ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-723/20 от 17.06.2021 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело №12-723/2020

УИД не присвоен

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

17 июня 2021 года г. Чита

Судья Центрального районного суда г. Читы Маркова О.А., при секретаре Верховод Н.Е., с участием представителя Читинской таможни ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «СИБТРЕЙД» ФИО2 на постановление заместителя начальника Читинской таможни № 10719000-1332/2020 о назначении административного наказания от 09.10.2020г. по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника Читинской таможни № 10719000-1332/2020 от 09.10.2020г. генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «СИБТРЕЙД» ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, генеральный директор ООО «СИБТРЕЙД» ФИО2 обратился в суд с жалобой, ссылаясь на то, что не было надлежащего извещения о составлении протокола об административном правонарушении, а также не получил и не был ознакомлен с протоколом об административном правонарушении, не была обеспечена правовая возможность предоставить объяснения по обстоятельствам дела, при вынесении постановления о назначении административного наказания не рассматривался и не анализировался вопрос правильности составления протокола об административном правонарушении, административным органом не принимались во внимание и не анализировались в правовом аспекте некоторые обстоятельства дела, а именно, наличие вины должностного лица в определении нормы и квалифицирующих признаков субъективной стороны правонарушения, наступление события административного правонарушения с учетом квалифицирующих признаков объективной стороны правонарушения, а также норм материального права в области технического регулирования и соблюдения запретов и ограничений. Полагает, что производство по делу проведено с существенными процессуальными нарушениями, в действиях генерального директора ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения по настоящему делу, просит Постановление Читинской таможни № 10719000-1332/2020 признать не соответствующим действующему законодательству и отменить.

В судебном заседании представитель Читинской таможни ФИО1 с жалобой Генерального директора ФИО2 не согласилась, считает постановление заместителя начальника Читинской таможни № 10719000-1332/2020 о назначении административного наказания от 09.10.2020г. по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении ФИО2 законным и обоснованным.

Представитель ООО «СИБТРЕЙД» надлежаще извещенный о дате, месте и времени судебного заседания, в зал суда не явился, причину не явки не сообщил.

Изучив доводы жалобы и исследовав материалы дела в их совокупности, заслушав представителя административного органа, прихожу к следующему.

ООО «СИБТРЕЙД» на Читинском таможенном посту Читинской таможни (расположенный по адресу: 672090 <...>) подало декларации на товары (далее - ДТ) №№ 10612050/140319/0002118, 10612050/270619/0006049 10719120/030719/0000049, 10719120/040719/0000127, 10719120/211019/000412; 10719120/121119/0005324.

В соответствии со статьей 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), при подаче таможенной декларации на товары представляются, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 47 от 19.03.2013 утвержден Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям ТР ТС 005/2011, в соответствии с которым товар классифицируемый в товарной позиции 3923 ТН ВЭД ЕАЭС требует подтверждения соответствия (представление декларации о соответствии).

Кроме того, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в письме от 29.07.2019 № 51159/10 «О рассмотрении обращения» сообщено, что продукция «бочки пластиковые с областью применения: строительство, назначение: хранение и транспортировка технических жидкостей, маркировка изделий SZQ является упаковкой, соответственно, объектом подтверждения соответствия ТР ТС № 005/2011 «О безопасности упаковки».

В целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений в отношении проверяемых товаров, а именно подтверждения соответствия данных товаров требованиям ТР ТС №005/2011 при таможенном декларировании ООО «СИБТРЭЙД» представлены документы о соответствии:

- декларация о соответствии ЕАЭС № RU Д-CN.АД81.В.07232 от 21.05.2018 (далее-ДС 07232);

- декларация о соответствии ЕАЭС № RU Д-CN.НА81.В.03051/19 от 17.07.2019 (далее-ДС 03051/19).

В ходе таможенной проверки проведена проверка достоверности сведений, заявленных в Декларациях о соответствии, в результате которой установлено следующее.

В соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 7 ТР ТС № 005/2011 декларирование соответствия серийно выпускаемой упаковки (укупорочных средств) проводит изготовитель либо уполномоченное изготовителем лицо. При декларировании соответствия изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо), импортер самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия упаковки (укупорочных средств) требованиям ТР ТС № 005/2011.

