Дело № 12-723-17
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кемерово 11 октября 2017 г.
Судья Кемеровского областного суда Недорезов Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, возбужденном по ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении
Управления жизнеобеспечения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, расположенного в <адрес>,
по жалобе заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городах Ленинске-Кузнецком, Полысаево и Ленинск-Кузнецком районе ФИО1 на постановление судьи Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 25 августа 2017 г.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 25 августа 2017 г. прекращено производство по делу в отношении Управления жизнеобеспечения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
В жалобе начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городах Ленинске-Кузнецком, Полысаево, Ленинск-Кузнецком районе ФИО1 просит постановление отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, выслушав ведущего специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городах Ленинске-Кузнецком, Полысаево и Ленинск-Кузнецком районе ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, а также защитника Управления жизнеобеспечения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа ФИО3, возражавшую против отмены судебного постановления, прихожу к следующим выводам.
Статьей 6.3 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно абзацу 2 преамбулы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», Правила предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений, независимо от их подчиненности.
Согласно пункту 3.1. СанПиН 42-128-4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
В силу пункта 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Положениями части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения отнесены организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктами 1.2, 3.5.3, 5.1.2 Положения об управлении жизнеобеспечения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, утвержденного Решением Ленинск-Кузнецкого Совета Народных депутатов от 30 июня 2011 г. № 53, Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, наделенным правами юридического лица, и создано в целях эффективного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Ленинск-Кузнецкого городского округа, осуществляет контроль за соблюдением Правил утилизации промышленных и бытовых отходов, Правил благоустройства, санитарного содержания и озеленения, осуществляет контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами нормативных правовых актов о благоустройстве и санитарном содержании территории округа.
Как следует из протокола об административном правонарушении, при проведении административного расследования, проведенного в период с 28 июля по 14 августа 2017 г. должностными лицами Роспотребнадзора, <адрес>, у грунтовой дороги, выявлена свалка твердых бытовых и промышленных отходов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Управления жизнеобеспечения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу ввиду отсутствия в действиях Управления состава, вмененного ему административного правонарушения, судья городского суда пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии свалки, о её объемах, и лицах, разместивших отходы, а в протоколе не конкретизированы действия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в части несоблюдения требований СанПиН 42-128-4690-88.
Кроме того, суд поставил под сомнение заключение эксперта о нарушении пунктов 2.1.1 и 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88, и пришел к выводу о том, что возложение обязанности по организации утилизации отходов и осуществлению контроля за соблюдением Правил утилизации промышленных и бытовых отходов, не позволяет возложить на орган местного самоуправления ответственность, предусмотренную ст. 6.3 КоАП РФ, за действия неустановленных лиц.
Между тем, в нарушение требований, установленных ст.ст. 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ, суд не выяснил все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не учел, что факт размещения отходов вне специально отведенных мест, зафиксирован в протоколе об административном правонарушении, а также на приобщенных к материалам дела фотографиях, и не оспаривается участниками производства по делу об административном правонарушении; ссылаясь на заключение муниципального контракта, судья не выяснил, осуществляло ли Управление контроль за его исполнением; суд не принял также во внимание, что ст. 6.3 КоАП РФ не содержит указаний на исключительные признаки субъекта правонарушения, следовательно, к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, за нарушение перечисленных выше требований, установленных санитарными правилами, может быть привлечено любое должностное или юридическое лицо, на которых возложена обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, независимо от того, кем они были размещены. Кроме того, при возникновении сомнений в обоснованности экспертного заключения, суд не принял мер к вызову в судебное заседание эксперта, с целью устранения выявленных противоречий.
Перечисленные нарушения процессуальных требований, являются существенными, носят фундаментальный, принципиальный характер, повлияли на исход дела, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть его.
При таких обстоятельствах постановление судьи городского суда нельзя признать законным, поэтому оно подлежит отмене, а дело об административном правонарушении – направлению в тот же суд на новое рассмотрение, в ходе которого следует устранить допущенные нарушения и принять обоснованное решение.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Жалобу заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городах Ленинске-Кузнецком, Полысаево, Ленинск-Кузнецком районе ФИО1 – удовлетворить.
Постановление судьи Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 25 августа 2017 г. – отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Управления жизнеобеспечения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа – направить в тот же суд на новое рассмотрение в ином составе.
Судья (подпись) Д.В. Недорезов