Дело № 12-721/2020
РЕШЕНИЕ
17 декабря 2020 года <...>, каб. 306
Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Шуминова Н.В., рассмотрев протест заместителя прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Санкт-Петербургу от 08.07.2020 № 078/04/15.37-387/2020 по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Фирма АТИ-Питер» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Федеральной антимонопольной службы по г. Санкт-Петербургу от 08.07.2020 № 078/04/15.37-387/2020 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Фирма АТИ-Питер» ФИО1 прекращено на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КРФоАП.
Заместителем прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска принесён протест на постановление, в обоснование протеста указано, что выводы, изложенные в постановлении, о том, что привлечение ФИО1 к административной ответственности за невыполнение требования по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (далее – ФХД) в период с 10.01.2019 по 29.03.2020 по одному контракту из четырех, заключенных в рамках гособоронзаказа, исключает привлечение должностного лица к административной ответственности по трем другим, поскольку это правонарушение длящееся и совершено в один период времени – с 10.01.2020 по 29.03.2020, а выявление состоялось также в один день – 29.03.2020, является несостоятельным. Полагает, что вина ФИО1 полностью подтверждена прокурорской проверкой и просит отменить постановление УФАС и вернуть материалы дела на новое рассмотрение, поскольку срок давности не истек.
Представитель прокуратуры Октябрьского АО г. Мурманска в судебное заседание не явился, не смотря на надлежащее уведомление о слушании.
Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Санкт-Петербургу в судебное заседание представителя не направило, будучи надлежаще уведомлено о слушании.
ФИО1 в судебном заседании поддержал позицию УФАС, полагал, что наличие одного постановления о привлечении к административной ответственности, исключает вторичное привлечение, так как по сути рассматривается одно и то же правонарушение.
Защитник Гудков В.А. не явился, будучи надлежаще уведомлен о слушании.
Заслушав ФИО1, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.
Ч. 1 ст. 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 1, п. 1, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги (далее также - продукция) по государственному Оборонному заказу Государственный оборонный заказ - установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее - исполнитель), - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.
В силу п. 16 ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», исполнитель ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту и представляет государственному заказчику информацию об исполнении каждого контракта в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется посредством осуществления головным исполнителем, исполнителем раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, контракту.
Порядок государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Р» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» по государственному регулированию цен в сфере государственного оборонного заказа устанавливаются Правительством Российской Федерации.
П. 1, п. п. 3 - 5 Правил ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 47, в редакции Постановления Правительства РФ от 04.05.2018 г. № 543, установлено, что организация, выполняющая государственный оборонный заказ (головной исполнитель), а также организация, участвующая в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнитель, участник кооперации) (далее - организация), осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. (далее - ресурсы) отдельно по каждому государственному контракту, контракту (далее - контракт). Каждая хозяйственная операция учитывается в составе ресурсов контракта.
Первичная учетная документация (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляется на предусмотренные в государственном оборонном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу (далее - продукция)
Фактические расходы, отнесенные на исполнение контракта, при подготовке отчета группируются в следующем порядке:
1) прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, страховые взносы и др.) включаются непосредственно в себестоимость определенного вида выпускаемой по контракту продукции;
2) накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) по обеспечению процесса производства включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта, и иную продукцию, выпускаемую организацией. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту. Прямые затраты и накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) формируют производственную себестоимость продукции;
3) административно-управленческие расходы организации относятся на контракт пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, и учитываются при расчете финансового результата по контракту без включения в производственную себестоимость продукции. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту;
4) расходы, связанные с непосредственной реализацией (сбытом) продукции по контракту, учитываются отдельно по каждому контракту и при расчете финансового результата по контракту.
Финансовый результат по контракту определяется как разница между ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой всех расходов, исчисленных согласно пункту 3 настоящих Правил.