Таким образом, ООО «СИБТРЭЙД», являясь уполномоченным представителем по обеспечению требований технических регламентов Таможенного союза, осуществило действия по оформлению ДС 07232 и ДС 03051/19.

В целях получения услуг по оформлению документов о подтверждении соответствия на товар ООО «СИБТРЭЙД» заключило договор на оказание услуг от 06.03.2017 №156 с ООО «РТС-Логистик» (г. Москва).

В подтверждении оказания со стороны ООО «РТС-Логистик» услуг, ООО «СИБТРЭЙД» предоставило акт от 25.05.2018 № 2355, счет фактуру от 25.05.2018 № 2358 на сумму 4500 рублей, с учетом НДС.

Исходя из сведений, представленных ООО «СИБТРЭЙД» установлено, что за регистрацией ДС 07232 ООО «РТС-Логистик» обратилось в орган по сертификации ООО «Услуги по подтверждению соответствия».

При проведении таможенного контроля, в ходе анализа сведений из Единого реестра аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), размещенном на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (далее - Росакккредитация) www.fsa.gov.ru установлено, что действие аттестата аккредитации органа по сертификации ООО «Услуги по подтверждению соответствия» приостановлено 30.07.2018 в связи с отказом или уклонением от прохождения процедуры подтверждения компетенции аккредитованного лица, а с 06.11.2018 прекращено.

Из анализа сведений, указанных в ДС 07232 установлено, что регистрация ДС 07232 проведена органом по сертификации ООО «Услуги по подтверждению соответствия» на основании протокола испытаний от 21.05.2018 №5329.05.04, выданного Испытательным лабораторным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике» (регистрационный номер аттестата аккредитации RA.RU.21EO01).

В целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений со стороны ООО «СИБТРЭЙД» Бурятской таможней направлены запросы от 19.06.2019 №11-04-22/07539, от 08.05.2020 №04-10102 в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике» с просьбой подтвердить факт выдачи в адрес ООО «СИБТРЭЙД» протокола лабораторного исследования от 21.05.2018 №5329.05.04.

В ответ на указанные запросы от ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике» (письма от 21.06.2019 №04-1492, от 08.05.2020 № 04-10102 сообщило, о том, что продукция «Бочки (емкости) пластиковые, с маркировкой SZQ» Испытательным Лабораторным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево- Черкесской Республике» не исследовалась, протокол лабораторных исследований от 21.05.2018 №5329.05.04 в адрес ООО «СИБТРЭЙД» не выдавался, образцы товара ООО «СИБТРЭЙД» в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике» не предоставлялись; протокол за номером № 5329.05.04. от 21.05.2018 в учреждении не регистрировался; форма акта приема - передачи не соответствует форме бланка имеющейся в ИЛЦ ФБУЗ «Центре гигиене и эпидемиологии в КРЧ»; подпись и печать на акте являются поддельными, не соответствуют печати ИЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КРЧ».

При этом, ООО «СИБТРЭЙД» в отношении ДС 07232 предоставило следующие документы:

- письмо от 23.03.2018, согласно которому ООО «СИБТРЭЙД»в адрес ООО «РТС-Логистик» направило информационное письмо «о направлении в адрес испытательной лаборатории: 369000, КЧР, <адрес> образцы товаров - бочки, емкости пластиковые с маркировкой «SZQ» для проведения исследований и испытаний с целью подтверждения соответствия продукции действующим регламентам Евразийского экономического союза для дальнейшего ввоза данной продукции»;

- акт приема проб и образцов (бочки, емкости пластиковые, маркировка SZQ) от 04.05.2018, подписанный между ООО «СИБТРЭЙД» и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике»;

Вместе с тем, на запрос таможенного органа о предоставлении транспортных накладных об отправке проб и образцов в адрес ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике» ООО «СИБТРЭЙД» в пояснительной записке от 23.12.2019 №003/СИБ ответил отказом, объяснив это тем, что «данные документы не могут быть представлены, так как не были сохранены обществом, в связи с тем, что отправка производилась давно, а выполнение работ по проведению исследований и испытаний завершены».

