной деятельности также образуются отходящие газы металлургического производства, выбрасываемые в атмосферу и очищаемые только от пыли.

Штейн из печи взвешенный плавки и образовавшийся в обеднительных электропечах заливается в конвекторы плавильного участка № 3 (далее ПУ-3). На конвекторном переделе также перерабатываются оборотные металлосодержащие материалы с целью повышения извлечения меди, никеля и кобальта в готовую продукцию. В качестве оборотных материалов используется никелевый шлак МЗ, поступающий в думпкарах, а также богатые и бедные обороты плавильного участка № 3 (далее ПУ-3).

В ПУ-3 установлены горизонтальные 80-тонные конвертеры. Целью процесса конвертирования является удаление из штейна практически всего железа, присутствующего в форме сульфидов, магнетитов и металлической форме.

Каждый конвертер оборудован отдельным котлом-утилизатором и дымососом. Конвертерные газы по сборному газоходу транспортируются и выбрасываются в атмосферу через дымовую трубу. Пыль, уловленная из отходящих газов конвертеров, является оборотным продуктом и транспортируется в загрузку печь взвешенной плавки (далее ПВП).

Переработка всего сырья на момент осмотра осуществляется на технологической линии ПВП-2.

С 24.02.2021 технологическая линия 1 ПВП в плавильном цехе НМЗ в работе не используется, срок ее запуска не озвучен.

В период с 09.04.2021 по 18.04.2021 объем среднесуточной загрузки сырья в технологическое оборудование НМЗ снижался 15.04.2021 (с 1225 до 376 т/сут) и 18.04.2021 (с 1449 до 775 т/сут).

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 25 Закона № 96-ФЗ при осуществлении производственного контроля юридическое лицо, имеющего на МЗ и НМЗ источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязано осуществлять исследование атмосферного воздуха.

Порядок работы по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников МЗ и НМЗ в периоды неблагоприятных метеорологических условий установлены приказами Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края № 77-997-од от 18.06.2020, Заполярного филиала ЗФ/58-п от 02.04.2013. В целях реализации указанных приказов изданы распоряжения: на НМЗ - № ЗФ-20/20-р-а от 06.03.20218, на МЗ – № ЗФ-20/26-р-а от 11.04.2018, предусматривающее выполнение мероприятий по регулированию выбросов диоксида серы в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Наблюдение за качеством атмосферного воздуха выполняются центром радиационно-экологического контроля контрольно-аналитического управления (далее ЦРЭК КАУ) на базе передвижной экологической лаборатории. Перечень подфакельных постов для осуществления контроля уровня загрязнения атмосферного воздуха в периоды НМУ также утвержден приказом № 77-997-од от 18.06. Контролируемое вещество – диоксид серы, периодичность контроля - круглосуточно.

Вместе с тем, контроль атмосферного воздуха по загрязняющему веществу сероводород в периоды НМУ не осуществляется, вышеуказанными распорядительными документами не регламентирован.

В соответствии с Программой производственного контроля атмосферного воздуха на границе санитарно-защитных зон металлургических подразделений Горно-металлургической дирекции ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель», выполнение лабораторных исследований с целью определения уровня воздействия МЗ, предусмотрено в точке по адресу: г. Норильск, ул. Нансена, 69 по примесям диоксид серы, окислы азота, оксид углерода, сероводород.

Из протокола ЗФ-08-01/387 от 22.04.2021 на границе СЗЗ и в местах проживания населения в зоне воздействия выбросов промышленных объектов ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель» следует, что 19.04.2021 в точке по адресу: ул. Нансена, 69, фиксировалось превышение диоксида серы до 2,42 ПДКмр.

При этом, результаты исследований ЦРЭК КАУ, начиная с 10.04.2021 и в период времени, когда фиксировались постами Таймырского ЦГСМ и ИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» случаи высокого и экстремально высокого загрязнения атмосферного воздуха загрязняющими веществами серы диоксид и сероводород, для оценки полноты проводимых мероприятий по регулированию выбросов диоксида серы металлургическими подразделениями (ЗФ и НМЗ), не представлены.

Производство по выплавке цветных металлов непосредственно из руд и концентратов (в т.ч. свинца, олова, меди, никеля) в соответствии с санитарной классификацией СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарные-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений иных объектов» относится к 1-му классу с нормативной величиной санитарно-защитной зоны (далее СЗЗ) 1000 м.

Ближайшая жилая застройка от промплощадки МЗ находится в восточном направлении на расстоянии 367 м от завода.