Настоящие Правила обязательны для применения всеми организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Из материалов дела следует и не опровергается сторонами, что в ходе проведенной прокуратурой Октябрьского АО г. Мурманска проверки исполнения законодательства о государственном оборонном заказе в ООО «Фирма АТИ-Питер», установлено, что в рамках основной деятельности Обществом (исполнителем) с АО «1» (головной исполнитель) заключен договор №2 от 16.01.2020 на поставку продукции в соответствии со спецификацией в рамках выполнения гособоронзаказа, выполняемого в рамках Госконтракта № от 15.04.2019 года, заключенного между АО «ЦС «1» и 2
В ходе изучения представленной ООО «Фирма АТИ-Питер» документации 29.03.2020 установлено, что должностное лицо ООО «Фирма АТИ-Питер» - генеральный директор ФИО1 не организовал ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по договору от 16.01.2020 г.
По данному факту 16.04.2020 г. заместителем прокурора Октябрьского АО г. Мурманска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «Фирма АТИ-Питер» - ФИО1
В ходе рассмотрения дела замруководителя УФАС по г. Санкт-Петербургу – начальником отдела контроля гособоронзаказа вынесено постановление о прекращении производства по делу в виду того, что постановлением о назначении административного наказания по делу № 078/04/15.37-397/2020 об административном правонарушении от 08.07.2020 ФИО1 уже привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 15.37 КРФоАП за неисполнение требования о ведении раздельного учета результатов ФХД в период с 10.01.2019 по 29.03.2020, то есть, по факту совершения противоправных действий (бездействия), рассматриваемых в настоящем деле.
Исходя из постановления прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении и представленных документов, следует, что возбуждение дела связано с неведением раздельного учета ФХД по договору поставки № от 16.01.2020, п. 1.2 которого установлено, что работы по нему выполняются в рамках госконтракта № от 15.04.2019 года, заключенного АО «ЦС «1» и 2, что подтверждается копией договора поставки с листами согласования.
Постановление от 08.07.2020 № 078/04/15.37-397/2020 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.37 КРФоАП вынесено в отношении ФИО1 в связи с неведением раздельного учета ФХД в рамках договора поставки №, заключенного между ООО Фирма «АТИ-Питер» и филиалом «3» АО «1» 10.01.2019.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в том числе, в Определении от 27.02.2020 № 497-О, одной из задач законодательства об административных правонарушениях является, как следует из КоАП РФ, предупреждение административных правонарушений (статья 1.2), а целью административного наказания как установленной государством меры ответственности за совершение административного правонарушения - предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1). Реализация указанной цели в аспекте общей и частной превенции обеспечивается посредством неотвратимости наказания и за счет введения таких мер юридической ответственности, которые, будучи соразмерными и справедливыми, позволяют в конкретных обстоятельствах стимулировать участников правовых отношений к правомерному поведению.
Часть 5 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Позиция прокуратуры, с учетом размера санкций по части 1 статьи 15.37 КоАП РФ, фактически предполагает многократное применение существенного административного наказания за любые отдельные нарушения исполнителем правил раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в рамках исполнения им государственных контрактов. Такой подход, в частности, не соответствует предъявляемым к мерам административной ответственности требованиям соразмерности и справедливости.
Совпадение времени неисполнения обязанности по раздельному учету результатов ФХД по каждому из четырех договоров поставки, заключенным начиная с 10.01.2019 года до 29.03.2020 – дату выявления длящихся правонарушений (что не оспаривается прокуратурой) ООО Фирма «АТИ-Питер» в рамках различных госконтрактов, указывает на единое длящееся правонарушение, и сам факт наличия постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности № 078/04/15.37-397/2020 об административном правонарушении от 08.07.2020 по ч. 1 ст. 15.37 КРФоАП исключает вторичное привлечение его с административной ответственности.
При таких обстоятельствах протест заместителя прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы Мурманской области от 08.07.2020 № 078/04/15.37-387/2020 по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Фирма АТИ-Питер» ФИО1 не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
В удовлетворении протеста заместителя прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Санкт-Петербургу от 08.07.2020 № 078/04/15.37-387/2020 по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Фирма АТИ-Питер» ФИО1 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня вручения (получения) копии решения.
Судья: Н.В. Шуминова