Дело № 12-721/2019
РЕШЕНИЕ
07 октября 2019 года <...>
Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Хуторцева И.В.,
с участием защитника Будник В.А., которому разъяснены права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «РПФ «Вариант» Будник В.А. на постановление ПУ ФСБ России по западному арктическому району № 2109/1200-19 от 01 июля 2019 года о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего дознавателя отдела дознания и административной пркаики ПУ ФСБ России по западному арктическому району № 2109/1200-19 от 01.07.2019 АО «РПФ «Вариант» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитник АО «РПФ «Вариант» обратился в суд с жалобой, просил постановление отменить, производство по делу прекратить в виду малозначительности.
Законный представитель АО «РПФ «Вариант» о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении не заявлено.
Защитник АО «РПФ «Вариант» в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивал, по доводам в ней изложенным.
Административный орган извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 25.15, 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие законного представителя и защитника АО «РПФ «Вариант».
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
Согласно статьям 34, 35 Федерального закона от 24 мая 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» юридическими лицами и гражданами могут осуществляться такие виды пользования животным миром, как рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих. Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
В силу статьи 43.1. Федерального закона № 166-ФЗ Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна и обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
В Баренцевом море действуют Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 30.10.2014 № 414, которые регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общины, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Северного рыбохозяйственного бассейна, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее – Правила рыболовства).
В соответствии с пунктом 9.3 Правил рыболовства капитан судна с главным двигателем мощностью более 55 кВт и валовой вместимостью более 80 тонн, оборудованного ТСК при осуществлении рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации:
ежедневно подает в установленном порядке ССД о рыбопромысловой деятельности (значения показателей и реквизитов, включаемые в ССД, должны строго соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам, заверенные подписью и печатью капитана, копии ССД должны храниться на судне в течение одного года с даты подачи донесения). В случае невозможности передать ССД в установленные сроки капитан судна обязан, в срок не более 3-х суток, известить территориальные органы Росрыболовства и филиалы Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» с указанием причин и обеспечить передачу всех пропущенных ССД в течение последующих 5 дней.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 01:45 МСК в отношении судна <данные изъяты>» в исключительной экономической зоне Баренцева моря, в координатах <данные изъяты> сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району проведены контрольно-проверочные мероприятия, в ходе которых было установлено, что рыбопромысловое судно принадлежащее АО «РПФ Вариант», под управлением капитана ФИО1, в период рейса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляло добычу водных биологических ресурсов по разрешению №ПМ выданному Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству пользователю АО «РПФ Вариант».
При детальной проверке промысловой документации выявлено, что в судовом суточном донесении (журнал ССД) от 6 мая 2019 года отсутствует подпись и печать капитана судна, что является нарушением требования пункта 9.3 Правил рыболовства.
По данному факту 20.06.2019 в отношении АО «РПФ «Вариант» старшим дознавателем отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району составлен протокол об административном правонарушении № 2109/1200-19, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ.
Протокол составлен в отсутствии законного представителя Общества при наличии сведений о надлежащем уведомлении с участием защитника.
Копия протокола вручена защитнику и направлена юридическому лицу.
01.07.2019 в отношении АО «РПФ «Вариант» вынесено обжалуемое постановление.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт нарушения требований пункта 9.3 Правил рыболовства подтверждается: служебной запиской начальника ОРКМ ПУ ФСБ России по ЗАР от ДД.ММ.ГГГГ, копией акта осмотра судна от ДД.ММ.ГГГГ; копией ССД за ДД.ММ.ГГГГ; копией разрешения на добычу (вылов) ВБР; копией судовой роли; копиями свидетельств о праве собственности на судно, о праве плавания под государственным флагом РФ; копией выписки из приказа о переводе ФИО1, №л от ДД.ММ.ГГГГ; копией трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ; копией протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1; копией постановления по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку ООО «РК «Вирма» на основании разрешения на добычу (вылов) ВБР №ПМ является пользователем ВБР, то обязано соблюдать Правила рыболовства, ограничения рыболовства и иные меры, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения ВБР, выполнять требования к охране окружающей среды в соответствии с законодательными и другими нормативно-правовыми актами.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса РФ на работодателя возложена обязанность по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашений, трудовых договоров и предоставлено право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей.
Статьей 189 Трудового кодекса РФ на работодателя возложена обязанность создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.
Статьей 206 КТМ установлено, что капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжением судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна.
АО «РПФ Вариант» являясь работодателем капитана судна <данные изъяты>» ФИО1 в соответствии со статьей 22 Трудового кодекса РФ имело право требовать от работника исполнения им трудовых обязанностей.
При нахождении судна в порту Мурманск, АО «РПФ «Вариант», имело объективную возможность проконтролировать действия капитана судна по надлежащему оформлению хранящихся ССД, а именно наличия в них подписи и печати капитана.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что АО «РПФ «Вариант» были предприняты все необходимые и достаточные меры по контролю за деятельностью судна и соблюдению правил рыболовства при осуществлении данного вида деятельности.
Таким образом, прихожу к выводу, что АО «РПФ «Вариант» допустило нарушение требований пункта 9.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 30.10.2014 № 414, а именно не обеспечило исполнение капитаном судна <данные изъяты>» ФИО1 обязанность заверить ССД за 06.052019 своей подписью и печатью, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.8.37 КоАП РФ.
Действия юридического лица верно квалифицированы.
Выводы должностного лица административного органа о виновности АО «РПФ «Вариант» в совершении административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, с достаточной полнотой и правильно приведенных в постановлении. Данным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера деяния, ответственность за совершения которого наступает независимо от возникновения опасных последствий, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется.
Оснований для применения санкции ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не имеется.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Назначенное АО «РПФ «Вариант» административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, не соответствует тяжести совершенного административного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных ч.1 ст.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С учетом, установленных по делу обстоятельств, имущественного и финансового положения Общества, а также положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу, что обжалуемое постановление подлежит изменению в части размера назначенного административного наказания.
Полагаю возможным уменьшить размер административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ за совершение указанного административного правонарушения, до 50 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 4.1, 30.3, 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу защитника АО «РПФ «Вариант» Будник В.А. - удовлетворить частично.
Постановление старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району № 2109/1200-19 от 01 июля 2019 года о привлечении АО «РПФ «Вариант» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - изменить.
Уменьшить размер административного штрафа, назначенного АО «РПФ «Вариант», до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья И.В. Хуторцева