ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-72/20 от 03.06.2020 Выксунского городского суда (Нижегородская область)

Дело №12-72/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Выкса 03 июня 2020 года

Судья Выксунского городского суда Нижегородской области Д.Н., с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, М., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении

в отношении Акционерного общества «В», часть текста отсутствует

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л :

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республике Мордовия от 18.03.2020 №06-132/2020 Акционерное общество «В» (далее АО В) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей. Основаниями привлечения к административной ответственности указано, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в период с 27.01.2020 по 21.02.2020 установлено, что АО В в адрес Департамента Росприроднадзора по ПФО в соответствии с ч.6 ст.69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" была направлена заявка об актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), по результатам рассмотрения которой АО В было выдано свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте НВОС от 15.01.2019 №.., согласно которому объекту АО В площадка №1 присвоена III категория (риск средний). Однако в ходе проверки было установлено, что на балансе АО В имеются очистные сооружения, которые производят очистку производственных и ливневых сточных вод предприятия, а также сточных вод ЗАО «Д» по договору на услуги водоотведения, все образующиеся сточные воды (производственные и ливневые) по системам канализации поступают на очистные сооружения проектной производительностью 600 куб.м./сут. Таким образом имеется комплекс технологически связанных между собой сооружений, предназначенных для сбора, транспортирования и очистки сточных вод и дальнейшего водоотведения их в водный объект, что в силу п. «е» ст.2 Постановления Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" влечет за собой необходимость присвоения объекту НВОС II категории. Из чего сделан вывод об искажении информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов НВОС.

АО В подана в суд жалоба об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу, т.к. искажения какой-либо информации допущено не было, не указано на это и в постановлении, заявка была подтверждена административным органом, к централизованной системе водоотведения очистные сооружения предприятия не относятся.

При рассмотрении жалобы защитником АО В М. (по доверенности) доводы жалобы были поддержаны с учетом дополнительных доводов, приведенных в письменных объяснениях.

Должностное лицо, вынесшее постановление государственный инспектор в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республике Мордовия А.А. при рассмотрении жалобы участия не принимала, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, нахожу следующее.

В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ: Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.8.5 КоАП РФ наказуемым является сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.

Согласно ст.69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» 1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. 2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. 4. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта. 6. Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: …об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; … 9. При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.

В соответствии с п.1 ст.4.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий).

АО В является водопользователем водного объекта р.Железница на основании решения о предоставлении в пользование водного объекта №52-09…., выданного Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области 28.11.2016 сроком до 03.03.2021, осуществляет пользование с целью сброса производственно-ливневых сточных вод.

На основании заявки АО В о постановке объекта НВОС Обществу было выдано свидетельство о постановке на государственный учет объекта НВОС (площадка №1) за №Aхх от 29.12.2016 с присвоением ему I категории негативного воздействия на окружающую среду.

В связи с закрытием мартеновского производства на АО В в Департамент Росприроднадзора по ПФО 15.01.2019 в соответствии с п.6 ст.69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» АО В была подана заявка об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, по основаниям изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды (закрытие мартеновского производства) с декларированием III категории.

Пунктами 5.1.5, 5.3.15 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, определено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет, в числе прочего, в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор.

В силу п.4 ст.4.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 N 572. В соответствии с п.10 данных Правил ведение федерального государственного реестра осуществляется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объектов, в том числе осуществляется внесение в федеральный реестр сведений, получаемых по результатам исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг в сфере установленной компетенции; определение соответствия объекта критериям, на основании которых он может быть отнесен к объектам I, II, III или IV категории и присвоение категории отнесено к компетенции территориального органа Росприроднадзора.

По результатам рассмотрения заявки объекту АО В Площадка №1 была присвоена III категория о чем выдано свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте НВОС от 15.01.2019 №….

О несоответствии заявленной категории установленным Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 критериям и отклонении заявки решения Департаментом Росприроднадзора по ПФО не принималось.

О наличии каких-либо недостоверных данных или сведений в поданной АО В заявке об актуализации сведений объекта НВОС от 15.01.2019 в протоколе об административном правонарушении от 05.03.2020 и постановлении от 18.03.2020, а также в акте проверки от 21.02.2020 не содержится, само по себе декларирование категории искажением экологической информации не является, поскольку определение и присвоение категории объекту НВОС отнесено к компетенции территориального органа Росприроднадзора.

Основанием для отнесения объекта НВОС ко II категории согласно акта проверки и постановления указано, что в силу п. «е» ст.2 Постановления Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 критерием отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории является осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом менее 20 тыс. куб. метров отводимых сточных вод в сутки).

В соответствии с п.п.14, 23, 28 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения; объект централизованной системы водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы водоотведения, непосредственно используемое для водоотведения.

Организация в границах поселения и городского округа водоотведения относится к вопросам местного значения (ст.ст.14,16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»). В соответствии со ст.38 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» утверждаемые органами местного самоуправления схемы водоотведения должны содержать перечень централизованных систем водоотведения.

Согласно информации администрации г.о.г.Выкса от 07.05.2020 исх.№117-201992/20 в соответствии со схемой водоотведения городского округа до 2043 г., утвержденной постановлением администрации от 28.02.2019 №630, система трубопроводов и очистные сооружения промышленно-ливневой канализации АО В, в т.ч. на водовыпуске №5 АО В, не входят в структуру централизованной системы водоотведения городского округа город Выкса.

Кроме того, согласно протокола и постановления, а также объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, правонарушение выражается в форме действия – подачи заявки, содержащей искаженную информацию. Из материалов дела следует, что как заявка о постановке на учет объекта НВОС была подана 15.01.2019, данное правонарушение не является длящимся, срок давности привлечения к ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, продолжительностью 1 год, истек.

Согласно ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: …3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии со ст.24.5 КоАП РФ Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: …2) отсутствие состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республике Мордовия 18.03.2020 №06-132/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Акционерного общества «В» отменить, производство по делу прекратить по основаниям п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Нижегородский областной суд.

Судья - Д.Н.