ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-721 от 19.10.2021 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

УИД 32MS0016-01-2021-002169-52

Дело № 12-721 (19)

РЕШЕНИЕ

19 октября 2021 года г.Брянск, ул. Фокина, 45

Судья Советского районного суда г. Брянска Рассказова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица специалиста 1 категории отдела мобилизационной подготовки и гражданской обороны филиала Публичное акционерное общество «Россети Центр» - «Брянскэнерго» (ПАО «МРСК «Центра» - «Брянскэнерго») Кухарева Александра Сергеевича на постановление мирового судьи судебного участка №16 Советского судебного района г.Брянска от 28 июля 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Кухарева Александра Сергеевича, <дата> рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, работающего специалистом 1 категории отдела мобилизационной подготовки и гражданской обороны филиала Публичное акционерное общество «Россети Центр» - «Брянскэнерго» (ПАО «МРСК «Центра» - «Брянскэнерго»), проживающего и зарегистрированного <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №16 Советского судебного района г.Брянска от 28 июля 2021г. должностное лицо специалист 1 категории отдела мобилизационной подготовки и гражданской обороны филиала Публичное акционерное общество «Россети Центр» - «Брянскэнерго» (ПАО «МРСК «Центра» - «Брянскэнерго») Кухарев А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением Кухарев А.С. подал жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что переданные Территориальным управлением Министерства имущества отношений Российской Федерации в Брянской области по договору №330 от 06 июля 2004г. Публичное акционерное общество «Россети Центр» - «Брянскэнерго» (ПАО «МРСК «Центра» - «Брянскэнерго») на ответственное хранение и в безвозмездное пользование защитные сооружения гражданской обороны находились в неудовлетворительном состоянии. Обязательств по восстановлению указанных защитных сооружений Публичное акционерное общество «Россети Центр» - «Брянскэнерго» (ПАО «МРСК «Центра» - «Брянскэнерго») не принимало. Денежные средства на финансирование работ, необходимых для восстановления и поддержания объектов гражданской обороны Территориальным управлением Министерства имущества отношений Российской Федерации в Брянской области Публичное акционерное общество «Россети Центр» - «Брянскэнерго» (ПАО «МРСК «Центра» - «Брянскэнерго»), не выделились. Полагает, что у Публичное акционерное общество «Россети Центр» - «Брянскэнерго» (ПАО «МРСК «Центра» - «Брянскэнерго») отсутствует обязанность по поддержанию объектов гражданской обороны в надлежащем состоянии, поскольку собственником указанных объектов является Территориальное управление Министерства имущества отношений Российской Федерации в Брянской области. Кроме этого, защитные сооружения гражданской обороны утратили свои защитные свойства, восстановление указанных объектов технически сложно и нецелесообразно.

В судебном заседании Кухарев А.С. с участием защитника Треуховой Н.И. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

Должностное лицо старший инспектор ОНДПР по г.Брянску, составивший протокол об административном правонарушении, З. в судебном заседании просил постановление мирового судьи оставить без изменения, а жалобу Кухарева А.С. без удовлетворения.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оценив имеющиеся доказательства, оснований для отмены или изменения постановления мирового судье не усматриваю по следующим основаниям.

Согласно ст. 20.7 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со ст. 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 к объектам гражданской обороны относятся: убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. (п.9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309).

В силу п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются: строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.

Приказом МЧС России от 14.11.2008г. №687 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях.

Приказом МЧС от 15.12.2002г. №583 утверждены и введены в действие с 01 апреля 2003г. Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Названные Положение и Правила предъявляют организациям, эксплуатирующим защитные сооружения гражданской обороны, в том числе следующие требования:- сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций (п.16.4 Положения);- при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатациюв режиме чрезвычайной ситуации (п.3.2.1 Правил);- пути движения, входы в ЗС ГО и аварийные выходы должны быть свободными, не допускается их загромождение (п.3.2.3 Правил);- оценка технического состояния ЗС ГО осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации. Результаты оценки технического состояния ЗС ГО оформляются актом, форма которого приведена в приложении №13. При обнаружении неисправностей и дефектов строительных и ограждающих конструкций, оборудования технических систем или их отдельных элементов составляется ведомость дефектов, форма которой приведена в приложении №14. Кроме того, недостатки, выявленные в ходе оценки технического состояния ЗС ГО, предложения по их устранению отражаются в журнале оценки технического состояния ЗС ГО (приложение №7( (п.4.1.1, п.4.1.6 Правил);- для быстрого нанесения стандартных знаков и указателей заблаговременно в организациях (органах управления жилищным хозяйством) должны быть подготовлены: расчеты количества знаков и указателей с определением мест их установки; трафареты знаков и указателей (краска, кровельное железо, фанера и др.); назначены ответственные исполнители за обозначение ЗС ГО и маршрутов движения к ним (п.6.2.4 Правил).

