ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-72/19 от 08.08.2019 Ермаковского районного суда (Красноярский край)

Дело № 12-72/19

Р Е Ш Е Н И Е

08 августа 2019 года <...>

Судья Ермаковского районного суда Красноярского края Шабловский А.О.,

с участием:

помощника прокурора Ермаковского района Морозовой М.А.,

лица, привлеченного к административной ответственности ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе должностного лица начальника КГКУ «Ермаковский отдел ветеринарии» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка в <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец с. ФИО2<адрес>, гражданин РФ, работающий начальником КГКУ «Ермаковский отдел ветеринарии», проживающий по адресу: <адрес>, привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 25 в Ермаковском районе Красноярского края от 20 мая 2019 года должностное лицо КГКУ «Ермаковский отдел ветеринарии» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи судебного участка № 25 в Ермаковском районе Красноярского края от 20 мая 2019 года отменить, производство по делу прекратить. Свои доводы ФИО1 мотивировал тем, что 31 января 2019 года ветеринарным фельдшером КГКУ «Ермаковский отдел ветеринарии» ФИО4 проведено визуальное обследование магазина «Кедр» ИП ФИО5, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет соответствия ветеринарным правилам и ветеринарно-правовым актам в области ветеринарии. Данное мероприятие не является проверкой в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». ФИО4 проявила активную гражданскую позицию и произвела визуальный осмотр помещения и продукции, реализуемой ИП ФИО5 в магазине «Кедр». В ходе осмотра было выявлено, что ИП ФИО5 осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, в том числе продуктами животного происхождения. ДД.ММ.ГГГГ в торговом зале магазина находились на хранении и реализации продукты животного происхождения: мясо и сало свиное, мясо птицы, рыба свежемороженая и соленая, яйцо куриное, мясные полуфабрикаты и колбасные изделия, молоко сырое. По просьбе ФИО4 ветеринарные сопроводительные документы были предоставлены только на рыбу, на остальную продукцию животного происхождения документы не были представлены ввиду их отсутствия. Обладая специальными знаниями в области ветеринарии, ФИО4 зафиксировала данные нарушения посредством составления акта обследования магазина «Кедр». На основании указанного акта начальником КГКУ «Ермаковский отдел ветеринарии» ФИО1 было принято решение о направлении соответствующей информации в орган исполнительной власти <адрес>, уполномоченный на осуществление регионального ветеринарного надзора.

В судебном заседании ФИО1 в полном объеме поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил ее удовлетворить, пояснил о том, что каких-либо распоряжений или приказов о проведении обследования торговой точки ИП ФИО9 им не издавалось, ветеринарный фельдшер ФИО4 действовала без его ведома, о проведенном обследовании 31 января 2019 года он узнал из докладной ФИО4, поступившей ему 01 февраля 2019 года, и, поскольку у нет полномочий по проведению проверок торговых точек, он направил поступившие материалы для рассмотрения в Службу по ветеринарному надзору Красноярского края для принятия решения.

Помощник прокурора Ермаковского района Морозова М.А. полагает жалобу необоснованной, в связи с чем обжалуемое постановление просит оставить без изменения.

Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав доказательства по делу, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с п. 8 ч. 2, ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

Объектом данного правонарушения выступает установленный законом порядок управления и, в частности, контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору). При этом непосредственным объектом является установленный порядок исполнения должностными лицами органов государственного контроля (надзора) своих должностных обязанностей при осуществлении государственного контроля (надзора).

Объективной стороной данного административного правонарушения является несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществления государственного контроля требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в неисполнении обязанностей, прямо предусмотренных в диспозиции части 1 статьи 19.6.1 КоАП РФ.

Субъектами данного правонарушения являются должностные лица органа, осуществляющего государственный контроль и надзор, а также муниципальный контроль.

Субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и неосторожности.

Как следует из материалов дела, 18 апреля 2019 года прокурором Ермаковского района в отношении должностного лица – начальника КГКУ «Ермаковский отдел ветеринарии» ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, по факту того, что он, будучи ответственным за осуществление ветеринарного контроля на территории Ермаковского района в период с 31.01.2019 года по 01.02.2019 года допустил нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), предусмотренных ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, выразившихся в проведении внеплановой выездной проверки при отсутствии согласования с органами прокуратуры.

Из постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 18 апреля 2019 года, следует, что 31 января 2019 года в 14 часов 00 минут ветеринарным фельдшером КГКУ «Ермаковский отдел ветеринарии» ФИО4 проведена внеплановая выездная проверка в торговом зале магазина «Кедр» (владелец ИП ФИО5), расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проверки выявлены нарушения ветеринарного законодательства и других ветеринарных норм и правил в магазине «Кедр», о чем составлен акт обследования объекта от 31.01.2019 года. 01.02.2019 года информация о выявленных в ходе проверки нарушениях направлена руководителю службы по ветеринарному надзору Красноярского края ФИО7 для принятия мер. На основании информации, представленной КГКУ «Ермаковский отдел ветеринарии» главным специалистом – главным государственным ветеринарным инспектором по южной группе районов отдела надзора за безопасностью продукции животного происхождения и регионального надзора службы по ветеринарному надзору Красноярского края ФИО8ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, а также представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица КГКУ «Ермаковский отдел ветеринарии» ФИО1 постановлением мирового судьи, к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.

