ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-728/19 от 16.10.2019 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 12-728/2019

РЕШЕНИЕ

16 октября 2019 года г. Пермь

Судья Дзержинского районного суда г. Перми Мухина Е.В.,

при секретаре Корековой Д.С.,

с участием заявителя жалобы Пономарева Е.В.,

защитника Марьюсика С.В. по доверенности,

рассмотрев жалобу директора филиала публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» - Пермского предприятия магистральных электрических сетей (далее - филиал) Пономарева Е.В. на постановление мирового судьи судебного участка Дзержинского судебного района г.Перми от Дата по ст. 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка Дзержинского судебного района г.Перми от Дата Пономарев Е.В. привлечен к административной ответственности по ст. 20.30 КоАП РФ как должностное лицо, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Пономарев Е.В. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в котором просит его отменить, производство по делу прекратить, в обоснование указывает, что Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии по Кировской области проведена плановая выездная проверка филиала публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» - Пермского предприятия магистральных электрических сетей, по результатам которой выдано предписание от Дата а также составлен протокол от Дата. Считает выводы суда основанными на неполном изучении материалов дела.

В судебном заседании Пономарев Е.В. поддержал доводы жалобы, пояснил, что проведена работа по выделению дополнительного финансирования обеспечения вооруженной охраны объектов ТЭК. Предприятие является государственным, процедура выделения средств сложная.

Защитник Марьюсик С.В. доводы жалобы поддержал, указал, что отсутствовали основания для актуализации паспорта безопасности, на момент проведения проверки была инициирована процедура актуализации паспорта безопасности подстанций Кировской области, проведена переписка с членами антитеррористической комиссии, председателем которой является министр энергетики и ЖКХ Кировской области. В Дата создана комиссия для проведения обследования подстанций. Проводится закупочная процедура по определению охранной организации. Административным органом грубо нарушен порядок проведения проверок, о чем указано в ответе прокуратуры Кировской области.

Управление Федеральной службы войск национальной гвардии по Кировской области (далее – Управление), старший инспектор по особым поручениям отдела государственного контроля Управления Кочуров Д.О. о дне слушания извещены, направили отзыв.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив жалобу, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Согласно ст. 20.30 КоАП РФ нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, гражданами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

Согласно п.7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», п. 20 ч. 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ от 30.09.2016 №510, на войска национальной гвардии возлагается выполнение задач, в том числе федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.

В силу ст. 2, 3 Постановления Правительства РФ от 20.10.2016 № 1067 «Об утверждении Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» мероприятия по государственному контролю (надзору) включают в себя действия должностного лица (лиц) органа государственного контроля (надзора) по рассмотрению документов субъекта топливно-энергетического комплекса, проверке объектов топливно-энергетического комплекса на предмет соответствия их состояния требованиям обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с Федеральным законом «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». Государственный контроль (надзор) осуществляется путем проведения документарных и выездных проверок, которые могут носить плановый и внеплановый характер.

Согласно п.п.9, 13 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - Закон № 256-ФЗ) объекты топливно-энергетического комплекса (далее также - объекты) - объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения; субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

В силу ч. 1 ст. 6 Закона № 256-ФЗ обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3, 4 ст. 9 указанного закона система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.

Обеспечение физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса; своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе актов незаконного вмешательства.

Обеспечение физической защиты строящегося объекта топливно-энергетического комплекса, который после ввода в эксплуатацию будет отнесен к объектам высокой категории опасности, должно осуществляться на стадии строительства.

Для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 12 Закона № 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны осуществлять комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций.

В силу ч. 1 ст. 7 требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

Постановлением Правительства от 05.05.2012 №458дсп утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, в соответствии с которыми под подразделением охраны понимается вооруженное подразделение, предназначенное для физической защиты объекта. Из вышеизложенных норм следует, что охрану ТЭК вправе осуществлять подразделения охраны, имеющие в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 №498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» одним из лицензионных требований, предъявляемым к частных охранным предприятиям, имеющим право оказывать охранные услуги при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антиреррористической защищенности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) служебного огнестрельного оружия и специальных средств.

В соответствии с ч. 2, 7 ст. 8 Закона № 256-ФЗ паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона. Паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 № 460 «Об утверждении Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса» актуализация паспорта субъектами топливно-энергетического комплекса осуществляется при изменении: основного вида деятельности объекта; общей площади и периметра территории объекта; количества потенциально опасных участков и критических элементов на объекте; моделей нарушителей в отношении объекта; базовых угроз для критических элементов объекта; компонентов организации охраны и защиты объекта (в том числе пропускного и внутриобъектового режимов) и инженерно-технических средств его охраны (в соответствии с требованиями обеспечения безопасности объектов и требованиями антитеррористической защищенности объектов), оказывающих влияние на эффективность системы физической защиты объекта.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ...

По результатам проверки составлен акт Директору филиала ПАО «ФСК ЕЭС» Пономареву Е.В. выдано предписание об устранении ... выявленных на объекте нарушений.

Дата по факту выявленных правонарушений в отношении Пономарева Е.В. составлен протокол об административном правонарушении.

Довод об отсутствии состава правонарушения в действиях должностного лица ввиду отсутствия оснований для актуализации паспорта безопасности проверен.

