Дело № 12-72/2016 04 июля 2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
Санкт-Петербург
Судья Колпинского районного суда Санкт-Петербурга Николаева Юлия Владимировна,
с участием заявителя ФИО1,
начальника ОИК ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Колпинском районе Санкт-Петербурга ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Колпинском районном суде Санкт-Петербурга жалобу директора ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб» ФИО1 на постановление от 24.03.2016 г., вынесенное начальником отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Колпинском районе Санкт-Петербурга ФИО3 к протоколу АП №ХХХ от 01.03.2016 года по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица -
директора ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб» ФИО1, зарегистрированной и проживающей по адресу: ХХХ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением от 24.03.2016 г., вынесенным начальником отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Колпинском районе Санкт-Петербурга ФИО4 к протоколу АП № ХХХ от 01.03.2016 года должностное лицо - директор ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
Согласно протоколу об административном правонарушении АП №ХХХ от 01.03.2016 года, ФИО1, являясь должностным лицом –директором ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб», не уведомила территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции о заключении трудового договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, в городе федерального значения Санкт-Петербурге, а именно:
В период с 14.01.2016 года по 22.01.2016 года сотрудниками ОИК УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по Колпинскому району Санкт-Петербурга была проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению положений законодательства РФ в сфере миграции, на основании распоряжения №150 от 24.12.2015 года, по адресу: Санкт-Петербург, <...> д. ХХХ. В ходе проведения проверки было установлено, что гражданин республики Беларусь ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осуществляет трудовую деятельность в ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб», а в ходе административного расследования было установлено, что должностное лицо - директор ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб» ФИО1 на 16.11.2015 г. в 00 час. 01 мин. не уведомила территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции о заключении трудового договора № ХХХ от 10.11.2015 года с гражданином Республики Беларусь ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения договора, в нарушение требований п. 8 ст. 13 Федерального Закона Российской Федерации № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Директор ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб» ФИО1 обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, которое просит отменить как незаконное и необоснованное, а производство по делу прекратить. Указала, что копии трудовых договоров, заключенных с гражданами республики Беларусь она предоставляла с ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Колпинском районе. Однако, в отделе УФМС во время предварительной консультации и в момент оформления миграционного учета 12.11.2015 года на ФИО6 и ФИО7 и 27.11.2015 года на ФИО8 и ФИО9 специалист УФМС ФИО10 не упоминала о необходимости заполнения уведомления о заключении трудовых договоров с белорусскими гражданами, как с иностранными гражданами. Указывает, что решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 №4 установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении Республики Беларусь в Российской Федерации не применяется. Несмотря на объявленный президентом РФ мораторий на проверки малого бизнеса, ее, как директора ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб» только начавшего деятельность с 12.11.2015 года, подвергли внеплановой проверке на основании распоряжения начальника отдела УФМС по Колпинскому району ФИО4 от 24.12.2015 года. При этом ею (ФИО1) при оформлении миграционного учета были представлены в течении двух дней со дня заключения договоров с белорусскими гражданами заверенные копии трудовых договоров в отдел УФМС по Колпинскому району, где они находятся до настоящего времени. Если необходимо было к представленным копиям трудовых договоров еще заполнить уведомления, то при неоднократном личном приходе на прием к сотруднику отдела УФМС по Колпинскому району ФИО10, ее не проинформировали об изменении с 2015 года законодательства. Также указывает, что ее обвиняют в неуведомлении УФМС о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами, то есть в сокрытии фактов заключения трудовых договоров с иностранными гражданами, несмотря на предоставление ею заверенных копий трудовых договоров в отдел УФМС по Колпинскому району. Неоформление уведомлений произошло из-за неполноты представленной консультации сотрудником отдела УФМС по Колпинскому району ФИО10. Внеплановые проверки осуществляются согласно Федеральному закону от 26.12.2008 №294-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Указывает, что отсутствует предмет внеплановой выездной проверки, отсутствуют основания внеплановой проверки, а также отсутствует согласование внеплановой выездной проверки с прокуратурой Колпинского района Санкт-Петербурга. Просит суд постановление от 24.03.2016 года отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, а также недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В судебное заседание ФИО1 явилась, доводы, изложенные в жалобе, поддержала.
