№ 12-723/2017
РЕШЕНИЕ
г. Красноярск 08 декабря 2017 года
Центральный районный суд города Красноярска в составе:
председательствующего судьи - Шлейхер Е.В.,
с участием представителя юридического лица по доверенности - ФИО4,
представителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю по доверенности - ФИО5,
при секретаре – Жиганчиной А.А.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» ФИО6 на постановление главного специалиста-эксперта отдела надзора за обращением с отходами в области охраны атмосферного воздуха Управления службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю - государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Красноярскому краю ФИО1 № ВНАТЗ-088/8 от 25 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» (юридический адрес: 660049, <...>),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного специалиста-эксперта отдела надзора за обращением с отходами в области охраны атмосферного воздуха Управления службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю - государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Красноярскому краю ФИО7 от 25 мая 2017 года юридическое лицо – ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО «КрасКом»» ФИО6 обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить.
Указывает, что предметом правонарушения являются экологические и санитарно- эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. В обжалуемом постановлении имеются выводы о порядке эксплуатации Обществом левобережных и правобережных очистных сооружений, в нарушение ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 39 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ч.ч.3,6 ст.12, ст.11, ч.3 ст. 14, ч.2 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, п.7.2 ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 25.11.1995 г. № 174-ФЗ» (стр.6 постановления). Однако, указанные нормы содержат лишь общие правила, относящиеся к сфере охраны окружающей среды и порядку обращения с отходами. Каких-либо конкретных требований указанные нормы не содержат, административным органом ни в протоколе, ни в постановлении не указаны, какие, конкретно, экологические и санитарно-эпидемиологических требования нарушены ООО «КрасКом». Таким образом, в нарушение п. 2 ст. 28.2 и п. 2 ст. 28. 4 КоАП РФ не указано, в чем именно выразилось событие административного правонарушения, не содержится описание объективной стороны деяния, не указаны конкретные экологические и санитарно-эпидемиологические требования.
Суть выводов в обжалуемом постановлении сведена к тому, что ООО «КрасКом»:
- необоснованно «изменило статус иловых полей с объектов размещения отходов на объекты, являющиеся частью технологического процесса, в ходе которого образуется не отход, а промежуточный продукт - ил стабилизированный (при том, что позиции, согласно которой, иловые поля не относятся к объектам размещения отходов, придерживается в первую очередь само Министерство природных ресурсов в письмах от 06.11.2013 № 05-12-44/21713; от 18.08.2014 № 05-12- 44/18132; от 07.12.2015 № АС-03-02-36/21630);
- иловые площадки, эксплуатируемые Обществом, представляют собой объекты размещения отходов и эксплуатируются ненадлежащим образом.
Полагает, что изложенные в постановлении выводы не основаны на законе, не подтверждены материалами дела и являются несостоятельными.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению. Критерием отнесения вещества или предмета к отходу является желание его удалить (проводя простейшую аналогию, можно сказать, что бумага, лежащая на столе, сама по себе еще не является отходом, а становится им, после того, как будет использована по назначению и перемещена в корзину для дальнейшего ее удаления).
В соответствии с п. 3.1.26 ГОСТ Р 53692-2009 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов»: удаление отходов - последний этап технологического цикла отходов, на котором производят разложение, уничтожение и/или захоронение...».
В случае с избыточным активным ила и сырым осадком сточных вод ЛОC и ПОС - это промежуточный продукт (вещество) очистки сточных вод, не прошедший все стадии обработки, то есть он еще не предназначен для удаления. Смесь избыточного активного ила и сырого осадка сточных вод в случае ООО «КрасКом» не является отходом, так как, согласно технологическим регламентам подлежит дальнейшей переработке на иловых площадках (обезвоживание, обезвреживание, стабилизация).
Иловые площадки, эксплуатируемые ООО «КрасКом», объектом размещения отходов не являются, а представляют собой сооружения по обработке осадков, что подтверждается техническим паспортами на них и технологическими регламентами по эксплуатации правобережных и левобережных очистных сооружений (разработаны ООО «АКВАРОС», ООО «Экология»).