Согласно решению Роспотребнадзора от 25.12.2019 № 277-РС33 размеры санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для МЗ установлены: в северном направлении - 988 м; в северо-восточном направлении – 810-964 м; в восточном направлении – 266-922 м; в южном направлении – 1530 м; в западном направлении – 1270-1744 м; – в северо-западном направлении – 1000 м. Установление данных СЗЗ предусмотрено проектом обоснования размеров и границ расчетной санитарно-защитной зоны для Медного завода, обеспеченного санитарно-эпидемиологическим заключением № 24.49.31.000.Т.001150.07.18 от 19.07.2018. Проектом предусмотрена реализация мероприятия: «НМЗ. Комплекс непрерывного конвертирования медных штейнов» до 2023 г.

Согласно выполненных в «Проекте обоснования размеров и границ расчетной санитарно-защитной зоны для Медного завода» (2018 г.) расчетов, соблюдение гигиенических нормативов загрязняющих веществ на селитебной территории МО г. Норильска и обеспечение приемлемого уровня риска для здоровья населения прогнозируется при условии реализации вышеуказанного в нем мероприятия.

На момент проведения осмотра МЗ запланированные мероприятия по данному проекту не реализованы, в связи с чем на селитебной территории МО г. Норильск по результатам производственного контроля, а также результатам социально-гигиенического мониторинга фиксируется превышение гигиенических нормативов загрязняющих веществ.

По решению Роспотребнадзора от 11.12.2019 № 256-РС33 размеры санитарно-защитной зоны для НМЗ установлены от территории основной промплощадки НМЗ, гипсохранилища и кислородной станции № 1: в северо-западном, западном, северо-восточном, восточном направлениях - 6000 м; в северном, южном, юго-восточном, юго-западном направлениях - 7000 м; от территории хвостохранилища НМЗ во всех направлениях - 500 м. Установление данных СЗЗ определено проектом обоснования размеров и границ расчетной санитарно-защитной зоны для НМЗ, с учетом ввода в эксплуатацию НМЗ-НСК, (планируемый срок завершения к 2023 году). Проект обеспечен санитарно-эпидемиологическим заключением №24.49.31.000.Т.000935.08.19 от 26.08.2019.

На момент проведения обследования, запланированные мероприятия по данному проекту в стадии реализации, планируемый срок завершения – 2023 год.

Требования о разработке и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, не применяется в отношении выбросов загрязняющих веществ, для которых комплексным экологическим разрешением в соответствии со ст. 3.1.1 Закона №7-ФЗ установлены технологические нормативы.

Регистрация превышений гигиенических нормативов по сероводороду и диоксиду серы отмечается преимущественно при направлении ветра с промышленных площадок Медного и Надеждинского металлургического заводов.

Согласно заключению о проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха города Норильска, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.10.2020 № 1467, превалирующий вклад (99,75 - 99,9%) в загрязнение воздуха диоксидом серы и сероводородом вносят вышеуказанные объекты ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель».

Проверкой установлено, что причиной регистрации в жилой зоне г. Норильска случаев высокого и экстремально высокого загрязнения атмосферного воздуха по показателям «сероводород» и «диоксид сера» в разное время суток являются источники выбросов металлургических заводов ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель».

Таким образом, юридическое лицо – ПАО «ГМК «Норильский никель» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.

Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с требованиями п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении № 34935 от 16.11.2021 г. указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Вина юридического лица – ПАО «ГМК «Норильский никель» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, при обстоятельствах, изложенных в постановлении от 16.11.2021 г., подтверждается:

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.07.2021 г., согласно которому заместителем Красноярского природоохранного прокурора с дислокацией в г. Норильске возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ПАО «ГМК «Норильский никель»;

- решением о проведении проверки № 76 от 15.04.2021 г., согласно которому цель проверки – исполнение ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель» требований законодательства об охране атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, основание проверки – информация ФГБУ «Среднесибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о зафиксированных фактах на постах (ул. Нансена, 76/1, ул. Котульского, 1) многократного превышения в воздухе МО г. Норильск концентрации загрязняющих веществ (диоксида серы до 11,6 ПДК; сероводорода до 71,5 ПДК), рапорт о проведении проверки;

- решением о продлении проверки № 76-1 от 15.05.2021 г., согласно которому срок проведения проверки продлен на 30 дней;