Таким образом, сведения, представленные ООО «СИБТРЭЙД» о направлении проб и образцов в адрес ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике» не подтверждены, а учитывая сведения полученные от ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике» письмами от 21.06.2019 №04-1492, от 08.05.2020 № 04-10102 об отсутствии каких либо взаимоотношений между указанной организацией и ООО «СИБТРЭЙД» установлено, что ДС 07332 зарегистрирована на основании недействительного документ - протокола исследования от 21.05.2018 №5329.05.04, который не может быть принят доказательственным материалом для регистрации декларации о соответствии.

В целях получения ДС 03051/19 ООО «СИБТРЭЙД» заключило с ООО

«МосСтандарт» (г. Москва) договор на оказание возмездных услуг от 26.06.2019 № ФА-39-2019.

При этом, счет-фактура от 17.07.2019 № 923 за «комплекс оказанных услуг по сбору (формированию), анализу материалов, необходимых для получения (оформления) разрешительной документации Декларация ТР ТС на бочки, канистры сроком на 5 лет НА81.В.03051/19 от 17.07.2019» на сумму 10500 рублей выставлена в адрес ООО «Центр Качества» (г.Новосибирск), а не ООО «МосСтандарт». Оплата указанной суммы, согласно платежному поручению от 26.07.2019 №1707 направлена также в адрес ООО «Центр Качества». Кроме того, для таможенной проверки ООО «СИБТРЭЙД» предоставило информационное письмо от 29.06.2019 с уведомлением о направлении проб и образцов в адрес испытательной лаборатории ООО «Гелион», направленное в адрес ООО «Центр Качества», а не в адрес ООО «МосСтандарт».

Из анализа сведений, указанных в ДС 03051/19 установлено, что ДС 03051/19 зарегистрирована органом по сертификации ООО «Международный Стандарт Качества» (аттестат по аккредитации RA.RU.11HA81).

ООО «Международный Стандарт Качества» в письме от 22.12.2019 №18 подтвердило факт взаимоотношении с ООО «СИБТРЭЙД» и регистрации ДС 03051/19.

При проведении анализа сведений, указанных в ДС 03051/19 установлено, что данная декларация о соответствии зарегистрирована на основании протокола испытаний от 17.07.2019 № МСК-3057, выданным испытательной лабораторией ООО «Гелион» (ИНН <***>, г.Самара, сертификат о признании компетентности испытательной лаборатории POCCRU.31218.ИЛ.00008).

С целью подтверждения фактов исследования товара в ООО «Гелион», а также фактов выдачи протокола испытания от 17.07.2019 № МСК-3057, в ходе таможенного контроля в адрес ООО «Гелион» направлены запросы о предоставлении документов и (или) сведений от 12.09.2019 №07-23/11833, от 24.04.2020 №08-23/04774.

При проведении дальнейшего анализа, в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений ООО «СИБТРЭЙД» в ходе таможенной проверки проведен анализ сведений из Единого реестра аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), размещенного на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (далее - Росаккредитация) www.fsa.gov.ru, в ходе которого установлено что испытательная лаборатория ООО «Гелион» отсутствует в реестре аккредитованных лиц - органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).

При проведении анализа деятельности ООО «Гелион» установлено, что согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности данного общества является «торговля оптовая скобяными изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием и принадлежностями», в дополнительных видах деятельность, связанная с техническими испытаниями исследованиями какой либо продукций на подтверждение соответствия требованиям технических регламентов, отсутствует.

В связи с установленными сведениями об отсутствии в реестре аккредитованных лиц - органов по сертификации и испытательных лабораторий ООО «Гелион» в ходе таможенной проверки направлен запрос Бурятской таможни от 18.09.2019 №07-23/12121 в адрес уполномоченного органа Федеральной службы по аккредитации, в том числе с просьбой предоставить информацию в отношении ООО «Гелион».

Федеральная служба по аккредитации в письме от 29.10.2019 №25340/04-АВ «О Рассмотрении обращения» в отношении ДС 03051/19 подтвердила, что Испытательная Лаборатория ООО «Гелион» не является лицом, аккредитованным в национальной системе аккредитации, в связи с чем, сообщила, что сведения о выдаче ООО «Гелион» сертификата о признании компетентности испытательной лаборатории от 09.04.2019 РОСС RU.31218.ИЛ.00008, указанного в протоколе испытаний от 17.07.2019 №МСК-3057, в Росаккредитации, отсутствуют.