Росприроднадзор в письме от 07.12.2015 № АС-03-02-36/21630 дает однозначное разъяснение о том, что иловые площадки относятся к инженерным сооружениям для обработки и обезвоживания осадка сточных вод и не могут классифицироваться как объекты размещения отходов. Также в своем письме Росприроднадзор делает вывод о том, что поскольку размещение осадков (отходов), образующихся в процессе очистки сточных вод (в частности: "осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации", "ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод", "ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод"), осуществляется, в том числе, в целях уменьшения массы отходов, изменения физических и химических свойств, а также снижению уровня негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, целесообразно считать иловые карты (площадки) объектом обезвреживания отходов. При этом необходимо отметить, что между ООО «КрасКом» и ООО «Вторичные ресурсы 25.01.2011 заключен договор № 1-01-153 на оказание услуг по приему и захоронения твердых промышленных отходов 4,5 класса опасности. Согласно п. 15 приложения № 2 к договору ООО «Вторичные ресурсы» осуществляет прием и размещение, в том числе, ил стабилизированный.
Кроме того, указывает, что обжалуемое постановление вынесено по итогам проведения плановой выездной проверки, проведенной в период с 20.03.2017 по 17.05.2017 Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю в соответствии с Распоряжениями от 10.03.2017 № 088-р/п и от 12.04.2017 № 147-р/п. Порядок организации и проведения проверок юридических лиц установлен Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Закон). В соответствии со статьей 20 Закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Согласно ст. 13 Закона № 294-ФЗ срок проведения проверок не может превышать двадцать рабочих дней. При этом срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен только в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований. Вместе с тем, из распоряжения от 12.04.2017 № 147-р/п и уведомления о продлении проверки от 12.04.2017 № 03-1/4-147 невозможно установить для проведения каких сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований продлена проверка. Как следует из перечня документов, прилагаемых к акту проверки, все протоколы анализов и заключения по результатам проведения лабораторных исследований датированы до 03.04.2017, то есть, до даты продления проверки, никаких исследований после 12.04.2017 не проводилось, соответственно, основания для продления проверки отсутствовали. Во-вторых, как указано в акте проверки Управлением Росприроднадзора проводилась проверка, в том числе, на предмет соблюдения ООО «КрасКом» требований Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных главным государственным инспектором СССР по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок 28.11.1983 г. Указанные Правила не опубликованы в установленном порядке. Между тем, статья 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусматривает ограничения при проведении проверки, из которых следует, что должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе: проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации; а также проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Нарушение указанной нормы является грубым нарушением и влечет недействительность результатов проверки (пп.5 п.2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ).
При проведении проверки в качестве экспертной организации были привлечены в качестве экспертов специалисты «ЦЛАТИ по Енисейскому региону». Однако, между ООО «КрасКом» и «ЦЛАТИ по Енисейскому региону» существуют гражданско-правовые отношения - заключен договор на водоснабжение № 11/04612, что в соответствии с п.8 ст. 20 Закона № 294-ФЗ также является грубым нарушением.
В судебном заседании представитель юридического лица ФИО4 жалобу поддержала в полном объеме по изложенным в ней доводам.
Представитель Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю ФИО5 возражала против доводов жалобы, указывая о законности вынесенного в отношении юридического лица постановления и несостоятельности приведенных в жалобе доводов.
Заслушав представителей юридического лица, административного органа, проверив представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, - что влечет наказание для юридических лиц в виде штрафа от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Распоряжениями руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю (Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю) ФИО2 от 10.03.2017 № 088-р/п, от 21.03.2017 № 107-р/п, от 12.04.2017 № 147-р/п, в период с 20.03.2017 по 17.05.2017 (акт проверки от 17.05.2017 № ВНАТЗ-088), что в отношении ООО «КрасКом» проведена выездная плановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Одним из основных видов деятельности ООО «КрасКом» является механическая и биологическая очистка производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод. Данный вид деятельности осуществляется в следующих структурных подразделениях:
- цех Левобережных канализационных очистных сооружений (далее - ЛОС) по адресу; <...>, введены в эксплуатацию: 1-я очередь в 1969 г 2-я очередь в 1982 г.
