ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-722/2021 от 22.11.2021 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

22 ноября 2021 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ленинского районного суда г. Ростов-на-Дону Евангелевская Л.В., рассмотрев жалобу Папко ФИО6 на постановление УФАС по РО по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> о привлечении Папко ФИО5 к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Папко С.В. обратился в суд с жалобой на постановление УФАС по РО от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> о привлечении его к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 руб., в обоснование указав следующее.

Папко Серго Владимирович является членом контрактной службы ФКУ ОСК «Южного военного округа» и в силу возложенных полномочий осуществляет функции заказчика в интересах медицинской службы военного округа при планировании закупок; определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключении, исполнении, изменении и расторжении контрактов.

В соответствии с Законом № 44-ФЗ и в рамках возложенных полномочий проведен закрытый электронный аукцион «Поставка товара - экраны защитные для лица в интересах медицинской службы для нужд ФКУ «ОСК Южного военного округа» в 2021 году». Аукционная документация размещена на официальном сайте Российской Федерации (далее - ЕИС) ДД.ММ.ГГГГ

Военной прокуратурой Южного военного округа проведена проверка указанной выше аукционной документации, по результатам которой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

В дальнейшем Военная прокуратура Южного военного округа направила материалы дела об административном правонарушении на рассмотрение в Ростовское У ФАС.

В ходе рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Ростовское У ФАС установило, что в проекте государственного контракта установлены условия противоречащие

требованиям части 5 и части 13.1 статьи 34 Закона 44-ФЗ.

Однако выводы Военной прокуратуры Южного военного округа и Ростовского УФАС противоречат действующему законодательству в сфере закупок.

Проект государственного контракта разработан в полном соответствии с типовыми формами государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства обороны Российской Федерации (далее - Типовые формы ГК).

Типовые формы ГК разработаны центральными органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации и утверждены указанием временно исполняющего обязанности Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. № .

Из смысла пункта 43 Общевойскового Устава, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. № следует, что применение Типовых форм ГК обязательно для нижестоящих органов военного управления.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В силу части 5 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исходя из положений части 5 Закона 44-ФЗ, пеня начисляется в случае просрочки заказчиком денежного обязательства.

Проект государственного контракта содержит следующие условия об ответственности заказчика:

«10.9. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства по окончательному расчетуза поставленный Товар, предусмотренного Контрактом, Поставщик вправе потребовать уплату пени. Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока -исполнения обязательства. Размер такой пени устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неоплаченной в срок суммы за поставленный Товар за каждый факт просрочки. Ответственность за просрочку Заказчиком обязательства по окончательному расчету за поставленный Товар, предусмотренного Контрактом, не применяется в случае, если Поставщиком своевременно не исполнены обязательства по поставке Товара и (или) предоставлению документов на оплату.»

Тот факт, что в проекте контракта условие об ответственности заказчика не повторяет дословно часть 5 статьи 34 Закона 44-ФЗ не может рассматриваться как нарушение законодательства, так как не меняет смыслового значения и сути нормы закона.

Кроме того, в проекте контракта прописана ответственность заказчика как за просрочку денежного обязательства (пункт 10.9 контракта), выраженное в начислении пени, так и ответственность за неисполнение других обязательств, в виде штрафа (пункт 10.10. контракта).

Таким образом, заказчиком выполнено требование Закона 44-ФЗ об установлении ответственности заказчика и в случае нарушения заказчиком каких-либо обязательств, контрагент не лишен права и возможности привлечения заказчика к ответственности.

Вместе с тем следует отметить, что вывод о том, что в пункте 7.3 проекта государственного контракта указан срок приемки товара в течение 5 рабочих дней, является ошибочным.

