ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-729/2022 от 02.09.2022 Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело №12-729/2022

РЕШЕНИЕ

02 сентября 2022 года г. Махачкала

Судья Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан Онжолов М.Б.,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности – начальника управления бухгалтерского учета и отчетности Министерства Финансов Республики Дагестан - Садуева ФИО12,

должностного лица, составившего протокол об АП – главного контролера – ревизора КРО в социальной сфере, сфере межбюджетных отношений и социального страхования УФК по Республике Дагестан – Магомедова ФИО11,

рассмотрев жалобу ФИО3 на постановление заместителя руководителя УФК по РД – Магомедова М.Г. №22-15.15.6/220 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ в отношении начальника управления бухгалтерского учета и отчетности Министерства Финансов Республики ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя УФК по РД – Магомедова М.Г. №22-15.15.6/220 от 16.06.2022, начальник управления бухгалтерского учета и отчетности Министерства Финансов Республики Дагестан - Садуев ФИО13 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Садуев С.М. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление заместителя руководителя УФК по РД – Магомедова М.Г. №22-15.15.6/220 от 16.06.2022, полагая его незаконным и необоснованным.

В судебном заседании, Садуев С.М. поддержал доводы жалобы, просил отменить обжалуемое постановление, пояснив, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку бюджетная (бухгалтерская) отчетность была составлена им на основании предоставленных сведений.

В судебном заседании, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – главный контролер – ревизор КРО в социальной сфере, сфере межбюджетных отношений и социального страхования УФК по Республике Дагестан - Магомедов У.М-Э. возражал против удовлетворения жалобы, полагая доводы жалобы несостоятельными, просил отказать в ее удовлетворении, обжалуемое постановление заместителя руководителя УФК по Республике Дагестан, оставить без изменения.

Исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно пункта 4 примечания к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 29.05.2019 N 113-ФЗ) под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается, помимо прочего искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.

Судом установлено, что на основании приказа Федерального казначейства от 04.06.2021 № 257п «О назначении плановой выездной проверки в Министерстве финансов Республики Дагестан» (в ред. приказов Федерального казначейства от 07.07.2021 № 318п, от 23.07.2021 № ЗЗбп), пункта 59 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, проведена выездная проверка годовых отчетов об исполнении в 2020 году бюджетов субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, а также исполнения субъектами Российской Федерации согласно приложению № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 1950 дополнительных обязательств, установленных в соответствии с пунктом 4 перечня обязательств субъекта Российской Федерации, получающего дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих включению в соглашение, которым предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации, утвержденного приложением № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1950 в Министерстве финансов Республики Дагестан (далее - Минфин РД) за 2020 год.

В результате проведенного анализа дебиторской задолженности по расходам бюджета Республики Дагестан в разрезе РБС по состоянию на 01.01.2021 по бюджетному счету 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», выявлены факты неотражения дебиторской задолженности с просроченными сроками в общей сумме 1 883 490 874,53 рубля.

Причины образования дебиторской задолженности республиканского бюджета на 01.01.2021 Минфином РД отражены в письме от 16.07.2021 №04-09-01/71-2.

В результате проведенного анализа кредиторской задолженности по расходам бюджета Республики Дагестан по состоянию на 01.01.2021 по бюджетным счетам 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» и 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» в разрезе РБС, выявлены факты не отражения кредиторской задолженности с просроченными сроками оплаты в составе просроченной кредиторской задолженности в общей сумме 924 761 055,59 рубля.

Причины образования кредиторской задолженности республиканского бюджета Республики Дагестан на 01.01.2021 Минфином РД отражены в письмах от 16.07.2021 №04-09-01/71-2 и №04-09-01/71-3.

Согласно информации Минфина РД, представленной письмом от 16.07.2021 №04-09-01/71-3, причиной образования кредиторско задолженности республиканского бюджета Республики Дагестан на 01.01.2021 ГУП «Дирекция ФЦП «Юг России» по РД» является проведение ликвидационных мероприятий. Задолженность в указанной сумме отражена, начиная с годовой отчетности на 01.01.2019, и не была заявлена как просроченная. Отчетность ГУП «Дирекция ФЦП «Юг России» по РД» представляется в Минфин РД по настоящее время, т.к. ликвидационные мероприятия еще не завершены.

Согласно имеющейся в материалах дела выписки из акта выездной проверки Минфина РД от 30.07.2021, всего по состоянию на 01.01.2021 в составе срочной кредиторской задолженности республиканского бюджета Республики Дагестан задолженность с просроченными сроками оплаты числится в сумме 942 277 231,71 рубля (924 761 055,59+16 340 055,00+1 176 121,12).

В адрес Минфина РД по результатам плановой выездной проверки Федеральным казначейством было направлено представление о выявленных нарушениях от 21.10.2021 №17-04-01/25676, в котором отражены нарушения порядка составления и представления бюджетной отчетности по состоянию на 01.01.2021, выразившиеся в неотражении просроченной дебиторской задолженности в сумме 1 883 449 042,45 рубля и просроченной кредиторской задолженности в сумме 932 951070,71 рублей, что привело к искажению показателей бюджетной отчетности более 10 процентов.