- цех Правобережных очистных сооружений (далее - ПОС) по адресу: <...>, введены в эксплуатацию: 1-я очередь в 1970 г., 2-я очередь в 1986 г.
Эксплуатация очистных сооружений ЛОС и ПОС осуществляется ООО «КрасКом» на основании договора аренды с департаментом муниципального имущества и земельных отношений города Красноярска № 9973 от 05.07.2006 г. на совокупность имущества казны города Красноярска.
В состав структурных подразделений очистных сооружений ЛОС и ПОС входят иловые поля, на которые подаются отходы, образующиеся при механической и биологической очистке сточных вод (смесь сырого осадка и избыточного активного ила) для размещения с целью снижения влажности, стабилизации и обеззараживания в естественных условиях.
Согласно САнПиН 2.1.573-96.2.1.7. данные виды отходов поступают на иловые поля с целью их обезвоживания, обеззараживания и стабилизации в естественных условиях. Отходы размещаются для хранения на иловых полях, с учетом отсутствия предварительной подготовки поступающих осадков и высокой степенью их влажности, на срок не менее 3-х лет.
Согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 № 445, отходы, поступающие на иловые поля после механической и биологической очистки сточных вод, имеют следующие наименования: отходы (осадки) после механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, код отхода 7 22 399 11 39 4; ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, код отхода 7 22 200 01 39 4.
В результате стабилизации и обеззараживания в естественных условиях на иловых полях поступающих отходов указанных наименований образуется ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, код отхода 72220002395.
Проверка обоснованности установления класса опасности отходов, в том числе отходов (осадков) после механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод проведена ООО «КрасКом» в установленном порядке в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.12.2010 № 441. В соответствии с ч.3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, на опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт на данный вид отхода отсутствует.
В соответствии с проектными решениями, с момента ввода иловых полей ЛОС и ПОС в эксплуатацию и до 06.08.2015 г. указанные объекты эксплуатировались ООО «КрасКом» в статусе объектов размещения отходов, что подтверждено действующей в период 2010-2015 г.г. нормативно-разрешительной документацией ООО «КрасКом, а именно: «Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНО- ОЛР) ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» (ООО «КрасКом»), выполненном в 2010 году; «Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», per. № 2/109 от20.09.2010 г. Лимит на размещение отходов установлен Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору до 09.09.2015 г., на срок действия Лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности № ОП-66-ОО1225(24) от 09.09.2010 г.; «Лицензией на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности» № ОП-66-001225(24) от 09.09.2010 г., выданной на срок до 09.09.2015 г. Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно ч. 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).
Согласно пояснительной записке по вопросу постановки иловых полей ЛОС и ПОС в ГРОРО», представленной ООО «КрасКом» в ходе проверки, в 2014 году, ООО «КрасКом» провело инвентаризацию эксплуатируемых объектов размещения отходов (иловые поля ЛОС и ПОС). Результаты инвентаризации, согласно «Порядка ведения государственного кадастра отходов» (приказ Минприроды РФ от 30.09.2011 № 792), направлены в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю письмом от 20.11.2014 № 7808. Данные документы были направлены Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования письмом Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю от 28.11.2014 г. исх. № 05-1/52- 8301 «О включении объектов размещения отходов ГРОРО».
Иловые поля ЛОС и ПОС ООО «КрасКом» не были включены в государственный реестр объектов размещения отходов, обоснованный ответ о причинах отсутствия обозначенных объектов в ГРОРО не был получен из Федеральной службы по надзору в сфере природопользования В последующий период времени, ООО «КрасКом», для разрешения вопроса о включении объектов размещения отходов ЛОС и ПОС в ГРОРО и решения проблем с лицензированием, обращалось в Министерство природных ресурсов и экологии РФ (письмо от 16.04.2015г. № 2861 «О проблемах лицензирования»), в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (письмо от 14.05.2015 г. исх. № 3404 «О включении объектов размещения в ГРОРО»). Ответы получены не были.
