№ 12-72/2016
РЕШЕНИЕ
г. Новоалтайск 12 апреля 2016 года
Судья Новоалтайского городского суда Алтайского края Трунова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Переверзева М. А. на постановление и.о. начальника Управления Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Беседина Г.Ф. от ДАТА в отношении Переверзева М. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДАТА пилот воздушного судна <данные изъяты>Переверзев М.А.ДАТА планировал выполнение полета в районе ответственности МДП Барнаул в воздушном пространстве класса С и G с посадочной площадки «<данные изъяты>» в соответствии с заданием на полет (план полета воздушного судна на использование воздушного пространства пользователем воздушного пространства был предоставлен в Новосибирский ЗЦ ЕС ОрВД в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от ДАТАНОМЕР). Переверзев М.А. произвел взлет с посадочной площадки «<данные изъяты>» в 09.26 UTC и доложил диспетчеру диспетчерского пункта «Вышка» Алтайского центра ОВД о начале работ в радиусе 15 км на высоте 300 метров. Диспетчер работу на высоте 300 метров разрешил. В 12.16 и 12.19 UTC руководителю полетов аэродрома Барнаул от руководителя полетов посадочной площадки «<данные изъяты>» по телефону поступила информация, что маленький самолет совершил проход над посадочной площадкой «<данные изъяты>» на высоте 70-100 метров. Кроме воздушного судна ЕЭВС А-22 рег. RA-0183А, иных воздушных судов в том районе не было. Таким образом, Переверзевым М.А. были нарушены требования пп. б п. 147 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДАТАНОМЕР, в части несоблюдения условий, доведенных центром Единой системы в разрешении на использование воздушного пространства, что выразилось в выполнении полета на высоте 70-100 метров и входа в район полетов посадочной площадки «<данные изъяты>». Действия Переверзева М.А. образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Постановлением и.о. начальника Управления Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Бесединым Г.Ф. от ДАТАПереверзев М.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе Переверзев М.А. просит отменить постановление, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что по условиям плана полетов Переверзев М.А. должен был выполнять полеты в радиусе 15 км и при высоте 300 м от посадочной площадки «<данные изъяты>», что им и исполнялось. Используемые должностным лицом сведения не могут быть положены в основу доказательства вины Переверзева М.А. Информация, поступившая от руководителя полетов посадочной площадки «<данные изъяты>», не является достоверной. Гражданин ФИО14, от которого поступила информация, не является руководителем полетов, т.к. не имеет специального образования и подготовки на руководство полетами, отсутствует приказ о назначении его руководителем полетов. Определение высоты полета воздушного судна производилось визуально, не подтверждено инструментальными замерами, отсутствуют видеозаписи пролета над посадочной площадкой «<данные изъяты>». Расстояние, на которое пролетел самолет, также определялось визуально, не подтверждено техническими средствами, отсутствует локация пути воздушного судна. В материалах дела отсутствуют сведения о том, кем и какими техническим средствами измерялось расстояние между посадочными площадками «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», которое указано как 15,8 км. В документах в материалах дела не указано, где конкретно пролетал самолет, не указан бортовой номер воздушного судна, его цвет, модель, не произведена идентификация воздушного судна. В деле имеется письменное объяснение Алферова о том, что высота и расстояние, на котором летал самолет, указано им ошибочно. Однако, данное объяснение, как и объяснения Переверзева М.А. должностным лицом не были приняты во внимание.
Переверзев М.А. в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель Управления Иванов Ю.М. просил отказать в удовлетворении жалобы.
Выслушав Иванова Ю.М., изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 11.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.4 КоАП РФ, составляет неисполнение, ненадлежащее исполнение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства.
Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (далее - Правила).
Данные Правила устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.
Пунктом 5 Правил установлено, что настоящие Федеральные правила обязательны для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и пользователями воздушного пространства, а также органами обслуживания воздушного движения (управления полетами).
Согласно подпункту б пункта 147 Правил к нарушениям порядка использования воздушного пространства Российской Федерации относится несоблюдение условий, доведенных центром Единой системы в разрешении на использование воздушного пространства.
В силу пункта 3.34.3 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 2009 года N 128, командир воздушного судна при выполнении полета по правилам полетов по приборам выдерживает установленные в аэронавигационной информации и органом обслуживания воздушного движения эшелоны (высоты) и маршрут полета, траектории и параметры полета; обеспечивает информирование органа обслуживания воздушного движения, по его запросу, о фактическом местонахождении воздушного судна, высоте и условиях полета; выполняет указания органа обслуживания воздушного движения.
В соответствии со ст. 11 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
В силу п. 2 ст. 18 ВК РФ органы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также пользователи воздушного пространства обязаны принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по предотвращению и (или) прекращению нарушений федеральных правил использования воздушного пространства.
