ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-727/2022 от 29.08.2022 Калининского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

12-727/2022

РЕШЕНИЕ

29 августа 2022 года

Судья Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Сарварова Т.К.,

с участием представителя военного комиссара Орджоникидзевского и Калининского районов г.Уфа Республики Башкортостан Горохольского В.В. - Абросимовой О.А., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Леденева Евгения Александровича на постановление военного комиссара Орджоникидзевского и Калининского районов г. Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением военного комиссара Орджоникидзевского и Калининского районов г.Уфа Республики Башкортостан Горохольского В.В. от ДД.ММ.ГГГГ Леденев Е.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 21.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Леденев Е.А. обратился в суд с жалобой, где просит отменить принятое в отношении него постановление, приводя доводы о его незаконности и отсутствии в его действиях состава административного правонарушения. Считает, что не прибыл в военный комиссариат по повестке для отправки к месту прохождения военной службы по причине, которая должна быть признана судом уважительной, поскольку поданный им в суд административный иск приостановил выполнение решения призывной комиссии о его призыве на военную службу, в связи с чем он не обязан был приходить в день отправки в войска.

В судебное заседание Леденев Е.А. - лицо, привлеченное к административной ответственности, не явился, извещен надлежащим образом. Об уважительности неявки суд не известил.

В судебном заседании представитель военного комиссара Орджоникидзевского и Калининского районов г.Уфа Республики Башкортостан Абросимова О.А. с доводами жалобы не согласилась, просила в удовлетворении отказать, пояснила, что подача административного иска в суд не освобождает призывника от обязанности явиться в военный комиссариат по повестке. В случае явки Леденева Е.А. в установленное время и предоставления документов, подтверждающих факт направления иска в суд, призывник был бы вызван на заседание призывной комиссии для решения вопроса о приостановлении выполнения решения о призыве на военную службу и признания причины не отправки к месту прохождения военной службы уважительной. Факт совершения административного правонарушения, а именно не явки по повестке в военный комиссариат установлен, призывником не оспаривается. Законодательство не предоставляет гражданам право уведомлять военный комиссариат о причинах своей неявки по повестке письменно (почтовым отправлением) вместо личной явки.

Судья, заслушав представителя военного комиссара Орджоникидзевского и Калининского районов г. Уфа Республики Башкортостан, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны, в том числе, явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет.

Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом (пункт 2 статьи 7 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Пунктом 1 статьи 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, в том числе явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

В силу пункта 1 статьи 7 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных указанным Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, повестка для отправки к месту прохождения военной службы серии РБ ОК на ДД.ММ.ГГГГ к 7.30 ч., с указанием правовых последствий невыполнения изложенных в ней требований, была вручена Леденеву Е.А. ДД.ММ.ГГГГ под его личную подпись. Однако Леденев Е.А., предварительно извещенный о необходимости явиться к 07 часам 30 минутам ДД.ММ.ГГГГ в военный комиссариат Орджоникидзевского и Калининского районов г. Уфа Республики Башкортостан, расположенный по адресу: <адрес>, по повестке в указанное время и место не прибыл.

Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ к 9.00 часам, было направлено в адрес Леденева Е.А. заказным письмом с уведомлением (исх. ) и получено им ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведения почтового уведомления.

Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составлен в присутствии Леденева Е.А., права и обязанности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъяснены, копия протокола вручена лично Леденеву Е.А., что подтверждается соответствующими записями в протоколе.

Материалы по делу об административном правонарушении в отношении Леденева Е.А. рассмотрены военным комиссаром Орджоникидзевского и Калининского районов г. Уфа Республики Башкортостан Горохольским В.В. ДД.ММ.ГГГГ, постановлением которого за Леденев Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 21.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.

Факт совершения Леденевым Е.А. административного правонарушения, предусмотренного статьей 21.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, объяснением Леденева Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ о причине неявки в военный комиссариат, а также иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, не явившееся без уважительных причин по повестке в военный комиссариат, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В жалобе, поданной в суд, Леденев Е.А. указывает на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, ссылаясь на направление им ДД.ММ.ГГГГ в Калининский районный суд г. Уфы административное исковое заявление об оспаривании решения призывной комиссии о призыве на военную службу, в связи с чем данное решение, по его мнению, было приостановлено, врученная ему повестка на отправку в войска своей силы не имела. На основании изложенного Леденев Е.А. полагает, что у него отсутствовал умысел на неисполнение обязанности явиться в военный комиссариат по повестке, поскольку призывные мероприятия были приостановлены, о чем он ДД.ММ.ГГГГ уведомил военный комиссариат письменно, приложив к письму копию чека и описи.