В соответствии с пунктом 28 Требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2015 года № 993, выполнение настоящих требований к системе физической защиты линейных объектов, существующих на дату вступления в силу настоящих требований, а также учет выводов и рекомендаций, изложенных в акте обследования узлового элемента линейного объекта, осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса с учетом наличия источников финансирования, для линейных объектов низкой категории опасности - не позднее 10 лет с даты вступления в силу настоящих требований.

Вместе с тем, данные Требования не изменили сформулированный Федеральным законом № 256-ФЗ подход к обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (статьи 3, 9), а только лишь конкретизировали и усилили требования к антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2012 года №458 Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса свое действие не утратили, являются действующими.

Установленные пунктами 109, 110, 129-136, 138, 145, 170-175, 227-246 Правил требования к системе охранной сигнализации, к системе охранного телевидения, к инженерно-техническим средствам защиты остались прежними, в связи с чем, отсутствуют основания для распространения на них положений пункта 28 Требований в части срока их выполнения.

Пономареву Е.В. вменено в вину непроведение актуализация паспорта безопасности филиала в нарушение подпункта «е» пункта 3 Правил актуализации, который гласит, что актуализация паспорта субъектами топливно-энергетического комплекса осуществляется при изменении компонентов организации охраны и защиты объекта (в том числе пропускного и внутриобъектового режимов) и инженерно-технических средств его охраны (в соответствии с требованиями обеспечения безопасности объектов и требованиями антитеррористической защищенности объектов), оказывающих влияние на эффективность системы физической защиты объекта.

Из материалов дела усматривается, что с Дата объект охраняется подразделением охраны ООО «Энергобезопасность», до указанного времени охранялся ООО «Межрегиональное Управление Безопасности», сведения о котором были внесены в паспорт безопасности объекта.

...

Инициирование процедуры актуализации паспорта безопасности подстанций Кировской области об отсутствии состава административного правонарушения не свидетельствует, о применении норм о малозначительности не заявлено.

Переписка с членами антитеррористической комиссии, создание комиссии для проведения обследования подстанций, проведение закупочной процедуры по определению охранной организации свидетельствуют о мерах, принимаемых к исполнению предписания.

Предписание в установленном законом порядке незаконным не признано.

Довод о нарушении административным органом порядка проведения проверок, со ссылкой на ответ прокуратуры Кировской области, о незаконности проведенной проверки не свидетельствует. Как указано в ответе от Дата, в адрес Управления направлена информация о необходимости учитывать требования к проведению проверок субъектов топливно-энергетического комплекса на Дата год. С учетом наличия вступивших в силу судебных постановлений о привлечении к административной ответственности оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено.

Установлено, что проверка проводилась в соответствии с п. 16 Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.10.2016 № 1067. Согласно п. 9 Правил, плановая проверка в отношении объектов топливно-энергетического комплекса проводится не чаще одного раза в год для объектов топливно-энергетического комплекса высокой и средней категории опасности и одного раза в 3 года для объектов топливно-энергетического комплекса низкой категории опасности, начиная с даты окончания предыдущей проверки.

Понятие объекта ТЭК установлено в п. 12 ч 1 ст. 2 Закона № 256-ФЗ. Так, потенциально опасные объекты (участки) топливно-энергетического комплекса - объекты топливно-энергетического комплекса (территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объектов), на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, взрыво-, пожароопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические и иные сооружения, аварии на которых, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями.

В связи с этим закон разделяет категории объектов топливно-энергетического комплекса. Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования установлены постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 459 «Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования», согласно которому к низкой категории опасности относится объект, на котором в результате совершения акта незаконного вмешательства возникает чрезвычайная ситуация муниципального характера, к средней категории опасности относится объект, на котором в результате совершения акта незаконного вмешательства возникает чрезвычайная ситуация межмуниципального или регионального характера, к высокой категории опасности относится объект, на котором в результате совершения акта незаконного вмешательства возникает чрезвычайная ситуация межрегионального или федерального характера.

Сведения о признании проведенной проверки незаконной материалы дела не содержат.

В соответствии с абз. 20 п. 8.1 ст. 8 Положения о филиале ПАО «ФСК ЕЭС» - Пермское ПМЭС, директор, а в период его отсутствия – его заместители несут ответственность, в том числе за обеспечение безопасности объектов электросетевого хозяйства (защиту незаконного вмешательства) включая обеспечение требований антитеррористической защищенности.

Приказом от Дата Пономарев Е.В. с Дата переведен на должность директора. Заключено дополнительное соглашение.

Факт совершения Пономаревым Е.В. административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.30 КоАП РФ, подтверждается совокупностью имеющихся доказательств.

Действия Пономарева Е.В. квалифицированы по статье 20.30 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами законодательства в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации и КоАП РФ.

Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей20.30КоАП РФ доказана и подтверждается материалами дела.

Учитывая, что соблюдение указанных требований направлено на устойчивое и безопасное функционирование объекта ТЭК, защиту интересов личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства, исходя из конкретных обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения, оснований для освобождения от ответственности не имеется.

Административное наказание назначено в пределах срока привлечения к административной ответственности, установленного статьей4.5КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения лица, смягчающих административную ответственность обстоятельств, в соответствии с санкцией указанной статьи.

Руководствуясь ч. 1 п. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка Дзержинского судебного района г.Перми от Дата о привлечении Пономарева Е.В. к административной ответственности по ст.20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу Пономарева Е.В. – без удовлетворения.

Решение вступает в силу с момента принятия. Возможно обжалование в порядке надзора.

...

Судья Е.В.Мухина