По информации ООО «КрасКом», на основании разъяснительных писем Министерства природных ресурсов и экологии от 06.11.2013 г. № 05-12-44/21713, от 18.08.2014 г. № 05-12-44/18132, от 06.12.2015 г. № АС-03-02-36/21630 об отнесении иловых полей к технологическим сооружениям, предприятием был изменен статус иловых полей ЛОС и ПОС. Изменения заключались в следующем: в представленные на согласование в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю «Проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «Краском», выполненные в 2015 и 2016 годах, иловые поля ЛОС и ПОС не включены в качестве объектов размещения отходов. При этом, из перечня образующихся на предприятии отходов исключены отходы, поступающие на иловые поля - отходы (осадки) после механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод.
В соответствии с 4.7,2 ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 25.11.1995 г. № 174-ФЗ «проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности» является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня. Изменение правового статуса иловых полей ООО «КрасКом» и принадлежность их к технологическим сооружениям, либо к объектам обезвреживания документально ООО «КрасКом» не подтверждено и не обосновано. В имеющиеся проектные и нормативные документы, а также ведомственные технологические инструкции и регламенты соответствующие коррективы не внесены. Заключения государственной экологической экспертизы проектной документации, предусматривающие соответствующие изменения на иловых полях (вывод из эксплуатации объектов размещения отходов, их рекультивация, реконструкция в целях использования в качестве объектов обезвреживания отходов) не представлены. Эксплуатация иловых полей в качестве технологических сооружений не обоснована в «Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «КрасКом» 2015 года, действующем в настоящее время «Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «КрасКом» 2016 года, согласованных Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю по заявочным материалам ООО «Крас Ком» и выданных на их основе «Документах об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «КрасКом» от 06.08.2015 г. per. № 05-1/26-089, от 21.04.2016 г. per. № 05-1/26-047, от 22.12.2016 г. per. № 05-1/26-047-П.
Фактически иловые поля ООО «КрасКом» эксплуатируются в прежнем режиме объектов размещения отходов, без технологических изменений в процессе очистки сточных вод. С октября 2015 года «КрасКом» осуществляется выемка и вывоз отходов - ила стабилизированного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод из карт иловых полей (1-е очереди иловых полей ЛОС и ПОС) с передачей их для захоронения ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» по договорам. По данным государственной статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) ООО «КрасКом», в период 2015-2016 г.г. передано на захоронение ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» в 2015 году 4200 тонн отходов, в течение 2016 года -16188 тонн.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ: «отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом»; «хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения»; «размещение отходов - хранение и захоронение отходов»; «объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе, шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов»;
В целом, на иловых полях ЛОС и ПОС, по данным инвентаризации, проведенной предприятием в 2014 году, размещено за годы эксплуатации иловых полей 1203851,48 тонн отходов, которые, в связи с изменением ООО «КрасКом» статуса иловых полей не отражены в государственной статистической отчетности по форме 2ТП-отходы 2015-2016 г.г. и являются неучтенными. Из общего количества размещенных на иловых полях ЛОС и ПОС отходов, вывезено в период 2015-2016 г.г.с передачей на санкционированный объект ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» 20388 тонн или 1,7% от общего количества размещенных на иловых полях.
При анализе действующей схемы операционного движения образующихся отходов, а также представленных данных инвентаризации иловых полей ЛОС и ПОС подтверждается фактическая эксплуатация данных сооружений в качестве объектов размещения отходов, а именно: объектов, предназначенных для хранения отходов (осадков) после механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, ила избыточного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (4 класс опасности) и размещения та стабилизированного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (5 класс опасности).
ООО «КрасКом» с 06.08.2015 г. до настоящего времени осуществляет размещение отходов, а именно: отходов (осадков) после механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, ила избыточного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (4 класс опасности) на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов (ГОРО). Размещение отходов указанных видов на иловых полях ЛОС и ПОС осуществляется ООО «КрасКом» без соответствующей разрешительной документации.
