ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-723/2015 от 28.12.2015 Кировского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело №12-723/2015

РЕШЕНИЕ

Судья Кировского районного суда г. Омска Валиулин Р.Р., при секретаре Махмутовой Т.З., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 28.12.2015 г. по ул. Суворова 99, каб. 409 жалобу законного представителя ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора КАО г. Омска по пожарному надзору ФИО2 , вынесенное ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон» за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора КАО г. Омска по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон» было признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, законный представитель ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон» ФИО1 обратился в Кировский районный суд <адрес> с жалобой, указав, что общество не является субъектом данного правонарушения, поскольку ДД.ММ.ГГГГ собственники помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> провели общее собрание, на котором приняли решение о выборе непосредственного способа управления многоквартирным домом, выборе в качестве обслуживающей организации ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон», а также об утверждении текста договора возмездного оказания услуг, выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон» на момент проверки не являлось управляющей организацией по отношению к проверяемому многоквартирному дому. В соответствии с пунктом 1.11 договора системы противопожарной сигнализации, пожаротушения и дымоудаления не входят в состав общего имущества, определенный сторонами в целях выполнения работ (оказания услуг) по настоящему договору. Исполнитель не несет ответственности за содержание и ремонт данного имущества. В случае необходимости выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) системы противопожарной сигнализации, пожаротушения и дымоудаления на многоквартирном доме, собственники помещений выполняют такие работы за свой счет самостоятельно, либо с привлечением третьих лиц на условиях заключенных с ними договоров. ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений многоквартирного дома было проведено общее собрание, на котором принято решение определить состав общего имущества в целях выполнения управляющей организацией обязанности по его содержанию за исключением системы дымоудаления и пожаротушения. Системы дымоудаления и пожаротушения содержать самостоятельно с привлечением подрядных организаций. Таким образом, ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон» в силу ч. 3 ст. 30, ч. 2.1 ст. 161 ЖК РФ и условий заключенного с собственниками помещений договора не несет обязанности по содержанию системы противопожарной сигнализации, дымоудаления и пожаротушения. Собственниками помещений многоквартирного дома принято решение по самостоятельному содержанию данного имущества. Кроме того, работы по устройству внутреннего противопожарного водопровода, системы противодымной защиты, автоматической пожарной сигнализации, а также переносу с лестничных клеток трубопровода холодного и горячего водоснабжения (его устройству в ином месте) должны выполняться при капитальном ремонте многоквартирного дома. Однако собственники помещений многоквартирного дома общих собраний по вопросам обустройства многоквартирного дома внутренним противопожарным водопроводом, автоматической пожарной сигнализацией, системой противодымной защиты а также переносу трубопровода с лестничных клеток не проводили, соответствующих решений не принимали.

Также указывает, что ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон» не имело возможности самостоятельно без соответствующего решения общего собрания обустроить многоквартирный дом внутренним противопожарным водопроводом, автоматической пожарной сигнализацией, системой противодымной защиты, а также перенести трубопровод с лестничных клеток. Более того, выполнение указанных обязанностей не возложено на ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон» договором, заключенным с собственниками помещений.

В связи с изложенным просил постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.

Защитник ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон» ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержал, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в части, касающейся использования светильников со снятыми колпаками, отсутствия актов испытаний лестниц и ограждения на кровле, противопожарных дверей 2 типа, а также приспособлений для самозакрывания и уплотнения в притворах не отрицал.

Представитель государственного органа, вынесшего обжалуемое постановление, ФИО4 возражал против удовлетворения жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения органа государственного надзора от ДД.ММ.ГГГГ, была проведена плановая выездная проверка ООО «ЖКО 6 Микрорайон» по адресу: <адрес>; <адрес>/А; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.

В результате проведенной проверки, выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, составлен акт проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 37 Закона «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Согласно статьи 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно п. 42 «В» Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390, запрещается обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.

В силу п. 24 Правил противопожарного режима в РФ, руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояния средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом на такое изделие.

В соответствии с п. 6.18* СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 № 18-7), двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. В зданиях высотой более 15 м указанные двери, кроме квартирных, должны быть глухими или с армированным стеклом. Лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах. В лестничных клетках допускается не предусматривать приспособления для самозакрывания и уплотнение в притворах для дверей, ведущих в квартиры, а также для дверей, ведущих непосредственно наружу. Двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной про-тиводымной защитой, в том числе из коридоров, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.

Согласно п. 8.4 СНиП 21-01-97, в чердаках зданий, кроме зданий класса Ф1.4, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6 х 0,8 м. Выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 х 1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м. В зданиях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 высотой до 15 м допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6 х 0,8 м по закрепленным стальным стремянкам.