- справкой по итогам участия в проверки соблюдения требований природоохранного законодательства РФ в области исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха ЗФ ПАО «ГМУ «Норильский никель» от 31.05.2022 г., согласно которой Енисейским межрегиональным управлением Роприроднадзора установлено нарушение правил эксплуатации работы ГОУ, утверждённые приказом от 15.09.2017 г. № 498 Министерства природных ресурсов и экологии РФ, ст. 34 и 39 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

- протоколами испытаний от 21.04.2021 №№ Н1*г-А, Н2*г-А, Н3*г-А, Н4*г-А, Н5*г-А, Н6*г-А, согласно которым в период проведения проверки: 20.04.2021 с 19 час. 00 мин по 20 час 00 мин; 21.04.2021 с 13 час. 10 мин. по 14 час. 30 мин. экспертом Норильского отдела ЦЛАТИ по Енисейскому региону проведены отборы проб воздуха у вышеуказанных постов наблюдения ФГБУ «Среднесибирское УГМС». Результаты исследования показали, что концентрация сероводорода составила менее 4,3 мг/дм3;

- приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края № 77-997-од от 18.06.2020 г., согласно которому установлен порядок работы по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников МЗ и НМЗ ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель» в периоды неблагоприятных метеорологических условий;

- выпиской из ЕГРЮЛ, согласно которой юридический адрес ПАО «ГМК «Норильский никель» - Красноярский край, Долгано-Ненецкий район, г. Дудинка, ул. Морозова, д. 1;

- решением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 256-РС33 от 11.12.2019 г., согласно которому установлены санитарно-защитные зоны для Надеждинского металлургического завода имени Б.И. Колесникова ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель» с учетом ввода в эксплуатацию НМЗ-НСК;

- протоколом ЗФ-08-01/387 от 22.042021 г. об исследовании воздуха на границе санитарно-защитной зоны и в местах проживания населения в зоне воздействия выбросов промышленных объектов ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель», согласно которому 19.04.2021 г. в точке по адресу: г. Норильск, ул. Нансена, д. 69, зафиксировано превышение диоксида серы до 2,42 ПДКмр;

- сведениями филиала «ЦЛАТИ по Енисейскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г. Красноярска от 12.05.2021 г. № 01-17/1499 с протоколом испытаний от 12.05.2021 г. № РХ 1г-А, согласно которым 24.04.2021 г., 25.04.2021 г. в период проведения проверки произведены отборы проб атмосферного воздуха по массовой концентрации сероводорода (место отбора проб: г. Норильск, в районе постов наблюдения ФГБУ «Среднесибирское УГМС»), установлено превышение концентрации сероводорода в воздухе г. Норильска: 0,60 мг/м3 – г. Норильск, пр. Ленинский, л. 24П, 3 метра южнее от автоматического поста в период с 19:35 до 19:55 часов 24.04.2021 г.; 0,090 мг/м3 – г. Норильск, ул. Нансена, д. 76, 3 метра севернее от автоматического поста в период с 01:45 до 02:05 часов 25.04.2021 г.;

- сведениями администрации г. Норильска от 26.04.2022 г. № 016-3285, согласно которым в районах выпусков из коллекторов, эксплуатируемых МКП «КОС» не выявлено превышение предельно допустимых концентраций сероводорода; результаты контроля качества исключают систему очистки сточных вод района Центральный г. Норильска из перечня потенциальных источников превышения ПДК по сероводороду.

Приведенные выше доказательства, каждое из которых обладает признаками относимости, допустимости и достоверности, соответствуют положениям ст. 26.2 КоАП РФ, в своей совокупности являются достаточными для вывода о виновности ПАО «ГМК «Норильский никель» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.

Статья 20 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека (ч. 1).

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами (ч. 2).

Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (ч. 3).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СанПин 2.1.3684-21), устанавливающие специальные правила осуществления производственного контроля по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований к качеству атмосферного воздуха.

Пунктом 66 СанПин 2.1.3684-21 предусмотрено, что атмосферный воздух должен отвечать гигиеническим нормативам по предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ (максимальным или минимальным их значениям) (далее - ПДК), ориентировочным безопасным уровням воздействия (далее - ОБУВ), предельно допустимым уровням физического воздействия (далее - ПДУ), а также по биологическим факторам, обеспечивающим их безопасность для здоровья человека.

Согласно п.70 СанПин 2.1.3684-21 не допускается превышение гигиенических нормативов содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе:

в жилой зоне - 1,0 ПДК (ОБУВ);

на территории, выделенной в документах градостроительного зонирования, решениях органов местного самоуправления для организации курортных зон, размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, туристских баз, организованного отдыха населения, в том числе пляжей, парков, спортивных баз и их сооружений на открытом воздухе, а также на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации - 0,8 ПДК (ОБУВ).