В свою очередь, ООО «СИБТРЭЙД» в ходе таможенной проверки предоставило:

- письмо от 29.06.2019 в ООО «Центр Качества», в котором уведомляет указанное общество о направлении в адрес испытательной лаборатории ООО «Гелион» проб и образцов товаров (бочек пластиковых) для проведения исследований и испытаний;

- акт приема проб и образцов от 03.07.2019 в соответствии с которым ИЛ ООО «Гелион» получило пробы и образцы продукции (бочки, емкости пластиковые маркировка SZQ) для проведения исследований и испытаний в целях подтверждения соответствия продукции действующим техническим регламентам;

- уведомление от 03.07.2019, поступившее в адрес ООО «СИБТРЭЙД» от ИЛ ООО «Гелион» о получении проб и образцов продукции для проведения исследований и испытаний.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» декларирование соответствия осуществляется, в том числе по схеме принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее - третья сторона).

В данном случае ООО «СИБТРЭЙД» выбрана указанная схема принятия декларации о соответствии, то есть на основании доказательств, полученных с участием третьей стороны - аккредитованной испытательной лаборатории. При этом, третья сторона ООО «Гелион», к которой обратился ООО «СИБТРЭЙД», не является аккредитованной испытательной лабораторией, соответственно, протокол испытания от 17.07.2019 №МСК-3057 не может быть признан надлежащим доказательством для получения декларации о соответствии ДС 03051/19.

Таким образом, камеральной таможенной проверкой установлено, что при декларировании товара «Бочки (емкости) пластиковые объемом 300 литров и менее; страна происхождения: Китай; область применения: строительство; назначение: хранение и транспортировка технических жидкостей; маркировка изделий: SZQ» по ДТ №10612050/140319/0002118 (товар №6) представлена декларация о соответствии ЕАЭС № RU Д-СКАД81.В.07232 от 21.05.2018 имеющая признаки недействительного документа, по ДТ №№ 10612050/270619/0006049 (товар №2), 10719120/030719/0000049 (товар №3), 10719120/040719/0000127 (товар №3), 10719120/211019/0004120 (товар №5), 10719120/121119/0005324 (товар №5) представлена декларация о соответствии ЕАЭС № RU Д-СКАД813.07232 от 21.05.2018, имеющая признаки недействительного документа, что свидетельствует о несоблюдении ООО «СИБТРЭЙД» запретов и ограничений в отношении товаров, подлежащих обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Евразийского экономического союза, установленных Решением Комиссии Таможенного союза № 769 от 16 августа 2011 года «О принятий технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки», Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 47 от 19 марта 2013 «Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной деклараций сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011)».

С целью получения объяснений законного представителя ООО «СИБТРЭЙД» ФИО2 по факту совершенного правонарушения последнему направлено соответствующее письмо (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) с перечнем вопросов и предложением представить объяснения по обстоятельствам совершения правонарушения.

Указанное письмо согласно почтовому идентификатору №67000837133327 получено ООО «Сибтрейд» 06.05.2020. Генеральный директор ООО «Сибтрейд» ФИО2 ответы на указанное письмо не представил.

В соответствии с п. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

В силу пп. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС запретами и ограничениями признаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного •( контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

В п. 1, 2 ст. 104 ТК ЕАЭС закреплено, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

В соответствии с п. 1, 3 ст. 105 ТК ЕАЭС декларация на товары является одним из видов таможенной декларации, применяемой при таможенном декларировании, и используется при помещении товаров под таможенные процедуры.

Согласно пп. 4, 7 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС.

В соответствии со ст. 135 ТК ЕАЭС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при условии соблюдения запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС. Декларант обязан представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ГК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации (п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС).

Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством

государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (п.3 ст. 84 ТК ЕАЭС). С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (п.8 ст. 111 ТК ЕАЭС).

В ходе проверочных мероприятий, осуществленных в рамках камеральной таможенной проверки, установлено, что протокол испытаний от 21.05.2018 № 5329.05.04, выданный Испытательным лабораторным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике» признан недостоверным и несоответствующим требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Протокол испытаний от 17.07.2019 №МСК-3057 получен в неаккредитованной организации, сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов являющиеся необходимыми для получения декларации о соответствии у ООО «СИБТРЭЙД» отсутствуют.