В силу п. 4.1.1 «СП 10.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 180, для жилых и общественных зданий, а также административно-бытовых зданий промышленных предприятий необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода, а также минимальный расход воды на пожаротушение следует определять в соответствии с таблицей 1, а для производственных и складских зданий - в соответствии с таблицей 2. Расход воды на пожаротушение в зависимости от высоты компактной части струи и диаметра спрыска следует уточнять по таблице 3. При этом следует учитывать одновременное действие пожарных кранов и спринклерных или дренчерных установок.

В соответствии с п. 6.26 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в коридорах, указанных в п. 6.9, за исключением специально оговоренных в нормах случаев, не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, газопроводы и трубопроводы с горючими жидкостями, а также встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов. Коридоры длиной более 60 м следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых определяется по СНиП 2.04.05, но не должна превышать 60 м. При дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную: на половину ширины дверного полотна - при одностороннем расположении дверей; на ширину дверного полотна - при двустороннем расположении дверей; это требование не распространяется на поэтажные коридоры (холлы), устраиваемые в секциях зданий класса Ф1.3 между выходом из квартиры и выходом в лестничную клетку.

Согласно п. 7.3.1 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 № 18-7), противодымная защита зданий должна выполняться в соответствии со СНиП 41-01. В зданиях высотой более 28 м с незадымляемыми лестничными клетками следует предусматривать удаление дыма из поэтажных коридоров через специальные шахты с принудительной вытяжкой и клапанами, устраиваемыми на каждом этаже из расчета одна шахта на 30 м длины коридора. Для каждой шахты дымоудаления следует предусматривать автономный вентилятор. Шахты дымоудаления должны иметь предел огнестойкости не менее EI 60. В шахтах лифтов в зданиях высотой более 28 м при пожаре следует обеспечивать подачу наружного воздуха согласно СНиП 41-01.

В силу статьи 91 Федерального закона «О пожарной безопасности» помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. Автоматические установки пожарной сигнализации, пожаротушения должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 названной статьи Кодекса нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

За нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Вина ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон» в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно:

-распоряжением органа государственного надзора от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого была проведена плановая, выездная проверка ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон», по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес> (л.д. 97-98);

-протоколом по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 00 минут по адресу: <адрес>, в помещениях многоквартирного жилого дома юридическое лицо ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон» допустило нарушения требований пожарной безопасности, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 104-106);

- протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 00 минут по адресу: <адрес>, в помещениях многоквартирного жилого дома юридическое лицо ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон» допустило нарушения требований пожарной безопасности, что предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 107-109);

- протоколом по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 00 минут по адресу: <адрес>, в помещениях многоквартирного жилого дома юридическое лицо ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон» допустило нарушения требований пожарной безопасности, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 110-112);

- протоколом по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 00 минут по адресу: <адрес>, в помещениях многоквартирного жилого дома юридическое лицо ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон» допустило нарушения требований пожарной безопасности, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 150-152);

- протоколом по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 00 минут по адресу: <адрес>, в помещениях многоквартирного жилого дома юридическое лицо ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон» допустило нарушения требований пожарной безопасности, за что предусмотрена административная ответственность ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 153-155);

- протоколом по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 00 минут по адресу: <адрес>, в помещениях многоквартирного жилого дома юридическое лицо ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон» допустило нарушения требований пожарной безопасности, за что предусмотрена административная ответственность ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 156-158);

- протоколом по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут по адресу: <адрес>, в помещениях многоквартирного жилого дома юридическое лицо ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон» допустило нарушения требований пожарной безопасности, за что предусмотрена административная ответственность ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 185-187);

- протоколом по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут по адресу: <адрес>, в помещениях многоквартирного жилого дома юридическое лицо ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон» допустило нарушения требований пожарной безопасности, за что предусмотрена административная ответственность ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 188-190);

- протоколом по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут по адресу: <адрес>, в помещениях многоквартирного жилого дома юридическое лицо ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон» допустило нарушения требований пожарной безопасности, за что предусмотрена административная ответственность ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 191-193);

- актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в ходе проведения проверки в многоквартирных жилых домах по адресу: <адрес> выявлены нарушения обязательных требований или требований установленных муниципальными правовыми актами, а именно: в лестничной клетке, а также в помещениях лифтового холла эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (Правила противопожарного режима в РФ» утвержденные Жхением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N390 п. 42 «В»); в лестничной клетке на пути эвакуации расположены трубопроводы (3 трубы диаметром 100 мм.) выступающие из плоскости стен на 0.4 м. (п. 4.8* СНиП II-A.5-70* «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений» СНиП21-01-97 * п. 6.26*; ст. 6, 89, 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЭ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; СП 1.13130.2009 п. 4.3.3); не представлены акты испытания лестниц и ограждения расположенных на кровле дома (Правила противопожарного режима в РФ» утвержденные постановлением Правительства ш Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 п. 24); не предусмотрены приспособления для самозакрывания и уплотнение в притворах дверей лестничных клеток, ведущих в общий коридор и дверей лифтовых холлов (СНиП 21-01-97* п.6.18*); двери, ведущие непосредственно на кровлю здания не противопожарные 2-го типа (п. 4.7 СНиП II-A.5-70* «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений»; ст. 6, 88, 151 Федерального закона от 22.07.2008№ 123-Ф3; СНиП21-01-97* п. 8.4*); отсутствуют внутренний противопожарный водопровод (п. 5.43 СНиП-П-Л.1-71* «Жилые здания. Нормы проектирования»; СП 10.13130.2009 «Внутренний противопожарный водопровод» п. 4.1.1 таблица 2; ст. 6, 86, 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 регламент о требованиях пожарной безопасности»); отсутствует система противодымной защиты здания (п. 5.24 СНиП-П-Л.1-71* «Жилые здания. Нормы проектирования»; СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» п. 7.3.1; СП 7.13130, 2013 п. 7.2; ст. 4, 56 Федеральный закон № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией в поэтажных коридорах многоквартирного дома (прил. А п. АЗ табл. 1 СП 5 131.30.2009; НПБ 110-03 табл. 1, Федеральный закон № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 91, 4) (л.д. 92-96);

- договором возмездного оказания услуг, выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является оказание исполнителем своими силами или с привлечением третьих лиц за определенную в порядке, установленном настоящим договором, плату услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также иных услуг (л.д. 82-91);

- договором возмездного оказания услуг, выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является оказание исполнителем своими силами или с привлечением третьих лиц за определенную в порядке, установленном настоящим договором, плату услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также иных услуг (л.д. 134-143);

- договором возмездного оказания услуг, выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является оказание исполнителем своими силами или с привлечением третьих лиц за определенную в порядке, установленном настоящим договором, плату услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также иных услуг (л.д. 169-178);

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее требования пожарной безопасности, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Судья считает, что вина ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон» в совершении административных правонарушений доказана совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании.

Доводы защиты относительно того, что управляющая компания не является субъектом данного правонарушения, а также о том, что ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон» не несет обязанности по содержанию системы противопожарной сигнализации, дымоудаления и пожаротушения, судьей не принимаются по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества.

Из части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

На основании части 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 (ред. от 26.03.2014) утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно пункту 7 вышеназванных Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок, систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

В силу пункта 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьей 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 42 указанных выше Правил предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

При этом содержание общего имущества включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (пункт 11 Правил N 491).

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, из анализа изложенных норм вытекает, что обязанность по обеспечению пожарной безопасности общего имущества многоквартирного дома лежит на организации, оказывающей услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а не на собственниках конкретных квартир, расположенных в нем.

Вопреки доводам жалобы, отсутствие в договорах возмездного оказания услуг, выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах условий о возложении обязанности по содержанию системы дымоудаления и пожаротушения на исполнителя, не свидетельствует об ее отсутствии, так как данная обязанность проистекает из закона.

Довод защитника о невозможности самостоятельно без соответствующего решения общего собрания обустроить многоквартирный дом внутренним противопожарным водопроводом, автоматической пожарной сигнализацией, системой противодымной защиты, в том числе и в контексте значительной стоимости указанных работ, также не может быть признан состоятельным в силу следующего.

Постановлением Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 г. № 6464/10 определена правовая позиция в отношении обязанностей управляющей организации. А именно: «Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме».

Кроме того, как следует из п. 2.2 договора возмездного оказания услуг, выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, исполнитель вправе оказывать иные услуги и выполнять работы, связанные с предметом настоящего договора.

Аналогичная возможность оказания услуг предусмотрена договором от ДД.ММ.ГГГГ (многоквартирный дом по адресу: <адрес>), а также договором возмездного оказания услуг, выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Из изложенного выше следует однозначный вывод о т ом, что именно ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон» обязано соблюдать требования пожарной безопасности в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>, с последующем отнесением расходов по устранению нарушений на собственников помещений.

Жалоба ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон» не содержит правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, сводится к переоценке установленных по делу обстоятельств.

Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон» объективной стороны состава административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в связи, с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного постановления.

Административное наказание обществу назначено в строгом соответствии с требованиями Главы 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при этом должностным лицом юрисдикционного органа были применены положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, административный штраф назначен в размере менее минимального размера штрафа, установленного санкцией статьи.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности соблюдены.

Нарушений процессуальных норм, являющихся существенными, препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, по настоящему делу допущено не было.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и не подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора КАО <адрес> по пожарному надзору , вынесенное ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ЖКО «6-ой Микрорайон» за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский суд в течение 10 суток.

Судья: Р.Р. Валиулин