Условия пункта 7.3 проекта государственного контракта изложены в следующей редакции: «Акт приема-передачи Товара, содержащий информацию о поставляемом Товаре и иную информацию в соответствии с условиями Контракта, составляется Поставщиком, подписывается Поставщиком и скрепляется печатью Поставщика в 4 (четырех) экземплярах (1 (один) экземпляр для Грузополучателя и 3 (три) экземпляра для Поставщика, при этом 2 (два) экземпляра Акта приема-передачи Товара Поставщик направляет Заказчику в составе документов, служащих основанием для оплаты поставленного Товара), передается Грузополучателю вместе с Товаром и проверяется Грузополучателем в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня, следующего за днем окончания приемки Товара,подписывается, скрепляется печатью и направляется Поставщику с приложением копии доверенности лица, подписавшего Акт приема-передачи Товара от имени Заказчика.

Таким образом, в указанном пункте установлен срок на проверку грузополучателем товара, который исчисляется с даты приёмки товара.

В соответствии с частью 13.1 Закона 44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Согласно пункту 9.3 проекта государственного контракта оплата за поставленный Товар осуществляется Заказчиком в срок не более 30 " тридцати), за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, при условии предоставления Поставщиком Заказчику в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты подписания Грузополучателем Акта приема-передачи Товара следующих документов:

счета на Товар. В счете указывается сумма, подлежащая уплате за поставленный Товар; товарной накладной на Товар с отметкой Заказчика (Грузополучателя, действующего на основании доверенности, выданной Заказчиком) о приеме Товара в 2 (двух) экземплярах, с приложением доверенности; счета-фактуры на Товар в 1 (одном) экземпляре (при необходимости); Акта приема-передачи Товара по форме, установленной Приложением № 1 к Контракту, в 2 (двух) экземплярах.

Таким образом, заказчиком предусмотрены конкретные сроки для исполнения своих обязательств по оплате за поставленный товар.

Все перечисленные в пункте 9.3. проекта контракта документы являются первичными учетными документами и являются основанием для оплаты.

Указание в контракте обязанности поставщика представить в срок финансовые документы обусловлено не только необходимостью обоснованной, своевременной оплаты за поставленный товар и с целью минимизации рисков, выразившиеся в предъявлении поставщиком требования уплаты пени за нарушение сроков оплаты, но и действующим законодательством.

Так, в силу пункта 3 статья 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - РЖ РФ) при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Таким образом, по мнению заявителя, Ростовским УФАС не полно и не надлежаще исследованы материалы дела, что привело к нарушению прав и законных интересов Папко С.В.

На основании изложенного просит признать недействительным и отменить постановление управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области <данные изъяты> и прекратить производство по делу

В судебное заседание заявитель не явился, извещен.

Представитель административного органа Кириленко В.Д., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание явилась, против удовлетворения жалобы возражала, представила копию административного дела № <данные изъяты>

Исследовав материалы дела, выслушав представителя, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонаруше­нии выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоя­щим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена адми­нистративная ответственность; 3) виновность лица в совершении административно­го правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответствен­ность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) харак­тер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) об­стоятельства, исключающие производство по делу об административном правона­рушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об администра­тивном правонарушении являются любые фактические данные, на основании кото­рых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, уста­навливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными прото­колами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении
которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по­казаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказа­тельствам.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жа­лобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений - об оставлении постановления без изменения, а жало­бы без удовлетворения; об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением при­знается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юриди­ческого лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

В соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Российской Федерации (далее ЕИС) Заказчик разместил Извещение о проведении закрытого аукциона, извещение <данные изъяты> «Поставка товара - экраны защитные для лица в интересах медицинской службы для нужд ФКУ "ОСК Южного военного округа в 2021 году», согласно которому: 1) начальная (максимальная) цена контракта составляет 110 665,00 рублей; 2) дата и время окончания подачи заявок: ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, документация о закрытом аукционе на поставку агрегатов утверждена Папко С.В., кроме того, к указанной документации приложена типовая форма государственного контракта.

Как следует из ч. 4 ст. 64 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Из ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ следует, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Частями 4-7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрено обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Часть 8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ устанавливает, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

Ответственность заказчика определена ч. 5 ст. 34 Закона, где указано, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), при этом пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, а штраф - за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств.