Актом камеральной таможенной проверки №10718000/210/230420/А000007 констатируется, что ДС 07232 и ДС 03051/19 содержат недостоверные сведения и согласно, примечанию к статье 16.1 КоАП РФ являются недействительными документами.

По данному факту в ходе таможенного контроля Бурятской таможней в адрес Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) направлены письма (от 17.12.2019 №07-23/16611 от 11.03.2020 №08-23/02770) о прекращении действия деклараций о соответствии ЕАЭС № RU Д-CN.АД81.В.07232 от 21.05.2018 и ЕАЭС № RU Д-CNНА81.В.О3051/19 от 17.07.2019.

На указанные выше письма Роспотребнадзор (письмо от 09.06.2020 №75-00-07/23-1533-2020) сообщил, что по информации Бурятской таможни проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «СИБТРЭЙД».

Согласно проведенной проверке Роспотернадзора на основании полномочий и прав, предоставленных статьей 34 Федерального закона от 27.12.2020 №184-ФЗ «О техническом регулировании», п.5.9 Положения о Федеральной Службе по надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №322, в целях устранения выявленных нарушений предписывает ООО «СИБТРЭЙД» прекратить действие деклараций о соответствии № RU Д-CN.АД81.В.07232 от 21.05.2018, RU Д-CN.HA81.B.03051/19 от 17.07.2019.

Согласно официального сайта Федеральной службы по аккредитации (далее -Росаккредитация) www.fsa.gov.ru установлено, что декларации о соответствии № RU Д-CN.АД81.В.07232 от 21.05.2018 и № RU Д-CN.А81.В.03051/19 от 17.07.2019 имеют статус «выдано предписание», тип выдачи предписания «о прекращении», дата выдачи 05.06.2020, дата публикации изменений о смене статуса 11.06.2020

Согласно примечанию к ст. 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Представление в таможенный орган декларантом недействительных документов, притом, что такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федераций запретов и ограничений, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

Таким образом, событие вмененного административного правонарушения подтверждено материалами камеральной таможенной проверки.

ООО «СИБТРЭЙД» представило при таможенном декларировании по ДТ №10612050/140319/0002118 (товар №6) недействительный документ - декларацию о соответствии ЕАЭС № RU Д-CNАД81.В.07232 от 21.05.2018, по ДТ №№ 10612050/270619/0006049 (товар №2), 10719120/030719/0000049 (товар №3), для 10719120/040719/0000127 (товар №3), 10719120/211019/0004120 (товар №5), 10719120/121119/0005324 (товар №5) - недействительный документ - декларацию о соответствии ЕАЭС RU Д-CNНА81.В.03051/19 от 17.07.2019, что свидетельствует о несоблюдении ООО «Сибтрейд» запретов и ограничений в отношении товаров, подлежащих обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Евразийского экономического союза, установленных Решением Комиссии Таможенного союза № 769 от 16 августа 2011 года «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки», Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии №47 от 19 марта 2013г. «Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации cсопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» 1/19 (ТР ТС 005/2011)», что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 16.2 КоАП РФ.

По данному факту в отношении ООО «СИБТРЭЙД» Бурятской таможней составлены протоколы об административном правонарушении № 10718000-786/2020, 10718000-787/2020, 10718000-788/2020, 10718000-789/2020, 10718000-790/2020, 10718000-791/2020 по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.Согласно части 3 статьи 2.1 КоАП России назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение физическое лицо.

Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГг. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что в случае совершения юридическим лицом административного нарушения допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме конкретных должностных лиц, по вине которых было совершено административное правонарушение.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП России должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица

На момент подачи деклараций на товары и декларации о соответствии

гражданин России ФИО2 являлся должностным лицом - генеральным директором ООО «СИБТРЭЙД» (в соответствии с Уставом ООО «СИБТРЭЙД», утвержденным решением участника Общества от 06.03.2016 приказом №1 от 14.03.2019).

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 16.20.2009 №19 под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом, находящимися в его служебном подчинении, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией Порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, а административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

В соответствии с квалификационным справочником должностей руководителей специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 №37, директор руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений. Обеспечивает выполнение предприятием всех обязательств перед федеральным, региональным и местными бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, включая учреждения банка. Решает вопросы, касающиеся финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в пределах предоставленных ему законодательством прав, поручает ведение руководителем производственных единиц и филиалов предприятий, а также функциональных и производственных подразделений. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия и осуществлении его хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования в рыночных условиях.

