Дело №
УИД 91RS0№-58
Р Е Ш Е Н И Е
22 июня 2022 года город Симферополь
Судья Киевского районного суда <адрес> Республики Крым Карчевская О.В., с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «<данные изъяты>» - Чернова Н.А., рассмотрев жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» - Чернова Н.А. на постановление консультанта отдела государственного контроля (надзора) <адрес> и <адрес> управления государственного контроля (надзора) Центрально – Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым Бугаёва А.А. от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением консультанта отдела государственного контроля (надзора) <адрес> и <адрес> управления государственного контроля (надзора) Центрально-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым Бугаёвым А.А. от ДД.ММ.ГГГГ№.1-20 Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 801 000 рублей.
Не согласившись с указанным выше постановлением, представитель ООО «<данные изъяты>» - Чернов Н.А. обратился в суд с жалобой, мотивируя тем, что основанием привлечения к административной ответственности стало, якобы нарушение требований ст. 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О недрах», ст. 18 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «О недрах», с указанным выше постановлением Общество не согласно, считает его необоснованным. Так, в 2018 году ООО «<данные изъяты>» разработан проект рекультивации заброшенного карьера, расположенного в <адрес> вблизи села Передовое, который соответствовал действующему законодательству, постановлению Совета министров Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования рекультивации земель». Данный проект был согласован всеми органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, включая Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым. В соответствии с Положением о рекультивации, снятии, перемещении, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы Министерством экологии и природных ресурсов было выдано заключение от ДД.ММ.ГГГГ№ о возможности проведения рекультивации и составлении проекта рекультивации ранее нарушенных земель брошенного карьера, расположенного к северо-востоку от села <адрес> Республики Крым. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с договором передачи объекта рекультивации, ООО «<данные изъяты>» была передана проектная документация и результаты работ на объекте на стадии незавершенного технического этапа, о чем Министерство было уведомлено в установленном порядке. Проектом рекультивации предусмотрен срок реализации технического этапа 2 года начиная с ДД.ММ.ГГГГ, и соответственно должен был быть завершен в 3 квартале 2020 года. Биологический этап рекультивации составляет ДД.ММ.ГГГГ-2022 г.г. и мониторинг состояния почв - 3 года, до 2025 <адрес> этап должен завершиться выдачей заключения ФГБУ ЦАС «<данные изъяты>», свидетельствующего о восстановлении плодородного слоя почвы и возможности использования земельного участка для целей ведения сельского хозяйства. Изменения в проект рекультивации в 2018, 2019, 2020 годах не вносились. Технический этап рекультивации не был завершен по причине отмены Министерством согласования проекта рекультивации, что повлекло приостановление работ до вступления в силу решения Арбитражного суда РК, которым отменено решение Министерства. Осуществление рекультивации земель ООО «<данные изъяты>» производило в соответствии с проектом рекультивации, а не в ходе разработки месторождения полезных ископаемых. Таким образом, Общество законно вело земляные работы по перемещению горной массы и грунта на территории объекта реконструкции, выполняя ее технический этап в соответствии с проектом, а также вывозя отходы и избыточную горную массу, что прямо предусмотрено согласованным Министерством Проектом рекультивации. Действия Общества при проведении технического этапа рекультивации на вышеуказанной территории осуществлялись в соответствии с утвержденным проектом рекультивации, не являясь добычей полезных ископаемых, в связи, с чем получение лицензии на добычу полезных ископаемых не требовалось, а возбуждение дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.3. КоАП РФ было преждевременным и необоснованным. Данные относительно переработки и реализации излишков горной массы на территории ранее брошенного карьера в районе <адрес> лишь подтверждают выполнение работ ООО «<данные изъяты>» в соответствии с утвержденным Министерством проектом рекультивации, и не могут служить доказательством недропользования на объекте рекультивации в отсутствие разрешений, предусмотренных ст. 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, а также ст. 18 Закона РК от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК. Кроме того, Общество работ за пределами контура никогда не вело, доказательств данных утверждений материалы проверки не содержат, в связи, с чем данные утверждения не соответствуют действительности. На основании изложенного, просил отменить постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава правонарушения.