Положениями проекта контракта определены обязанности Заказчика - принять товар и оплатить его - п.3.4.1, проекта контракта. Как для приемки, так и для оплаты товара, проектом контракта предусмотрены предельные сроки - 5 дней и 30 дней соответственно (п.7.3, п.9.3)

В п.10.9, проекта контракта закреплено следующее: в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства по окончательному расчету за поставленный Товар, предусмотренного Контрактом, Поставщик вправе требовать уплату пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня стечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой пени устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неоплаченной в срок суммы за поставленный Товар за каждый факт просрочки. Ответственность за просрочку Заказчиком обязательства по окончательному расчету за поставленный Товар, предусмотренного Контрактом, не применяется в случае, если Поставщиком своевременно не исполнены обязательства по поставке Товара и (или) предоставлению документов на оплату.

Таким образом, п. 10.9 проекта контракта не соответствует требованиям ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Согласно ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

В соответствии с ч. 13.1 ст.34 Закона № 44-ФЗ, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч.7 ст.94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в ч. 8 ст. 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Вместе с тем, согласно п. 9.3 проекта контракта, порядок оплаты поставленного товара осуществляется следующим образом:

Оплата за поставленный Товар осуществляется Заказчиком в срок не более 30 (тридцати) дней, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, при условии предоставления Поставщиком Заказчику в течении 5 (пяти) рабочих дней с даты подписания Грузополучателем Акта приема-передачи Товара следующих документов».

В соответствии с п. 71 Бюджетного кодекса РФ, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств составляет и исполняет бюджетную смету, принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

Таким образом, п. 9.3 проекта контракта, устанавливающий возможность не соблюдения сроков оплаты при определенных условиях, не связанных с поставкой товара, не соответствует ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

С учетом изложенного, материалами дела с достоверностью установлено, что в нарушение ч. 13.1 статьи 34 и части 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ начальник медицинской службы ФКУ «ОСК Южного военного округа» Папко С.В. ДД.ММ.ГГГГ. утвердил документацию электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 5.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", тем самым совершив административное правонарушение, предусмотренное ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

В силу ч. 1 ст. 107 Закона № 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут в том числе административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ Папко С.В. назначен на должность начальника Медицинской службы ЮВО, <данные изъяты>

Приказом врио командующего войсками ЮВО от ДД.ММ.ГГГГ. № 70 «О создании контрактной службы федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование ЮВО» создана контрактная служба, в которую включен начальника Медицинской службы ЮВО Папко С.В.

Вина должностного лица Папко С.В. в совершении административного правонарушения подтверждается: материалами проверки, постановлением о возбуждении делав об административном правонарушении, объяснениями Папко С.В. и иными материалами дела.

Действия должностного лица - Папко С.В. по ч. 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ должностным лицом административного органа квалифицированы правильно, наказание назначено верно, в пределах санкции пункта 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ с соблюдением требований ст. 4.1 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – Папко С.В. рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренном ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений требований норм материального и процессуального права по делу не допущено.

Доводы жалобы лица, привлекаемого к административной ответственности о том, что условие об ответственности заказчика указанные в контракте не меняет смыслового значения нормы ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, судом не принимается, поскольку проект контракта должен содержать формулировку о просрочке всех обязанностей заказчика, без их конкретизации, а не только по окончательному расчету.

Доводы жалобы о том, что порядок оплаты, предусмотренный 9.3 проекта контракта обусловлен необходимостью предоставления финансовых документов для обоснования своевременной оплаты, судом также отклоняются, поскольку законодатель не ставит наступление обязанности Заказчика по оплате оказанных услуг в зависимость от предоставления указанных документов.

Обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, как оснований к отмене обжалуемого постановления и прекращению производства по делу, не имеется, административное наказание назначено в пределах санкции ст. 7.30 ч. 4.2 Кодекса РФ об АП.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9, 31.1, 30.14 КоАП РФ, судья,

Р Е Ш И Л :

Постановление УФАС по РО по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> о привлечении Папко ФИО7 к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу Папко ФИО8 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней с момента вручения (получения).

Судья