В соответствии с Уставом ООО «СИБТРЭЙД», утвержденным решением участника Общества от 06.03.2016 №1, единоличным исполнительным органом Общества является генеральный директор (пп. 8.17 Устава), к компетенции которого относятся текущее руководство деятельности Общества.

Согласно пп. 8.20 Устава генеральный директор Общества без доверенности:

1) действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы и защищает права;

2) осуществляет текущее руководство деятельность общества, оперативное управление трудовыми ресурсами;

3) осуществляет прием на работу и увольнение работников, заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры;

4) совершает сделки и заключает договора по вопросам деятельности общества, за исключением сделок, в совершении которых имеется заинтересованность и крупных сделок;

5) в пределах своих полномочий принимает решения по вопросам владения, пользования и распоряжения имуществом Общества;

6) осуществляет управление и распоряжение денежными средствами Общества;

7) осуществляет иные полномочия, не отнесенные ФЗ «Об обществах ограниченной ответственностью» или настоящим уставом к компетенции общего собрания участников Общества или Совета директоров.

Следовательно, ФИО2, как руководитель организации, обладает организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями.

Согласно пояснительной записке от 23.12.2019 002/СИБ, работа с организациями по проведению испытаний, оформлению разрешительных документов проводилась генеральным директором общества, действующим на основании Устава по общества в соответствии с положениями Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Таким образом, ФИО2, как руководителем ООО «СИБТРЭЙД», наряду с обществом совершено административное правонарушение по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ в связи с выполнением организационно-распорядительных функций и ненадлежащим ) исполнением своих служебных обязанностей, в связи с чем он на основании ст. 2.4 КоАП РФ подлежит административной ответственности как должностное лицо.

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок декларирования товаров.

Объективная сторона административного правонарушения в рассматриваемом случае выражается в представлении недействительных документов при таможенном декларировании товаров, которые послужили основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.

В соответствии с п. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Согласно пп. 4, 7 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в частности сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС.

В соответствии со ст. 135 ТК ЕАЭС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при условии соблюдение запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС.

Декларант обязан представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной Декларации (п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС).

Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС).

С момента регистрации таможенная декларация становится документом,

свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (п.8 ст. 111 ТК ЕАЭС).

В рассматриваемом случае противоправное бездействие ФИО2, заключающееся в невыполнении обязанности произвести контроль при осуществлении, функций руководителя Общества за предоставлением действительных документов, подтверждающих соблюдение установленных запретов и ограничений при таможенном Декларировании товара, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Именно генеральный директор ООО «СИБТРЭЙД» ФИО2, обладая организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями в Обществе является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП России, в связи с тем, что именно на него возлагается обязанность по контролю за деятельностью Общества.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать Конституцию РФ и законы, а, следовательно, и установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

У генерального директора ООО «СИБТРЭЙД» имелась правовая и реальная возможность для соблюдения требований законодательства, он не был лишен возможности контролировать законность получения документов, подтверждающих со соблюдение установленных запретов и ограничений на импорт товара «Бочки (емкости) пластиковые объемом 300 литров и менее; страна происхождения: Китай-область применения: строительство; назначение: хранение и транспортировка технических жидкостей; маркировка изделий: SZQ», сведения о которых он заявил в ДТ.

Нарушение таможенных правил не вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, так как лицом не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей перед государством.

События административных правонарушений и вина ФИО2 в их совокупности подтверждается следующими доказательствами:

Копиями ДТ №№ 10612050/140319/0002118;10612050/270619/0006049, 10719120/030719/0000049, 0719120/040719/0000127, 0719120/211019/0004120, 10719120/121119/0005324 с приложением документов представленных при таможенной декларировании;

Копией Акта камеральной таможенной проверки от 23.04.2020г. № 10718000/210/23 0420/А000007;

- Копией Устава ООО «Сибтрейд»;

-Копией декларации о соответствии ЕАЭС № RU Д-С]М\АД81.В.07232 от 21.05.2018;

- Копией декларации о соответствии ЕАЭС № ru Д-СКНА81.В.03051/19 от 17.07.2019;