Согласно ст. 19 ВК РФ нарушение федеральных правил использования воздушного пространства влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судья соглашается с выводами должностного лица Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о наличии в действиях Переверзева М.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.4 КоАП РФ.
Вина Переверзева М.А. в совершении указанного правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Согласно заявке на использование воздушного судна ДАТА капитан воздушного судна <данные изъяты>Переверзев М.А. был допущен к выполнению полетов в воздушном пространстве класса С и G в МДП БарнаАДРЕС РЦ ЕС ОрВД, дважды по докладу руководителя полетов площадки «<данные изъяты>» ФИО13 в 12.15 и 12.20 воздушное судно тип <данные изъяты> совершило два несанкционированных пролета с работающей площадки «<данные изъяты>» через площадку «<данные изъяты>» на высоте 50-70 м, в это время в воздухе находилось три мотодельтоплана, задание на полет прекращено, воздушное судно <данные изъяты> совершило посадку на площадке «<данные изъяты>» в 12.37.
Как следует из письменных объяснений Переверзева М.А. от ДАТА, он ДАТА выполнял полеты с посадочной площадки «<данные изъяты>» по заранее поданному и утвержденному плану полетов. О том, что с 11.00 UTC будет работать площадка «<данные изъяты>» ему было известно. В 12.10 UTC он выполнил взлет на воздушном судне А-22 «Аэропракт» и направился в сторону населенного пункта Фирсово. При подлете к нему он наблюдал полеты парапланов на удалении 1,5-2 км от линии пути самолета А-22. Также он наблюдал разбивку старта парапланеристов и парапланы на земле. При подлете к «Фирсовой слободе» выполнил два виража вправо и направился на площадку «<данные изъяты>» на высоте 100 м. Согласно поданному плану он не должен был удаляться далее 12-15 км от площадки «<данные изъяты>», что им было соблюдено.
С ДАТА по ДАТА было проведено расследование авиационного события, произошедшего ДАТА с самолетом <данные изъяты>.
По результатам расследования составлен отчет от ДАТА, согласно которому капитаном воздушного судна <данные изъяты> является Переверзев М.А., руководителем полетов на посадочной площадке «<данные изъяты>» - ФИО5 Метеорологические условия по маршруту полета соответствовали требованиям к выполнению полетов по правилам визуального полета. Посадочные площадки «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» расположены в районе аэродрома «Барнаул-Михайловка», воздушное пространство класса «С». Координаты посадочной площадки «<данные изъяты>»: <данные изъяты>. Координаты посадочной площадки «<данные изъяты>»: <данные изъяты>. Расстояние между посадочными площадками – 15,8 км.
На основании проведенного расследования комиссия установила факт выполнения полета воздушного судна <данные изъяты> в районе посадочной площадки «<данные изъяты>». Данное авиационное событие классифицировано как авиационный инцидент. Причиной авиационного инцидента явилась недисциплинированность пилота <данные изъяты>, вследствие чего им не выполнены ограничения по использованию воздушного пространства в районе посадочной площадки «<данные изъяты>».
Как следует из Инструкции по использованию воздушного пространства специальной зоны «<данные изъяты>», специальная воздушная зона «<данные изъяты>» предназначена для выполнения полетов воздушных судов СЛА, парапланеристов, дельтапланеристов на истинных высотах до 300 метров.
Руководителями полетов в специальной зоне «<данные изъяты>» были назначены ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10
Как следует из письменных объяснений ФИО5 от ДАТА, ДАТА он был старшим на площадке «<данные изъяты>», заметил самолет, летящий с юга на север, точно определить расстояние он затруднялся, решил предупредить пилота через руководителя полетов Барнаул. У него в воздухе были пилоты, к старту готовились мотопланеристы. Он повторно позвонил руководителю полетов Барнаул, т.к. самолет развернулся и направлялся в их сторону на высоте примерно 100 метров. Самолет пролетел севернее их площадки на расстоянии не более одного километра. Ему сообщил руководитель полетов АДРЕС, что пилота предупредили, самолет покинул их зону.
Как следует из письменных объяснений руководителя полетов ФИО11 от ДАТА, ДАТА в 08-55 по телефону капитан воздушного судна <данные изъяты> был предупрежден, что посадочная площадка «<данные изъяты>» начнет работу в 11.00 на высоте до 300 метров. В 12.16 и 12.19 поступила информация от руководителя полетов посадочной площадки «<данные изъяты>» Алферова, что маленький самолет дважды совершил проход над посадочной площадкой «<данные изъяты>» на высоте 60-70 метров. Кроме борта <данные изъяты>, в том районе никто не работал. Так как была непосредственная угроза жизни людей, он дал указание борту <данные изъяты> вернуться в «<данные изъяты>», где он произвел посадку в 12.37.