По результатам проверки УФК по РД в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства Финансов Республики Дагестан Садуева С.М. составлен протокол N22-15.15.6/220 от 25.05.2022 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

16.06.2022 года заместителем руководителя УФК по РД – Магомедовым М.Г. в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства Финансов Республики Дагестан Садуева С.М. вынесено постановление о назначении административного наказания №22-15.15.6/220, которым последний признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Признавая Садуева С.М. виновным по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, заместитель руководителя УФК по РД исходил из того, что начальником управления бухгалтерского учета и отчетности Минфина РД ФИО3, в нарушение пункта 2 статьи 264.1 БК РФ, ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ, п. 167 Инструкции № 191н допущено грубое нарушение порядка составления и представления бюджетной (бухгалтерской) отчетности за 2020 год, выразившееся в неотражении просроченной дебиторской задолженности в сумме 1 883 449 042,45 рубля по строке «Всего дебиторская задолженность» графы 5 «Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности» (форма по ОКУД № 0503369) по состоянию на 01.01.2021 (на 29,7%), и в не отражении просроченной кредиторской задолженности в сумме 932 951 070,71 рублей по строке «Всего дебиторская задолженность» графы 5 «Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности» (форма по ОКУД 0503369) по состоянию на 01.01.2021 (на 6698%), что привело к искажению указанных показателей бюджетной отчетности более чем на 10 процентов, т.е. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 15.15.6. КоАП РФ.

Вместе с тем с учетом фактических обстоятельств дела такие выводы обоснованными признать нельзя.

В соответствии с п. 167 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (далее - Инструкция №191н), задолженность с выделением сумм, по которым в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства кредитором (дебитором) не исполнены, считается просроченной кредиторской (дебиторской) задолженностью.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Федеральный закон № 402-ФЗ), бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливается Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) (п. 1 ст. 264.1 БК РФ).

Согласно п. 2 ст. 264.1 БК РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Согласно ч.3 ст.7 ФЗ №402-ФЗ, руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель экономического субъекта, который в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в части 5 статьи 6 настоящего Федерального закона, может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Судом установлено, что привлекаемое к административной ответственности лицо – Садуев С.М. является начальником управления бухгалтерского учета и отчетности Министерства Финансов Республики Дагестан на которого возложено ведение бухгалтерского (бюджетного) учета.

Согласно пункта 167 Инструкции №191н, сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) (далее - Сведения (ф. 0503169) формируют: получатель бюджетных средств; администратор источников финансирования дефицита бюджета; администратор доходов бюджета. Информация в приложении содержит обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности субъекта бюджетной отчетности в разрезе видов расчетов. Приложения составляются раздельно по дебиторской и по кредиторской задолженности раздельно по видам деятельности. Приложение оформляется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета. Периодичность представления - по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным. Показатели, отраженные в Сведениях (ф. 0503169), должны быть подтверждены соответствующими регистрами бюджетного учета. Финансовый орган формирует консолидированные Сведения (ф. 0503169) путем суммирования одноименных показателей в графах итоговых строк по кодам счетов расчетов консолидированных Сведений (ф. 0503169) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов доходов бюджета и исключения взаимосвязанных показателей по расчетам между учреждениями соответствующего бюджета.

Таким образом, судом установлено, что сведения по дебиторской и кредиторской задолженности Садуевым С.М. сформированы на основании данных, представленных главными распорядителями бюджетных средств РД.

Из обжалуемого постановления следует, что начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства Финансов Республики Дагестан - Садуев С.М. несет ответственность за достоверность и своевременность представления бюджетной отчетности.

Между тем, материалы дела об административном правонарушении не содержат документальных доказательств, свидетельствующих о возложении ответственности на Садуева С.М. за достоверность бюджетной отчетности, в случае предоставления недостоверных сведений главными распорядителями бюджетных средств РД, а также возложения обязательств по проверке указанных сведений.

Как следует из смысла ст. 26.1 и 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Материалы административного дела в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства Финансов Республики Дагестан - Садуева С.М. с достоверностью не свидетельствуют о его виновности во вмененном ему административном правонарушении.

В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя УФК по РД – Магомедова М.Г. №22-15.15.6/220 от 16.06.2022 подлежит отмене с прекращением в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства Финансов Республики Дагестан - Садуева С.М. производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу начальника управления бухгалтерского учета и отчетности Министерства Финансов Республики Дагестан - Садуева ФИО15, удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя УФК по РД – Магомедова М.Г. №22-15.15.6/220 от 16.06.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ в отношении начальника управления бухгалтерского учета и отчетности Министерства Финансов Республики Дагестан - Садуева ФИО14 отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РД участниками производства по делу об административном правонарушении в течение 10 суток со дня вручения им или получения ими копии решения.

Судья М.Б. Онжолов