Пунктом 4.7.1 Правил предусмотрено составление годовых планов планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций по формам согласно приложениям №15 и №16, а разделом 5 Правил определен порядок и периодичность проведения планово-предупредительного ремонта строительных конструкций.

Как усматривается из материалов дела, старшим инспектором ОНДПР по г.Брянску З. на основании распоряжения зам.начальника ГУ УНДПР по Брянской области Я. от 19 апреля 2021г. №19 проведена плановая выездная проверка в отношении филиала Публичное акционерное общество «Россети Центр» - «Брянскэнерго» (ПАО «МРСК «Центра» - «Брянскэнерго»). В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований в области гражданской обороны, а именно:- организацией не осуществляется поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны инв. №208-32у, №209-32у, №210-32у, №211-32у, №253-у, №173-32, чем нарушены п.1 ст.9 Федерального закона от 12.02.1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федерального закона №28-ФЗ), п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007г. №804, п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999г. №1309 (далее – Порядок создания убежищ и иных объектов ГО), п.16.4 Положения о ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008г. №687 (далее – Положение о ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях),- доступ в защитные сооружения гражданской обороны инв. №208-32у, №209-32у, №210-32у, №211-32у невозможен в виду того, что входные двери ЗС ГО инв. №309-32у, №210-32у, №211-32у заварены, а дверные проемы ЗС ГО инв. №208-32у заложены кирпичной кладкой, чем нарушены п.1 ст.9 Федерального закона №28-ФЗ, п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов ГО, п.16.4 Положения о ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, п.3.2.1, 3.2.3 приказа МЧС России «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» от 15.12.2002г. №583 (с изменениями и дополнениями) (далее – Правил эксплуатации ЗС ГО), по результатам оценок технического состояния ЗС ГО инв. №208-32у, №209-32у, №210-32у, №211-32у, №253-32у, №172-32у не составлялись ведомости дефектов установленной формы по фактам обнаружения неисправностей и дефектов строительных и ограждающих конструкций, технических систем и элементов, а также выявленные недостатки не отражены в журнале оценки технического состояния ЗС ГО, чем нарушены п.1 ст.9 Федерального закона №28-ФЗ, п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов ГО, п.16.4 Положения о ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях ии организациях, п.4.1.1, 4.1.6 Правил эксплуатации ЗС ГО, - организацией не проводится оценка технического состояния систем фильтровентиляции и герметичности, а также фильтров-поглотителей в ЗС ГО инв. №253-32у, чем нарушены п.1 ст.9 Федерального закона №28-ФЗ, п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов ГО, п.16.4 Положения о ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, п.4.3.1-4.5.1 Правил эксплуатации ЗС ГО, - организацией не планируются и проводятся мероприятия по текущему и капитальному ремонту ЗС ГО инв. №208-32у, №209-32у, №210-32у, №211-32у, №253-32у, №172-32п, чем нарушены п.1 ст.9 Федерального закона №28-ФЗ, п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов ГО, п.16.4 Положения о ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, п.4.1.7, 5.2.1-5.2.4 Правил эксплуатации ЗС ГО, - организацией не планируется и не проводится техническое обслуживание и ремонт технических систем ЗС ГО инв.№253-32у, №172-32п в полном объеме и с установленной периодичностью, чем нарушены п. 1 ст.9 Федерального закона №28-ФЗ, п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов ГО, п.16.4 Положения о ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, п.5.1.1-5.1.7 Правил эксплуатации ЗС ГО, - герметические двери ЗС ГО инв. №253-32у находятся в открытом состоянии без подставок, чем нарушены п.1 ст.9 Федерального закона №28-ФЗ, п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов ГО, п.16.4 Положения о ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, п.3.2.5 Правил эксплуатации ЗС ГО, - ЗС ГО инв. №252-32у, №172-32п имеют следы воздействия грунтовых вод, чем нарушены п.1 ст.9 Федерального закона №28-ФЗ, п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов ГО, п.16.4 Положения о ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, п.3.2.7 Правил эксплуатации ЗС ГО, - в организации не подготовлены расчеты количества знаков и указателей с определением места их установки, трафареты знаков и указателей, расчеты потребностей в материалах для нанесения знаков и указателей, также не назначены должностные лица исполнители за обозначение ЗС ГО и маршрутов к ним, чем нарушены п.1 ст.9 Федерального закона №28-ФЗ, п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов ГО, п.16.4 Положения о ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, п.6.2.4 Правил эксплуатации ЗС ГО, - в организации не назначено должностное лицо, в обязанности которого входит организация правильного учета, содержание помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, чем нарушены п.1 ст,9 Федерального закона №28-ФЗ, п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов ГО, п.16.4 Положения о ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, п.1.3 Правил эксплуатации ЗС ГО.

