ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-721/2023 от 17.07.2023 Благовещенского городского суда (Амурская область)

12-721/2023

28RS0004-01-2023-006554-07

РЕШЕНИЕ

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Мухин Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «ОМК Стальной путь» АА на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного контроля (надзора) в сфере охраны труда Государственной инспекции труда в Амурской области №28/12-150-23-И/12-173-И/77-30 от 12.01.2023 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного контроля (надзора) в сфере охраны труда Государственной инспекции труда в Амурской области ЕА от 12 января 2023 года № 28/12-150-23-И/12-173-И/77-30 юридическое лицо - АО «ОМК Стальной путь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.

Защитник АО «ОМК Стальной путь» АА обратился в Благовещенский городской суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить, в обоснование своих доводов ссылается на то, что постановлениями о назначении административного наказания № 28/12-150-23-И/12-169-И/77-30 от 12.01.2023 года и №28/12-150-23-И/12-173-И/77-30 от 12.01.2023 года АО «ОМК Стальной путь» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 и ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 60 000 руб. и 50 000 руб., соответственно. Между тем, оба дела об административном правонарушении возбуждены по результатам проведения одной проверки. Вынесение двух постановлений по делам об административных правонарушениях противоречит требованиям ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 года № 336 установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», за исключением случаев, указанных в п. 2 настоящего постановления.

Срок на обжалование постановлений не пропущен.

Определением судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 20 марта 2023 г. данные жалобы были объединены в одно производство.

Решением судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 21 апреля 2023 г. постановления заместителя начальника отдела федерального государственного контроля (надзора) в сфере охраны труда Государственной инспекции труда в Амурской области №28/12-150-23-И/12-169-И/77-30 от 12.01.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и №28/12-150-23-И/12-173-И/77-30 от 12.01.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, изменены, АО «ОМК Стальной путь» за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 65000 рублей.

Решением судьи Амурского областного суда от 8 июня 2023 г. решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 21 апреля 2023 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – АО «ОМК Стальной путь», отменено, материалы дела об административном правонарушении возвращены на новое рассмотрение в Благовещенский городской суд Амурской области.

Определением Благовещенского городского суда от 3 июля 2023 года материалы дела по жалобе защитника АО «ОМК Стальной путь» АА на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного контроля (надзора) в сфере охраны труда Государственной инспекции труда в Амурской области №28/12-150-23-И/12-173-И/77-30 от 12.01.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении АО «ОМК Стальной путь» выделены в отдельное производство.

Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем судья определил рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав участвующих в деле лиц суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого производственного оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

К нормативным правовым актам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся, в том числе правила по охране труда, а также иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные настоящим Кодексом.

Согласно абз. 13 ч. 3 ст. 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

В силу требований указанной статьи и части 2 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 названного Закона.

Специальная оценка условий труда подлежит проведению в отношении всех категорий работников за исключением указанных в части 3 статьи 3 Федерального закона N 426-ФЗ, с 01.01.2014 г. (с вступлением в силу названного Закона).

По общему правилу, установленному частью 4 статьи 8 Федерального закона N 426-ФЗ, специальная оценка условий труда на рабочем месте должна проводиться не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условия труда» работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Из материалов дела следует и установлено судом, что в отношении юридического лица АО «ОМК Стальной путь» на основании решения руководителя Государственной инспекции труда в Амурской области от 07 ноября 2022 г. № 28/12-6161-22-И/12-6166-И/77-30, в период с 16.11.2022 года по 29.11.2022 года была проведена внеплановая выездная проверка.

По результатам проверки выявлены следующие нарушения: в нарушение абз. 2 ч. 2 ст. 22 ТК РФ, абз. 13 ч. 3 ст. 214 ТК РФ, ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в СВРЗ - филиала ООО «Трансвагонмаш» не проведена специальная оценка условий труда на рабочих местах: вагоносборочный цех коммерческий отдел - инженер по документообороту; отделение по смене автосцепного оборудования - слесарь по ремонту оборудования; вагоносборочный цех вспомогательные рабочие - составитель поездов; оператор по обслуживанию и ремонту вагонов и котельной; участок по ремонту автотормозного оборудования отделение автоматное - слесарь по ремонту подвижного состава; участок по ремонту автотормозного оборудования отделение АКП - слесарь по ремонту подвижного состава; кузнечно-механический цех - электросварщик ручной сварки; ВКМ основные производственные рабочие - прессовщик колесных пар; вспомогательные рабочие - стропальщик, оператор по обслуживанию и ремонту вагонов и контейнеров; подсобный рабочий; тележечный участок основные производственные рабочие - бригадир на участке основного производства; ремонтно-монтажный цех участок по ремонту электрооборудования - термист, заточник.