Защитник ООО «<данные изъяты>» - Чернов Н.А. настаивал на удовлетворении жалобы и прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава правонарушения.
Представитель Министерства экологии и природных ресурсов РК, будучи надлежащим образом уведомленным о дате и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, что не является препятствием для рассмотрения настоящей жалобы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме и доводы жалобы, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исходя из указанного положения закона, обязанность по доказыванию вины возложена на должностное лицо, рассматривающее дело.
Часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ гласит, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия по пользованию недрами без лицензии, то есть расценивается как самовольное недропользование.
Субъектами правонарушения являются граждане РФ, иностранные граждане, индивидуальные предприниматели без образования юридического, юридические лица, в том числе иностранные.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
По результатам изучения материалов дела судом установлено, что на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «<данные изъяты>», с целью установления соответствия деятельности или действий (бездействия), осуществляемой ООО «<данные изъяты>», обязательным требованиям природоохранного законодательства в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, выполнения требований земельного законодательства.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ в присутствии заместителя генерального директора ООО «<данные изъяты>» было проведено обследование территории земельного участка с кадастровым номером №, расположенного <адрес><адрес>, <адрес><адрес> Республики Крым (далее - Земельный участок).
В ходе обследования было установлено, что Земельный участок представляет собой площадку ранее отработанного карьера. Площадь участка нарушенных земель составляет 48.3 га.
Согласно имеющейся в Министерстве информации в 2018 году генеральным директором ООО «<данные изъяты>» Сырбу Г.П. был утвержден разработанный ООО «<данные изъяты>» проект рекультивации ранее нарушенных земель брошенного карьера, расположенного в районе сельского поселения <адрес> Республики Крым.
ООО «<данные изъяты>», на основании гражданско-правовых договоров купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ передало все права и обязанности, включая проектную документацию по рекультивации Карьера ООО «<данные изъяты>». ООО «<данные изъяты>», в свою очередь, согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, передало все права и обязанности, включая проектную документацию по рекультивации заброшенного карьера ООО «<данные изъяты>». Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ обязанность по проведению работ по рекультивации нарушенных земель Карьера лежит на ООО «<данные изъяты>
Согласно календарному плану рекультивации, указанному в таблице 4.2 Проекта рекультивации, с учетом информации, изложенной в письме ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрены сроки проведения, окончания и сдачи работ по рекультивации нарушенного участка:
- техническая рекультивация участка (в период с 2-го полугодия 2018 года по 2020 год);
- биологический этап (2020-2022 годы);
- мониторинг состояния рекультивированных земель (2023-2025 годы).
Техническая рекультивация включает в себя:
- снятие и хранение почвенно-растительного слоя во временном складе;
- планировка поверхности участка;
- доведение углов откосов выемок безопасных значений;
- покрытие горизонтальных поверхностей почвенно – растительным слоем.
В ходе проведения ДД.ММ.ГГГГ обследования Земельного участка было установлено, что на его территории находится вагончик для обслуживающего персонала, установлен весовой контроль, дробильное оборудование (4 единицы), на территории находится колесная и специальная техника, выявлены признаки ранее проведения работ по выемке горной массы. Также, на территории расположена площадка площадью около 5000 кв. м., с размещенными на ней конусными отвалами минерального сырья (щебня разной фракции, песчано-гравийной смеси), предположительно относящегося к общераспространенным полезным ископаемым, высотой конусного вала до 12 м.
Таким образом, щебень является продуктом переработки песчано-гравийной смеси, образующимся в ходе применения специальной сортирующей установки - грохота, также расположенной на территории Земельного участка. Вместе с тем, на момент обследования ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное оборудование и техника не эксплуатировались.
По результатам проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт проверки №.1-16.
На основании изложенного ООО «<данные изъяты>» нарушило обязательные требования природоохранного законодательства в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр в части добычи полезных ископаемых без наличия лицензии на добычу недр (согласно данным Реестра государственной регистрации лицензий на пользование участками недр на территории Республики Крым, ведение которого осуществляется Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, ООО «<данные изъяты>» лицензия на право пользования недрами не выдавалась), что является нарушением требований статьи 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О недрах», статьи 18 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «О недрах».