Как следует из п.71 СанПин 2.1.3684-21 эксплуатация объектов, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - источники воздействия), создающих с учетом фона по указанным факторам ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ, превышающие гигиенические нормативы на границе санитарно-защитной зоны или на территориях и объектах, указанных в пункте 70 Санитарных правил, осуществляется их правообладателями при условии разработки и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение уровней воздействия до ПДК (ОБУВ), ПДУ на границе санитарно-защитной зоны или на указанных территориях, объектах.

Требование о разработке и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, не применяется в отношении выбросов загрязняющих веществ, для которых комплексным экологическим разрешением в соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены технологические нормативы.

Согласно имеющимся материалам дела, на момент проверки у ПАО «ГМК «Норильский никель» комплексное экологическое разрешение отсутствовало.

Вопреки доводам жалобы о том, вменяемые нарушения не могут быть квалифицированы как нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, именно санитарным законодательством определены требования, согласно которым на юридическое лицо возложена обязанность по осуществлению мер по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека.

Деятельность рассматриваемых предприятий ПАО «ГМК «Норильский никель» является источником загрязнения атмосферного воздуха в жилой зоне г. Норильска сероводородом и диоксидом серы, уровень содержания которых превышает гигиенический норматив 1 ПДК на границе санитарно-защитной зоны и на объектах жилой зоны.

В силу п.71 СанПин 2.1.3684-21, такая деятельность допускается при условии разработки и реализации мероприятий, направленных на снижение уровней воздействия до установленного ПДК на границе санитарно-защитной зоны и на объектах жилой зоны.

Вопреки указанному требованию СанПин 2.1.3684-21, такие мероприятия по диоксиду серы и сероводороду юридическим лицом не разработаны и не реализуются.

В связи с чем, доводы жалобы об отсутствии обязанности осуществлять контроль за содержанием сероводорода при НМУ, так как данное вещество не включено в перечень загрязняющих веществ, подлежащих дополнительному регулированию при НМУ, разработанный на основании требований законодательства об охране окружающей среды, являются необоснованными.

Соответствие проектной документации «Расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель» санитарно-эпидемиологическим требованиям не освобождает ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель» от обязанности соблюдать требования, установленные СанПин 2.1.3684-21 относительно среды обитания человека, жилой зоны. Также действующее законодательство не предусматривает запрета, в том числе, на доработку, внесение изменений в Программу производственного контроля атмосферного воздуха в связи изменением характеристик факторов вредного воздействия на среду обитания человека.

Доводы о том, что юридическое лицо ранее было привлечено к административной ответственности за указанные выявленные нарушения не нашли своего подтверждения, поскольку из представленной копии постановления по делу об административном правонарушении № 9295 от 01.04.2021 г. не следует, что ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель» было привлечено по вышеизложенным обстоятельствам совершенного административного правонарушение в период с 13 по 25 апреля 2021 г.

Вывод главного государственного санитарного врача по г. Норильску и Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району, а также главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю о том, что неосуществление контроля за содержанием сероводорода в воздухе жилой зоны в период НМУ, невыполнение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ периоды НМУ по сероводороду, а также при регистрации загрязнения атмосферного воздуха менее 3,0 ПДК по диоксиду серы образуют объективную сторону ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, являются правильными.

Кроме того, не может служить основанием для отложения рассмотрения дела подача кассационной жалобы на решение Дудинского районного суда Красноярского края, апелляционное определение Красноярского краевого суда, согласно которым был рассмотрен вопрос о наличии в действия юридического лица указанных выше нарушений.

Настоящая жалоба не содержит более доводов, которые могли повлечь отмену или изменение обжалуемых постановления, решения.

Административное наказание ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель» назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.

Санкция ч. 1 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Наказание назначено в минимальных пределах санкции ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности привлекаемого к ответственности лица во вмененном ему административном правонарушении не установлено.

При таких обстоятельствах, доводы жалобы заявителя об отмене постановления № 34935 от 16.11.2021 г., решения от 09.03.2022 г., не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного санитарного врача по г. Норильску и Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району Першина А.Ю. № 34935 от 16.11.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ПАО «ГМК «Норильский никель», решение № 4 главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Горяева Д.В. № 4 от 09.03.2022 г. жалоба на вышеуказанное постановление, - оставить без изменения, а жалобу защитника ПАО «ГМК «Норильский никель» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через суд Центрального района г. Красноярска в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья И.О. Нарожный