- Копиями писем ООО «Сибтрейд» от 24.09.2019 №001/СИБ, от 24.09.2019 №003/СИБ с приложением;

- Копией писем ООО «Сибтрейд» от 23.12.2019 №001/СИБ, №002/СИБ, №003/СИБ с приложением

- Копией письма Бурятской таможни от 18.09.2019 №07-23/12121 в адрес Федеральной службы по аккредитации с приложением ответа;

- Копией письма Бурятской таможни от 29.07.2019 №51129/10 в адрес Министерства промышленности и торговли Российской Федерации с приложением союза

- Копией писем Бурятской таможни в адрес Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17.12.2019 №07-23/1661 от 11.03.2019 №08-23/02770 с приложением ответов

- Копией письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.06.2020 №75-00-07/23-1533-2020;

- Копией распечатки с сайта Росакредитации о статусе декларации о соответствии;

Сведениями об ООО «СИБТРЭЙД» из ЕГРЮЛ по состоянию на 25.08.2020г.; и другими материалами настоящего дела об административном правонарушении, которые в соответствии со ст. ст. 26.2, 26.7 КоАП РФ признаются документами-доказательствами по делу об административном правонарушении

Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, следует сделать вывод о том, что должностное лицо ООО «СИБТРЭЙД» генеральный директор ФИО2 совершил в регионе деятельности Читинского таможенного поста Читинской таможни административное правонарушение, ответственность за которые предусмотрена ч.3 ст. 16.2 КоАП РФ, выразившиеся в представлении на Читинский таможенный пост Читинской таможни:

-14.03.2019 при подаче декларации на товар №10612050/140319/0002118 недействительного документа - декларации о соответствии ЕАЭС № RU Д- CNАД81.В.07232от 21.05.2018г., что повлекло собой несоблюдение ООО «Сибтрейд» запретов и ограничений в отношении товаров, подлежащих обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Евразийского экономического союза, установленных Решением Комиссии Таможенного союза № 769 от 16 августа 2011 года «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки», Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии №47 от 19 марта 2013г. «Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011)»;

- 27.06.2019 при подаче декларации на товар №10612050/270619/0006049

недействительного документа - декларации о соответствии ЕАЭС ЕАЭС № RU Д-CN.HA81.B.03051/19 от 17.07.2019г., что повлекло за собой несоблюдение ООО «Сибтрейд» запретов и ограничений в отношении товаров, подлежащих обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Евразийского экономического союза,

Установленных Решением Комиссии Таможенного союза № 769 от 16 августа 2011 года «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности Упаковки», Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии №47 от 19 марта 2013 г. «Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке(подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011)»;

- 03.07.2019 при подаче декларации на товар №10719120/030719/0000049

Недействительного документа - декларации о соответствии ЕАЭС ЕАЭС № RU Д-CN.HA81.B.03051/19 от 17.07.2019г., что повлекло за собой несоблюдение ООО «Сибтрейд» запретов и ограничений в отношении товаров, подлежащих обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Евразийского экономического союза, установленных Решением Комиссии Таможенного союза № 769 от 16 август-2011 года «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасное упаковки», Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии №47 от 1( марта 2013г. «Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценю (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011)»;

- 04.07.2019 при подаче декларации на товар №10719120/040719/0000127 недействительного документа - декларации о соответствии ЕАЭС ЕАЭС № RU д. CN.HA81.B.03051/19 от 17.07.2019г., что повлекло за собой несоблюдение ООО «Сибтрейд» запретов и ограничений в отношении товаров, подлежащих обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Евразийского экономического союза, установленных Решением Комиссии Таможенного союза № 769 от 16 августа 2011 года «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки», Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии №47 от 19 марта 2013г. «Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011)»;

- 21.10.2019 при подаче декларации на товар №10719120/211019/0004120 недействительного документа - декларации о соответствии ЕАЭС № RU Д-CN.HA81.B.03051/19 от 17.07.2019г., что повлекло за собой несоблюдение ООО «Сибтрейд» запретов и ограничений в отношении товаров, подлежащих обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Евразийского экономического сою: установленных Решением Комиссии Таможенного союза № 769 от 16 августа 2011 го, «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасное упаковки», Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии №47 от марта 2013г. «Об утверждении перечня продукции, в отношении которой пода таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011 - 12.11.2019 при подаче декларации на товар №10719120/121119/000532Н недействительного документа - декларации о соответствии ЕАЭС № RU Д CN.HA81.B.03051/19 от 17.07.2019, что повлекло за собой несоблюдение ООО «Сибтрейд» запретов и ограничений в отношении товаров, подлежащих обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Евразийского экономического союза, установленных Решением Комиссии Таможенного союза № 769 от 16 августа 2011 года г «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасное упаковки», Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии №47 от 1 марта 2013 г. «Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подачe таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенное союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011)».

