ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-725/18 от 07.08.2018 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 12-725/2018

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, д. 6

РЕШЕНИЕ

«07» августа 2018 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лошаков Тарас Николаевич при секретаре Гончаренко А.А., рассмотрев протест первого заместителя прокурора города Петропавловска-Камчатского Померанцева В.И. на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 28 июня 2018 года № 11, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Комиссия, коллегиальный орган) от 28 июня 2018 года № 11 несовершеннолетняя ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде предупреждения.

В поступившем в суд протесте первый заместитель прокурора города Петропавловска-Камчатского Померанцев В.И., не соглашаясь с вынесенным постановлением, просил его отменить, а материалы дела направить на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что дело рассмотрено с существенным нарушением требований действующего законодательства - в отсутствие председательствующего Комиссии, постановление подписано лицом, не принимавшем участие при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Помощник прокурора города Петропавловска-Камчатского Трутнева Е.В. протест поддержала по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснила, что непосредственно принимала участие в заседании Комиссии 28 июня 2018 года в качестве представителя прокуратуры. В период с 09 часов 30 минут до 12 часов 00 минут, то есть в период заседания Комиссии, в рамках которого было рассмотрено несколько дел об административных правонарушениях, заместитель председателя Комиссии ФИО7 отсутствовала, однако позднее ею в качестве председательствующего Комиссии было подписано постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности, а также протокол заседания комиссии по данному делу. Она (помощник прокурора) заявляла на заседании комиссии о том, что ее состав не уполномочен на принятие решений, однако члены комиссии не дали ее возражениям оценки, комиссия продолжила работу. Ей (помощнику прокурора) известно, что в указанное время заместитель председателя Комиссии ФИО7 находилась на заседании краевой комиссии по делам несовершеннолетних. Председатель Комиссии ФИО10 на тот момент находился в отпуске, в связи с чем также не присутствовал на заседании.

ФИО1 и ее законный представитель ФИО1 участия в рассмотрении протеста не принимали, о месте и времени судебного заседания заблаговременно извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки, ходатайств об отложении рассмотрения протеста не поступило, в связи с чем на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях протест рассмотрен в их отсутствие.

Выслушав помощника прокурора города Петропавловска-Камчатского Трутневу Е.В., проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы протеста, нахожу постановление коллегиального органа подлежащим отмене по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Согласно ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ч. 1 ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Статьей 29.10 названного Кодекса предусмотрены требования к постановлению по делу об административном правонарушении, выполнение которых является важнейшим принципом законности и обоснованности данного правоприменительного акта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес.

В соответствии с ч. 5 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

Между тем, указанные требования закона при вынесении постановления Комиссией не выполнены.

Согласно п. 4.4 Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов в Камчатском крае, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 20 ноября 2014 года № 486-П «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Камчатском крае» (далее – Положение о комиссии), на заседании районной (городской) комиссии председательствует ее председатель либо заместитель председателя районной (городской) комиссии.

В соответствии с п. 4.14 Положения о комиссии, решения районной (городской) комиссии оформляются в форме постановлений.

Как следует из обжалуемого постановления, Комиссией 28 июня 2018 года было рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении несовершеннолетней ФИО1 в составе председательствующего ФИО7, ответственного секретаря, членов Комиссии и при участии помощника прокурора города Петропавловска-Камчатского Трутневой Е.В.

Постановление по данному делу подписано председательствующей в заседании коллегиального органа ФИО7, занимающей должность заместителя председателя Комиссии.

В материалах дела представлена телефонограмма, согласно которой ФИО1 была уведомлена о назначении рассмотрения дела Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, находящейся по адресу: <...>, каб. 227, на 09 часов 30 минут 28 июня 2018 года.

Вместе с тем, из содержания повестки заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Камчатского края (далее – краевая комиссия) № 3 и списка принимающих участие в заседании краевой комиссии следует, что в 10 часов 00 минут 28 июня 2018 года в данном заседании краевой комиссии присутствовала также заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО7

В целях проверки доводов, содержащихся в поступившем в суд протесте, судьей был сделан запрос первому вице-губернатору Камчатского края ФИО9 от 18 июля 2018 года исх. № 12-727/18/6/2/414.

Из содержания поступившего в суд ответа от 24 июля 2017 года исх. № 24-2993 усматривается, что 28 июня 2018 года в период времени с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут в малом зале административного здания Правительства Камчатского края по адресу: <...> состоялось расширенное заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Камчатского края с участием районных (городских) комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В заседании краевой комиссии 28 июня 2018 года в указанное время его проведения принимала участие заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО7

При рассмотрении протеста в судебном заседании помощник прокурора города Петропавловска-Камчатского Трутнева Е.В. также пояснила, что непосредственно принимала участие в заседании Комиссии 28 июня 2018 года в качестве представителя прокуратуры. В период с 09 часов 30 минут до 12 часов 00 минут, то есть в период заседания Комиссии, в рамках которого было рассмотрено несколько дел об административных правонарушениях, заместитель председателя Комиссии ФИО7 отсутствовала, однако позднее ею в качестве председательствующего Комиссии было подписано постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности, а также протокол заседания комиссии по данному делу. Она (помощник прокурора) заявляла на заседании комиссии о том, что ее состав не уполномочен на принятие решений, однако члены комиссии не дали ее возражениям оценки, комиссия продолжила работу. Ей (помощнику прокурора) известно, что в указанное время заместитель председателя Комиссии ФИО7 находилась на заседании краевой комиссии по делам несовершеннолетних. Председатель Комиссии ФИО11 на тот момент находился в отпуске, в связи с чем также не присутствовал на заседании.

Каких-либо оснований не доверять пояснениям помощника прокурора, выполнявшей свои должностные обязанности в рамках предоставленных ей действующим законодательством полномочий, у судьи не имеется.

При таких обстоятельствах постановление Комиссии не может быть признано законным и обоснованным ввиду существенного нарушения процессуальных норм, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях, поскольку оно подписано в качестве председательствующего коллегиального органа лицом, не принимавшим участия в заседании данного органа.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 25.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.

В силу ч. 4 ст. 25.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные данным Кодексом в отношении представляемых ими лиц.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о рассмотрении дела об административном правонарушении законного представителя несовершеннолетней ФИО1, что также является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену вынесенного по делу постановления.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составляет два месяца.

Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении, возникли 16 мая 2018 года, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек 16 июля 2018 года.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах допущенные при рассмотрении дела и вынесении постановления нарушения являются существенными, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем постановление Комиссии подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 30.7, 30.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 28 июня 2018 года № 11 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить, а производство по делу - прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья подпись Т.Н. Лошаков

Верно:

Судья Т.Н. Лошаков