С 2015 года изменение правового статуса иловых полей ООО «КрасКом« не подтверждено и не обосновано.
Производственный контроль в области обращения с отходами осуществляется ООО «КрасКом» в соответствии с «Программой производственного экологического контроля ООО «КрасКом», разработанной в 2017 году (утверждена генеральным директором ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» ФИО3).
Проведение аналитического и инструментального контроля в области обращения с отходами, в том числе на иловых полях ЛОС и ПОС «Программой производственного экологического контроля ООО «КрасКом» не предусмотрено. В ходе проведенной проверки осуществление производственного контроля на иловьгх полях Левобережных и Правобережных очистных сооружений документально ООО «КрасКом» не подтверждено - данные производственного контроля за 2016 г. не представлены. Следует отметить, что иловые поля, по данным производственного контроля ООО «КрасКом» за период 2011, 2012, 2013, 2015 г.г. являются источниками негативного воздействия на окружающую среду, а именно на подземные воды по большинству определяемых ингредиентов, в том числе по марганцу, стронцию.
Согласно обжалуемому постановлению, указанные выше нарушения ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 39 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ч.ч.3,6 ст.12, ст.11, ч.3 ст.14, ч.2 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, п.7.2 ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 25.11.1995 г. № 174-ФЗ допущены по вине Общества с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс», имевшего возможность для соблюдения правил и норм в области охраны окружающей среды и природопользования, однако не принявшим все зависящие от него меры по соблюдению законодательства.
Согласно ч.1 и 2 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц установлен Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Закон № 294-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.13 Закона № 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.
Согласно части 3 статьи 13 Закона № 294-ФЗ, в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
В материалах дела имеется служебная записка главного специалиста-эксперта отдела надзора за обращением с отходами, в области охраны атмосферного воздуха ФИО1 от 12.04.2017 о продлении срока проведения плановой выездной проверки ООО «КрасКом» на 20 дней до 17.05.2017 для проведения специального расследования.
Распоряжением руководителя Управления Росприрднадзора по Красноярскому краю от 12.04.2017, срок проверки продлен на 20 рабочих дней, то есть, до 17 мая 2017 года.
Как следует из перечня документов, приложенных к акту проверки от 17 мая 2017 года № ВНАТЗ-088, после вынесения Распоряжения от 12.04.2017 о продлении срока плановой выездной проверки какого-либо специального расследования не проводилось. Каких-либо документов, свидетельствующих о необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа, проводящих проверку, суду не представлено. Последнее из заключений по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний датировано 03.04.2017г., то есть, до принятия решения о продлении срока проведения проверки.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона №294-ФЗ, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно п.п. 5 ч.2 ст. 20 указанного закона, к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных, в том числе, пунктом 6 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии пунктом 6 статьи 15 названного закона, при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе превышать установленные сроки проведения проверки.
Учитывая, что административным органом не представлено доказательств того, что в период плановой выездной проверки имелись исключительные основания для продления срока проверки, собранные по делу доказательства получены с нарушением установленного порядка, следовательно, не могут быть признаны допустимыми.
Кроме того, в обжалуемом постановлении не приведены положения конкретных экологических и санитарно-эпидемиологических требований, которые были нарушены юридическим лицом, а согласно диспозиции статьи 8.2 КоАП РФ, их приведение является обязательным.
При указанных обстоятельствах, обжалуемое постановление не может быть признано законным и обоснованным, представленные материалы дела содержат неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, которые толкуются в пользу этого лица и в целом свидетельствует об отсутствии в его действиях (бездействии) состава инкриминируемого административного правонарушения.
Учитывая изложенное, обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч.1. ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу представителя ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» ФИО6 удовлетворить.
Постановление главного специалиста-эксперта отдела надзора за обращением с отходами в области охраны атмосферного воздуха Управления службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю - государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Красноярскому краю ФИО1 № ВНАТЗ-088/8 от 25 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня получения копии через суд Центрального района г. Красноярска.
Судья Е.В. Шлейхер