Приказом. Генерального директора филиала ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» №... лп/БР от <дата> Кухарев А.С. переведен на должность специалиста 1 категории отдела мобилизационной подготовки и гражданской обороны ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго».

Согласно п.2.9.9 выписки из должностной инструкции специалиста 1 категории отдела мобилизационной подготовки и гражданской обороны Публичное акционерное общество «Россети Центр» - «Брянскэнерго» (ПАО «МРСК «Центра» - «Брянскэнерго») в его обязанности входит осуществление контроля за содержанием и эксплуатацией защитных сооружений ГО в режиме повседневной деятельности, а также за проведением мероприятий по подготовке и содержанию их в готовности к приему укрываемых, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 15.12.2002 года №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».

В соответствии с решением годового общего собрания акционеров ПАО «МРСК Центра», состоявшегося 31 мая 2021г. в Устав ПАО «МРСК «Центра» - «Брянскэнерго» 03 августа 2021г. внесены изменения в соответствии с которым наименование общества ПАО «МРСК «Центра» - «Брянскэнерго» изменено на Публичное акционерное общество «Россети Центр» - «Брянскэнерго».

Факт административного правонарушения и виновность специалиста 1 категории отдела мобилизационной подготовки и гражданской обороны Публичное акционерное общество «Россети Центр» - «Брянскэнерго» (ПАО «МРСК «Центра» - «Брянскэнерго») Кухарева А.С. подтверждены совокупностью доказательств, протоколом об административном правонарушении №2 от 07 июня 2021 г., распоряжением ГУ МЧС России по Брянской области №8 от 19 апреля 2021г. о проведении проверки, актом проверки №8 от27 мая 2021 г., техническими паспортами на объекты ГО, приказом №... лп/БР от <дата>, выпиской из должностной инструкции.

При рассмотрении дела мировым судьей все фактические обстоятельства по делу были установлены полно и всесторонне, они подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении.

Таким образом, на основе полного, всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств дела, мировой судья пришел к правильному выводу о наличии события правонарушения и виновности специалиста 1 категории отдела мобилизационной подготовки и гражданской обороны Публичное акционерное общество «Россети Центр» - «Брянскэнерго» (ПАО «МРСК «Центра» - «Брянскэнерго») Кухарева А.С. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, собранные по делу доказательства, свидетельствуют о том, что расположенные по адресам: <адрес>, защитные сооружения гражданской обороны, находящиеся в пользовании Публичное акционерное общество «Россети Центр» - «Брянскэнерго» (ПАО «МРСК «Центра» - «Брянскэнерго») учтены как объекты гражданской обороны.

Документы, свидетельствующие об исключении данных помещений из состава защитных сооружений гражданской обороны, не представлены, в связи с чем обязанность по сохранению, поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание, в силу закона возлагается на Публичное акционерное общество «Россети Центр» - «Брянскэнерго» (ПАО «МРСК «Центра» - «Брянскэнерго») как организацию, эксплуатирующую защитные сооружения гражданской обороны. Вывод мирового судьи о том, что организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, в том числе убежища, несут бремя их содержания, является правильным и соответствует требованиям действующего законодательства.

Доводы о том, что защитные сооружения гражданской обороны были переданы Территориальным управлением Министерства имущества отношений Российской Федерации в Брянской области по договору №330 от 06 июля 2004г. Публичное акционерное общество «Россети Центр» - «Брянскэнерго» (ПАО «МРСК «Центра» - «Брянскэнерго») в безвозмездное пользование в неудовлетворительном состоянии не имеют правового значения для квалификаций действий.

Действия Кухарева А.С. как должностного лица правильно квалифицированы по ч.1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценка доказательствам дана в соответствии с правилами ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а административное наказание назначено мировым судьей в пределах санкции ч.1 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соразмерно правонарушению и имущественному, финансовому положению лица.

Процессуальных нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющихся основанием для отмены оспариваемого постановления, при производстве по делу не выявлено.

Срок давности и порядок привлечения Кухарева А.С. к административной ответственности не нарушены.

Учитывая, что факт совершения специалистом 1 категории отдела мобилизационной подготовки и гражданской обороны Публичное акционерное общество «Россети Центр» - «Брянскэнерго» (ПАО «МРСК «Центра» - «Брянскэнерго») Кухаревым А.С. административного правонарушения подтвержден материалами дела, его вина в совершении административного правонарушения установлена собранными по делу доказательствами, процессуальных нарушений при производстве по делу не допущено, административное наказание соразмерно совершенному правонарушению, оснований для признания незаконным и отмены либо изменения постановления мирового судьи о назначении административного наказания Кухареву А.С. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6.-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №16 Советского судебного района г.Брянска от 28 июля 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Кухарева Александра Сергеевича оставить без изменения, жалобу Кухарева Александра Сергеевича без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба или принесен протест в порядке, установленном ст.30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья М.В. Рассказова