Согласно пункту 7 статьи 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.

Как усматривается из материалов дела, Леденев Е.А. состоит на воинском учете граждан, не пребывающих в запасе, в военном комиссариате (Орджоникидзевского и Калининского районов г. Уфа Республики Башкортостан). Решением призывной комиссии Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Леденев Е.А. был призван на военную службу.

Не согласившись с принятым в отношении него решении, ДД.ММ.ГГГГ Леденев Е.А. направил по почте в Калининский районный суд г. Уфы административное исковое заявление об оспаривании решения призывной комиссии о призыве на военную службу, поступившее в суд ДД.ММ.ГГГГ (М~).

Однако данные обстоятельства не могут повлечь отмену акта о привлечении Леденева Е.А. к административной ответственности, предусмотренной статьей 21.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 21.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях выражается, в том числе, в неявке гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины. Уважительные причины такой неявки перечислены в пункте 2 статьи 7 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

В рассматриваемом случае сведений о наличии причин, прямо перечисленных в названном законе, не имеется, равно как и не имеется сведений об иных причинах, признанных уважительными призывной комиссией или судом.

Судья находит, что подача административного искового заявления в суд на решение призывной комиссии о призыве Леденева Е.А. на военную службу не может считаться уважительной причиной неявки по повестке, поскольку вышеназванными нормами установлено, что в случае обжалования решения призывной комиссии приостанавливается выполнение такого решения, что не дает права лицу не являться по повестке в место призыва.

К доводу заявителя о заблаговременном уведомлении военного комиссариата об обращении в суд путем направления сообщения почтовым отправлением, судья относится критически, поскольку законодательство Российской Федерации не предоставляет право гражданам направлять в военный комиссариат письменные уведомления о причинах своей неявки по повестке военного комиссариата. Суд находит, что рассмотрение вопросов о приостановлении выполнения решений о призыве на военную службу находится строго в компетенции призывных комиссий муниципальных образований, которые разрешаются ею только на заседаниях призывной комиссии, на которое Леденев Е.А. не явился.

Довод заявителя о том, что не исполненная им обязанность по призыву (неявка на отправку в войска) не влечет за собой ответственность за нарушение обязанностей по воинскому учету, предусмотренные статьей 10 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", суд находит не состоятельным и основанным на ошибочном толковании норм права, поскольку диспозиция статьи 21.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях определяет неявку гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, как конкретное событие административного правонарушения, не связанное с причиной вызова в военный комиссариат.

Судья отмечает, что воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан, одной из основной задачи которого является обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации (пункт 1, подпункт «а» пункта 3 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719). Следовательно, если гражданин, не пребывающий в запасе и подлежащий призыву на военную службу, не прибывает по повестке, в частности, для отправки к месту прохождения военной службы, он своими действиями (бездействием) не выполняет также и возложенные на него пунктом 1 статьи 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязанности в целях обеспечения воинского учета, согласно которым гражданин обязан явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову местной администрации соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющей первичный воинский учет.

С учетом изложенного, Леденев Е.А. правомерно признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 21.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено Леденеву Е.А. с учетом положений статей 4.1, 4.3, 3.1, 3.5, Кодекса РФ об административных правонарушениях в пределах санкции названной статьи. При назначении наказания должностным лицом учтено, что Леденев Е.А. в содеянном не раскаялся, иные обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, отсутствовали.

Принимая во внимание обстоятельства дела, связанные с совершением административного правонарушения, его характером и последствиями, суд находит, что размер назначенного Леденеву Е.А. административного штрафа соразмерен совершенному им проступку и не усматривает наличие у заявителя смягчающих вину обстоятельств для снижения его размера.

Постановление о привлечении Леденева Е.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 132-ФЗ).

В соответствии с положениями частей 1, 2 и 3 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник.

Из сведений протокола усматривается, что Леденеву Е.А. при рассмотрении дела об административном правонарушении разъяснялись права, как лицу, привлекаемому к административной ответственности, в том числе, право пользоваться юридической помощью защитника (оборот листа объяснения, а также бланка протокола), однако Леденев Е.А. какие-либо ходатайства не заявлял, в помощи в защите не нуждался.

Учитывая установленные выше обстоятельства, подтвержденные письменными доказательствами, суд находит, что право названного лица на защиту при производстве по делу не нарушено.

Руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление военного комиссара Орджоникидзевского и Калининского районов города Уфа Республики Башкортостан Горохольского В.В. от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Леденева Евгения Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Республики Башкортостан, зарегистрированного по адресу: <адрес>, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Леденева Евгения Александровича – без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Уфы.

Судья: Т.К. Сарварова