Доводы ФИО2 о том, что имело место ненадлежащее извещение о составлении протокола об административном правонарушении, а также, что ему не была предоставлена возможность предоставить объяснения по обстоятельствам дела не нашли своего подтверждения и опровергаются материалами дела, а именно почтовым уведомлением о вручении ФИО2 копии определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении; в связи с не поступлением в адрес Читинской таможни уведомления о вручении, рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено, о чем также был извещен ФИО2, извещение ФИО2 подтверждается почтовым уведомлением, согласно которому копия определения об отложении им была получена 23.09.2020г. В связи, с чем суд делает вывод о том, что ФИО2 был надлежаще извещен о дате, месте и времени рассмотрении дела об административном правонарушении.

Довод ФИО2 о том, что административным органом не рассматривался и не анализировался вопрос правильности составления протокола об административном правонарушении не нашли своего подтверждения.

Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В силу части 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 данной статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

В соответствии с п. 3.2 «Перечнем должностных лиц, таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание», утвержденного приказом ФТС РФ от 02 декабря 2014 года № 2344 (зарегистрирован в Минюсте России 14.01.2015 № 35540) старший государственный таможенный инспектор вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 16.2 КоАП

РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе начальники таможен, их заместители (п.3ч.2 ст.23.8 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление вынесено должностными лицами таможни в соответствии с представленной КоАП РФ компетенцией.

Доводы ФИО2 о том, что административным органом не принимались во внимание и не анализировались такие обстоятельства дела, как наличие вины должностного лица, нормы квалифицирующих признаков субъективной стороны правонарушения ст. 2.4 КоАП РФ, наступление события административного правонарушения, а также нормы материального права в области технического регулирования и соблюдения запретов и ограничений, также не нашли своего подтверждения, опровергаются Постановлением.

Исследовав представленные заявителем документы в ходе таможенной проверки, а также в ходе судебного разбирательства, установив противоречивость представленных документов, суд соглашается с доводами таможенного органа о том, что установленными по делу обстоятельствами усматривается факт ненаправления образцов товаров для проведения исследований товара, а это означает, что декларация о соответствии, выданная на основании несуществующего протокола испытаний, изначально являлась недействительным документом.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о доказанности наличия в действиях генерального директора ООО «СИБТРЭЙД» ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается и ФИО2 не оспаривается, что декларирование спорной продукции осуществило ООО «СИБТРЕЙД», следовательно, субъект ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ установлен таможней верно.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании части 2 указанной статьи лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае таможенное декларирование товаров производится декларантом, в связи с чем, он несет все обязанности, сопутствующие этому действию, в том числе обязанность заявлять таможенному органу достоверные сведения о товаре и соблюдать установленные ограничения.

Вступая в таможенные правоотношения, должностное лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Исходя из положений части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации, ненадлежащее исполнение обязательств контрагентами не является основанием для освобождения ФИО2 от ответственности, поскольку забота о выборе контрагента и обеспечении выполнения последним принятых обязательств любыми законными способами лежит на декларанте, который отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных в том числе с действиями (бездействием) контрагентов. С учетом изложенного суд приходит к выводу о доказанности наличия в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации (административный штраф назначен в минимальном размере).

Каких-либо существенных нарушений со стороны таможенного органа требований законодательства (в том числе статей 25.1, 25.4 и 28.2 КоАП Российской Федерации) в ходе производства по делам об административных правонарушениях судом не установлено.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих вину, судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

постановление заместителя начальника Читинской таможни № 10719000-1332/2020 о назначении административного наказания от 09.10.2020г. по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении ФИО2 оставить без изменения, жалобу ФИО2 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней с момента его получения.

Судья О.А. Маркова