Как следует из письменных объяснений ФИО8, руководителя АДРЕСвой общественной организации СЛА «<данные изъяты>», от ДАТА, руководитель полетов ФИО5 заметил самолет примерно на удалении 5-6 км и принял решение предупредить пилота через диспетчера аэропорта Барнаул о работе площадки «<данные изъяты>», т.к. трудно было определить расстояние и направление полета самолета он перестраховался и заранее позвонил. Самолет пролетел стороной, площадку не пересекал.
Согласно данным записи «диспетчер-экипаж» от ДАТА, руководителем полетов был ФИО11 По заявке борт <данные изъяты> должен был работать на высоте 300 метров, радиус 15 км. В 12.16 поступило сообщение от ФИО5 о том, что маленький самолет прошел над «<данные изъяты>» на высоте 100 метров, 70 метров, в 12.19 от ФИО5 поступило сообщение, что самолет опять снижается до 50 м. При соединении с данным самолетом пилот борта <данные изъяты> назвал номер борта, не отрицал, что выполнял полет в районе площадки «<данные изъяты>», не отрицал, что сделал 2 захода, пояснил, что наблюдал. На вопрос о том, почему делает заходы на малой высоте, ответил, что был на высоте 200 м.
Как следует из снимков фрагментов воздушной обстановки на КСА УВД «<данные изъяты>», значение пеленга самолета <данные изъяты> во время воздушного инцидента составляло 105-106 градусов, что соответствовало направлению на посадочную площадку «<данные изъяты>», ее пересечение.
Из указанных доказательств следует, что Переверзев М.А., являясь командиром воздушного судна <данные изъяты>, нарушил правила использования воздушного пространства, что выразилось в нарушении условий, доведенных центром Единой системы в разрешении на использование воздушного пространства.
При имеющемся разрешении на осуществление полетов в радиусе 15 км от площадки «<данные изъяты>» на высоте 300 метров Переверзев М.А. фактически осуществил полет на высоте менее 300 метров в районе площадки «<данные изъяты>», расположенной на расстоянии 15,8 км от площадки «<данные изъяты>».
Доводы жалобы судья находит несостоятельными.
ФИО5 является руководителем полетов в специальной зоне «<данные изъяты>», что подтверждается приказом председателя АДРЕСвой общественной организации сверхлегкой авиации «<данные изъяты>» ФИО8 от ДАТАНОМЕР, в связи с чем, довод жалобы о том, что информация, поступившая от руководителя полетов посадочной площадки «<данные изъяты>», не является достоверной, не обоснован.
Доводы жалобы о том, что определение высоты полета воздушного судна производилось визуально, отсутствует локация пути воздушного судна, отсутствуют сведения о том, кем и какими техническим средствами измерялось расстояние между посадочными площадками «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», а также что в документах в материалах дела не указано, где конкретно пролетал самолет, не указан бортовой номер воздушного судна, его цвет, модель, не произведена идентификация воздушного судна, судья находит несостоятельными ввиду следующего.
Расположение посадочных площадок определяется их координатами, которые позволяют установить расстояние между ними.
В материалах дела имеется информация о пути воздушного судна <данные изъяты>, который отслежен по пеленгу. Указаны точные координаты полета самолета.
Как следует из записи «диспетчер-экипаж» от ДАТА, Переверзев М.А. назвал номер борта, не отрицал свое нахождение в районе площадки «<данные изъяты>».
Довод Переверзева М.А. о неправильном определении высоты полета его воздушного судна, какими-либо доказательствами не подтвержден.
Как следует из заявки на использование воздушного пространства, Переверзев М.А. должен был выполнять полет на высоте 300 м.
Как следует из записи «диспетчер-экипаж» от ДАТА, Переверзев М.А. указал на то, что находится на высоте в 200 м.
Доказательств выполнения условий, доведенных центром Единой системы в разрешении на использование воздушного пространства при высоте 300 м и радиусе 15 км, по делу не установлено.
Довод жалобы о том, что в письменных объяснениях Алферова им указано, что высота и расстояние, на котором летал самолет, указаны им ошибочно, не соответствует материалам дела.
Как следует из материалов дела, при составлении отчета по результатам расследования авиационного события Переверзев М.А. был опрошен, от него получена объяснительная записка, которая, вопреки доводам Переверзева М.А., при составлении отчета была изучена и принята во внимание.
Действия Переверзева М.А. верно квалифицированы по ч. 1 ст. 11.4 КоАП РФ –неисполнение, ненадлежащее исполнение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства.
Административное наказание Переверзеву М.А. назначено в минимальных пределах санкции ч. 1 ст. 11.4 КоАП РФ, с учетом обстоятельств дела, данных о личности, характера совершенного правонарушения.
Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление и.о. начальника Управления Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Беседина Г.Ф. от ДАТА в отношении Переверзева М. А. оставить без изменений, жалобу Переверзева М. А. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение десяти суток со дня получения копии решения.
Судья А.В. Трунова