УИД 11RS0001-01-2020-004745-53 Дело № 12-722/2020
РЕШЕНИЕ
16 июня 2020 года г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Мишарина И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «СЛДК» на постановление государственного инспектора Северного МУГАДН ТО и АДН по Республике Коми от 13 апреля 2020 года № 192 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ,
установил:
Постановлением государственного инспектора Северного МУГАДН ТО и АДН по Республике Коми от 13 апреля 2020 года № 192 ООО «СЛДК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись указанным постановлением, ООО «СЛДК» обратилось в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы указано, что отсутствует событие административного правонарушения, поскольку административным органом не установлен порядок прохождения водителем предрейсового медицинского осмотра, наличие на путевом листе этикетки-стикера не является основанием для признания медосмотра телемедицинским. Кроме того, был нарушен порядок привлечения к административной ответственности, дело рассмотрено в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности в отсутствие сведений подтверждающих надлежащее извещение.
В судебном заседании представитель ООО «СЛДК» Мельниченко А.Т. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Северного МУГАДН ТО и АДН по Республике Коми, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направило.
Выслушав лицо, участвующее в деле, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, нахожу постановление административного органа, вынесенное по делу, подлежащим отмене, а дело прекращению по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При проверке дела об административном правонарушении по поступившей жалобе, установлено, что указанные требования закона должностными лицами административного органа соблюдены не были.
Как следует из материалов дела, 11.03.2020 в 09:42 по адресу: ...» при проведении государственного контроля по Распоряжению № 08 от 28.02.2020 было осмотрено транспортное средство ... под управлением водителя Попова Г.М. Соглсно путевого листа ... от 10.03.2020, выданном ООО «СЛДК» на транспортное средство ..., водитель Попов Г.М., осуществлял перевозку груза (баланс березовый) по маршруту ... с нарушением установленных правил, а именно: нарушены требования по проведению обязательных предсменных, предрейсовых медицинских осмотров. Водитель Попов Г.М. предрейсовый медицинский осмотр водителя проведен посредством телемедицины, без участия медработника.
Указанные действия ООО «СЛДК» квалифицированы по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
10.03.2020 в отношении ООО «СЛДК» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Указанное процессуальное действие произведено без его участия. Протокол об административном правонарушении наряду с другими доказательствами положен в основу постановления.
Вместе с тем, событие административного правонарушения было выявлено 11.03.2020 года. Кроме того в материалах дела имеется извещение о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов дела об административном правонарушении на 13 апреля 2020 года с 10 час. 00 мин. Также копия протокола об административном правонарушении направлена лицу привлекаемому к административной ответственности, 10 апреля 2020 года.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание рассматривающим дело органом и судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении административному органу, должностному лицу в порядке требований п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ необходимо выяснить извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Анализ приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе на стадии рассмотрения материала об административном правонарушении должностным лицом административного органа.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что в зависимости от конкретных обстоятельств дела извещение может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» № 423-п от 05.12.2014.
При проверке дела об административном правонарушении по поступившей жалобе, установлено, что указанные требования закона должностным лицом административного органа соблюдены не были.
Установлено, что ООО «СЛДК» вызвалось к 10.00 10.04.2020 на составление в отношении него протокола об административном правонарушении, что подтверждается находящимся в деле бланком уведомления. Извещение получено 24.03.2020.
Вместе с тем, протокол об административном правонарушении в отношении ООО «СЛДК» был составлен 10.03.2020 без участия лица, привлекаемого к административной ответственности, не явившегося на проведение указанного процессуального действия. Рассмотрение дела, согласно информации, содержащейся в тексте протокола, назначено на 13.04.2020 в 10 часов 00 минут. В этот же день было вынесено постановление о привлечении ООО «СЛДК» к административной ответственности в отсутствие представителя юридического лица.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Анализ вышеназванных положений КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что в случае, если протокол об административном правонарушении составляется без участия привлекаемого к ответственности лица, административным органом должны быть предприняты меры к направлению данного процессуального документа и извещению этого лица о времени и месте рассмотрения дела.
Из материалов дела усматривается, что ООО «СЛДК» 16.03.2020 извещался на составление протокола об административном правонарушении на 10.04.2020. Данных о том, что он после составления протокола об административном правонарушении был также извещен о времени и месте рассмотрения дела, в материалах дела не имеется. Кроме того, в представленных материалах указано, что протокол составлен 10.03.2020, вместе с тем, дата правонарушения указана 11.03.2020. Копия протокола об административном правонарушении получена ООО «СЛДК» 13.04.2020. при этом как указал представитель ООО «СЛДК» копия протокола получена после 10 часов 13.04.2020. кроме того, как следует из отчета отслеживания отправления с почтовым идентификатором ..., который был присвоен почтовому отправлению, которым направлялся протокол, вручение письма адресату состоялось 15.04.2020.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что у должностного лица административного органа на момент рассмотрения дела по существу отсутствовали сведения о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности о времени и месте рассмотрения дела, а также об отсутствии ООО «СЛДК» направить своего представителя в административный орган, что является существенным нарушением процессуальных норм, установленных КоАП РФ, и не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело.
В связи с существенными нарушениями административным органом процессуальных требований КоАП РФ, выразившимися в ненадлежащем извещении привлекаемого лица о времени и месте рассмотрения дела, постановление административного органа по делу подлежит безусловной отмене.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ, основанием для прекращения производства по делу является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Сроки давности привлечения к административной ответственности по делу в соответствии с п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ истекли, что является основанием для прекращения производства по делу.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора Северного МУГАДН ТО и АДН по Республике Коми от 13 апреля 2020 года № 192 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ в отношении ООО «СЛДК» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ в отношении ООО «СЛДК» прекратить на основании п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение 10 суток с момента получения.
Судья И.С. Мишарина
Копия верна: Судья И.С. Мишарина