Вместе с тем постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении от 20 мая 2019 года в отношении ФИО1 нельзя признать законным.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Под государственным ветеринарным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных государственных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (часть 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 N 4979-1 «О ветеринарии» (далее по тексту - Закон N 4979-1).

Государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Закона N 4979-1).

Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2013 года N 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» утверждено «Положение о государственном ветеринарном надзоре» (далее по тексту - Положение).

Согласно п.п. 10, 11 Положения, к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Закона Российской Федерации «О ветеринарии» (за исключением проверок, проводимых при осуществлении ветеринарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации).

Федеральный государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также систематического наблюдения, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований.

Порядок осуществления регионального государственного ветеринарного надзора на территории Красноярского края установлен Постановлением Правительства Красноярского края от 18 мая 2012 года N 206-п «Об установлении порядка осуществления регионального государственного ветеринарного надзора в Красноярском крае» (далее Порядок).

Региональный государственный ветеринарный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, организации и проведения в отношении органов государственной власти, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализа и прогнозирования состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (п. 3 Порядка).

Региональный государственный ветеринарный надзор осуществляется следующими должностными лицами службы по ветеринарному надзору Красноярского края (далее - Служба): руководителем Службы - главным государственным ветеринарным инспектором Красноярского края, заместителем руководителя Службы - заместителем главного государственного ветеринарного инспектора Красноярского края, иными должностными лицами Службы, уполномоченными осуществлять контрольно-надзорные функции в области ветеринарии, - главными государственными ветеринарными инспекторами Службы (далее - государственные ветеринарные инспекторы Службы) (п.4 Порядка).

Региональный государственный ветеринарный надзор за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений (п.п. 6.1 Порядка).

Организация и проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (п.п. 6.2 Порядка).

Частью 3 ст. 8 Закона «О ветеринарии» установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного ветеринарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), права и обязанности таких органов, а также их должностных лиц при проведении проверок установлены названным выше Законом N 294-ФЗ.

Согласно п. 6 ст. 2 данного Федерального закона проверкой признается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ внеплановая проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В силу п. п. 2, 4 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ нарушение требований приведенной нормы в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля относится к грубым нарушениям установленных названным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок.

В соответствии с уставом КГКУ «Ермаковский отдел ветеринарии», учреждение создано для выполнения государственных функций и услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий учредителя по осуществлению задач в области ветеринарии, а также осуществления государственного надзора на территории Ермаковского района. Учредителем учреждения является служба по ветеринарному надзору Красноярского края. Для своих целей учреждение осуществляет мероприятия государственного ветеринарного надзора в соответствии с действующим законодательством. Начальник учреждения одновременно по должности является главным государственным ветеринарным инспектором Ермаковского района и организует ведение государственного ветеринарного надзора на территории Ермаковского района.

Из материалов дела следует, что 31 января 2019 года в 14 часов 00 минут ветеринарным фельдшером КГКУ «Ермаковский отдел ветеринарии» ФИО6 самостоятельно без какого-либо распоряжения или проведено обследование торгового зала магазина «Кедр» (ИП ФИО9), расположенного по адресу: <адрес>. В ходе обследования выявлены нарушения ветеринарного законодательства и других ветеринарных норм и правил, о чем составлен акт обследования объекта от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно должностной инструкции ветеринарного фельдшера КГКУ «Ермаковский отдел ветеринарии» в ее права и обязанности не входит проведение выездных проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на предмет соблюдения ветеринарного законодательства.

01.02.2019 года начальником КГКУ «Ермаковский отдел ветеринарии» ФИО1 информация в виде докладной записки о выявленных фельдшером ФИО6 в ходе обследования указанного магазина нарушениях ветеринарного законодательства направлена руководителю службы по ветеринарному надзору <адрес>ФИО7 для принятия решения.

13.02.2019 года в отношении ИП ФИО9 составлен протокол об административном правонарушении, а также представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Возбуждая производство по настоящему делу об административном правонарушении, прокурор Ермаковского района исходил из того, что при организации данного мероприятия в нарушение требований ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» начальником КГКУ «Ермаковский отдел ветеринарии» ФИО1 в установленном порядке не получено согласование прокуратуры., что в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 20 названного Федерального закона является грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок.

Вместе с тем с указанными выводами суд не может согласиться.

Внеплановая проверка в отношении ИП ФИО9, к которой применимы положения ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, начальником КГКУ «Ермаковский отдел ветеринарии» ФИО1 не назначалась и им не проводилась. Распоряжение или приказ о проведении проверки не выносились, а значит ФИО1 не принималось юридически значимых решений по организации и проведению проверки.

Реагирование начальника КГКУ «Ермаковский отдел ветеринарии» ФИО1 на нарушения ветеринарного законодательства при обследовании ветеринарным фельдшером КГКУ «Ермаковский отдел ветеринарии» магазина «Кедр» путем направления в службу по ветеринарному надзору Красноярского края данной информации для принятия мер, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

Принимая во внимание вышеизложенное, нахожу постановление мирового судьи судебного участка № 25 в Ермаковском районе Красноярского края от 20 мая 2019 года подлежащим отмене, а производство по делу прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 24.5, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 25 в Ермаковском районе Красноярского края от 20 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ в отношении должностного лица – начальника КГКУ «Ермаковский отдел ветеринарии» ФИО1, отменить, производство по делу в отношении ФИО1 прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Судья: А.О. Шабловский