В силу ч. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно ст. 1.2 Закона РФ "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Статьей 9 указанного Закона установлено, что в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 23735-2014 «Смеси песчано-гравийные для строительных работ» песчано-гравийная смесь - строительный материал, представляющий собой смесь песка и гравия, полученная путем добычи гравийно-песчаных пород. К общим показателям свойств, в том числе, относится содержание гравия, песка и валунов.
Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ» щебень - неогранический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью св. 5 мм, получаемый дроблением горных пород, гравия и валунов.
Согласно статьи 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Предоставление участка (Участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах.
В силу ст.18 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 45-ЗРК "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Согласно экспертному заключению о результатах обследования Карьера, проведенного ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела прогноза и оценки месторождений полезных ископаемых Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымгеология» Романенко В.М. (свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ№ выданное Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым), в результате обследования на территории Карьера обнаружен котлован глубиной до 5,0 метров. Геологический разрез, прослеженный в южной и восточной части котлована в субвертикальных стенках высотой от 3 до 5,0 метрах, представлен следующими отложениями:
- современные техногенные отложения, представленные насыпью почвенно-растительного слоя и песчано-гравийных пород;
- почвенно-растительный слой темно-серого, до черного цвета;
- песчано-гравийная смесь серого, желтовато-серого, участками буровато-серого цвета, глинистая, слабо уплотненная;
- восточной части Карьера, в траншее глубиной до 3 метров на забое встречается в виде отдельных пятен красно-бурая глина;
- днище котлована покрыто гравийными отложениями мощностью до 10 см. на глинистой подушке.
Песчано-гравийные отложения визуально относятся к общераспространенным полезным ископаемым Республики Крым.
Согласно заключению о результатах обследования Карьера, проведенного ДД.ММ.ГГГГ геодезистом 2-й категории ГАУ РК «<данные изъяты>» Авдеенко Н.Г., общая площадь участка изъятия горной массы составила 58 830 кв. м. Работы по изъятию горной массы ведутся на отметках от 102 до 105 метров при проектных отметках (на окончание рекультивации) данного участка до 74 метров.
Факт совершения ООО «<данные изъяты>» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ№.1-20, актом рейдового обследования, проектом рекультивации, актом проверки, актами административного обследования, экспертными заключениями, иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Оценив представленные в дело доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, консультант отдела государственного контроля (надзора) <адрес> и <адрес> управления государственного контроля (надзора) Центрально-Крымского региона – государственный инспектор Республики Крым ФИО6 пришел к обоснованному выводу о виновности ООО «<данные изъяты>» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что должностным лицом допущено нарушение норм материального и процессуального права, не позволившее всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, о том, что ООО «<данные изъяты>» не требовалось получение лицензии, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенного постановления, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 70-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, в частности, введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ статья 4.1.2 КоАП РФ, устанавливающая особенности назначения наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Так, согласно ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу в случае, если постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно сведений, содержащихся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ включено в вышеуказанный реестр.
Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ; наказание должно быть назначено обществу в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица.
Учитывая изложенное выше правовое регулирование и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для изменения постановления консультанта отдела государственного контроля (надзора) <адрес> и <адрес> управления государственного контроля (надзора) Центрально-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым Бугаёва А.А. от ДД.ММ.ГГГГ№.№ в части размера штрафа, снизив его до 400 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Жалобу ООО «<данные изъяты>» - оставить без удовлетворения.
Постановление консультанта отдела государственного контроля (надзора) <адрес> и <адрес> управления государственного контроля (надзора) Центрально-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым Бугаёва А.А. от ДД.ММ.ГГГГ№ вынесенное в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «№» по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ – изменить в части размера назначенного ООО «№» административного штрафа, снизив его до 400 000 рублей.
В остальной части постановление консультанта отдела государственного контроля (надзора) <адрес> и <адрес> управления государственного контроля (надзора) Центрально-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым Бугаёва А.А. от ДД.ММ.ГГГГ№.1-20 – оставить без изменений.
На решение может быть принесена жалоба в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд г. Симферополя в течение 10 суток со дня его вручения или получения.
Судья О.В. Карчевская