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ ООО «Трансвагонмаш» прекратило свою деятельность 16.12.2022 г. путем реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу Акционерному обществу «ОМК Стальной путь».

Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении АО «ОМК Стальной путь» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ и привлечения к административной ответственности с вынесением 12.01.2023 года постановления по делу об административном правонарушении №28/12-150-23-И/12-173-И/77-30.

Вина АО «ОМК Стальной путь» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, при указанных в постановлении обстоятельствах установлена материалами дела и подтверждается доказательствами, которым должностным лицом дана надлежащая правовая оценка, вывод о виновности АО «ОМК Стальной путь» надлежащим образом обоснован. Оснований подвергать сомнению выводы должностного лица о виновности АО «ОМК Стальной путь» в совершении данного правонарушения суд не усматривает.

Порядок возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренный ст. ст. 28.1, 28.2 КоАП РФ соблюден, обязательное создание административным органом условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности, обеспечено, нормы материального права применены и истолкованы правильно.

Довод защитника АО «ОМК Стальной путь» о незаконности проведения проверки в отношении юридического лица в период действия постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановление № 336) несостоятелен.

Абзацем 1 подпункта «а» пункта 3 Постановления № 336 установлено, что в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся, среди прочего, при условии согласования с органами прокуратуры при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.

Как следует из материалов дела, внеплановая проверка Государственной инспекцией труда в Амурской области была назначена в связи с наличием у контрольного (надзорного) органа сведений о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на основании мотивированного представления от 03.11.2022 г. об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан, акта о несчастном случае на производстве № 1 от 25.07.2022 г., согласно которому, причинами, вызвавшими несчастный случай с КЮ, явились: неудовлетворительная организация производства работ, а также прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев, выразившиеся в допуске составителя поездов к выполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке предсменного медицинского осмотра, нарушение трудовой дисциплины, а также нарушение охраняемых законом ценностей (прав работников, предусмотренных статьями 15, 21, 22, 56, 72, 76, 209-230.1 Трудового Кодекса Российской Федерации).

Проведение внеплановой выездной проверки согласовано с прокуратурой Амурской области 08.11.2022 года.

Таким образом, нарушений положений постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» административным органом не допущено.

Оснований для объединения в одно производство дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ (постановление от 12.01.2023 года № 28/12-150-23-И/12-169-И/77-30) и ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в одно производство с назначением административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, в настоящем случае не усматривается.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. (ст.4.1 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Согласно части 2 статьи 4.4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

В соответствии с ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Как усматривается из представленных материалов дела, по итогам одной проведенной проверки нарушений трудового законодательства, административным органом выявлено несколько административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена разными частями статьи 5.27.1 КоАП РФ, каждое из которых образует самостоятельный состав административного правонарушения и которые не совершены в результате одного действия (бездействия), в связи с чем оснований для применения положений ч. 2 и 5 ст. 4.4 КоАП РФ не применимы.

На основании вышеизложенного, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, постановление заместителя начальника отдела федерального государственного контроля (надзора) в сфере охраны труда Государственной инспекции труда в Амурской области №28/12-150-23-И/12-173-И/77-30 от 12.01.2023 года подлежит оставлению без изменения, а жалоба на данное постановление подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела федерального государственного контроля (надзора) в сфере охраны труда Государственной инспекции труда в Амурской области №28/12-150-23-И/12-173-И/77-30 от 12.01.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении АО «ОМК Стальной путь» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) оставить без изменения, а жалобу защитника АО «ОМК Стальной путь» - АА – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение десяти суток с момента получения или вручения его копии.

Судья Благовещенского

городского суда Е.О. Мухин