Заинтересованное лицо – начальник ОИК ОФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Колпинском районе Санкт-Петербурга ФИО2 в судебное заседание явилась. Считает постановление от 24.03.2016 года законным и обоснованным. Представила письменный отзыв на жалобу ФИО1 Пояснила, что в период с 14.01.2016 года по 22.01.2016 года сотрудниками ОИК УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по Колпинскому району Санкт-Петербурга была проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению положений законодательства РФ в сфере миграции на основании распоряжения №150 от 24.12.2015 года в отношении иностранных граждан, пребывающих (проживающих) по адресу: Санкт-Петербург, <...> д. ХХХ. Основанием для проведения проверки послужила докладная записка сотрудника УФМС ФИО11 о выявлении в адресе массовой постановки иностранных граждан на миграционный учет. Было установлено, что четыре гражданина Республики Беларусь поставлены на миграционный учет сроком на 1 год на основании заключенных трудовых договоров с ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб». Сведения в базе УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о направлении Обществом в УФМС уведомлений о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами отсутствуют. Согласно разъяснениям, находящимся на сайте Главного Управления по вопросам миграции, уведомления необходимо направить и в случае трудоустройства граждан Республики Беларусь. Должностное лицо ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб» обязано было направить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции уведомления о заключении с иностранными гражданами трудовых договоров, однако данная обязанность выполнена не была.
Проверив доводы жалобы, выслушав заявителя, представителя ОУФМС, исследовав материалы дела об административном правонарушении и оценив всё в совокупности, суд пришел к выводу, что жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении трудового договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, при этом, если деяние совершено в городе федерального значения Санкт-Петербурге, влечет ответственность по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального Закона Российской Федерации № 115 от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Приказом ФМС России от 12.03.2015 N 149 "О внесении изменений в Приказ ФМС России от 28 июня 2010 г. N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" утверждены формы и порядок уведомления ФМС России об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
Согласно пунктам 3 и 5 Порядка предоставления работодателями или заказчиками работ (услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержденного Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации", бланк уведомления заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке. При заполнении уведомления не допускается использование сокращенных слов, аббревиатур и исправлений. В уведомлении должны быть заполнены все соответствующие поля. Уведомление представляется организацией непосредственно в территориальный орган ФМС России или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения.
Доводы жалобы проверены в судебном заседании, и, как полагает суд, являются необоснованными, не являются основаниями для отмены либо изменения обжалуемого постановления.
Вина должностного лица - директора ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб» ФИО1 подтверждается следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ № ХХХ от 01.03.2016 года в отношении должностного лица - директора ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб» ФИО1;
- копией трудового договора №ХХХ от 10.11.2015 года, заключенного между ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб» и гражданином р.Беларусь ФИО5, из которого усматривается, что ФИО5 был принят в ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб» с 10.11.2015 г.;
- справкой из базы ФМС России ППО «Территория», согласно которой юридическое лицо ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб» уведомлений о заключении трудового договора с иностранным гражданином не подавало;
-копией докладной записки сотрудника УФМС ФИО11 от 24.12.2015 г., из которой следует, что при мониторинге адресов массовой постановки был выявлен адрес: СПб, <...> в котором состоят 21 иностранных граждан;
- копией распоряжения УФМС России по СПб и ЛО №150 от 24.12.2015 года о проведении внеплановой выездной проверки в отношении иностранных граждан пребывающих (проживающих) по адресу: Санкт-Петербург, <...> д. ХХХ; в период времени с 14.01.2016 года по 22.01.2016 года;
- копией акта проверки УФМС Росси по СПб и ЛО в Колпинском районе СПб по адресу: Санкт-Петербург, <...> д. ХХХ от 22.01.2016 г., из которого следует, что был выявлен факт неуведомления УФМС о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами;
-письменными объяснениями ФИО1 от 15.01.2016 года, от 25.01.2016 года;
-списком иностранных граждан (граждан р.Беларусь), поставленных на учет по адресу: Санкт-Петербург, <...> д. ХХХ;
- выпиской из ЕГРЮЛ на ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб»;
- копией свидетельства о постановке на учет ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб» в налоговом органе;
- копией устава ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб»;
- копией договора об учреждении ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб» от 27.08.2015 года;
- копией протокола общего собрания учредителей ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб» от 27.08.2015 года, согласно которому ФИО1 избрана директором Общества;
-копией должностной инструкции директора ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб»;
- копией штатного расписания ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб»;
-копией договора № ХХХ от 25.09.2015 г. аренды нежилого помещения по адресу: СПб, <...> заключенного между ФИО1 и ООО «Интерком Климат СПб»;
- копией договора ХХХ №ХХХ от 24.01.2011 года купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <...> д. ХХХ, лит. ХХХ;
- копией свидетельства ХХХ от 04.02.2011 года о государственной регистрации права на жилое помещение, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <...> д. Х, лит. Х;
а также другими материалами дела.
Оснований не доверять данным, отраженным в письменных материалах дела в отношении директора ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб» ФИО1 у суда не имеется, поскольку они согласуются между собой, противоречий не имеют, получены и составлены уполномоченными должностными лицами в соответствии с требованиями законодательства, а потому являются допустимыми.
Вывод начальник отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Колпинском районе Санкт-Петербурга ФИО4 о виновности должностного лица - директора ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, при установленных судом обстоятельствах соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на анализе и оценке совокупности исследованных доказательств. В постановлении дана надлежащая оценка всем собранным по делу доказательствам, в связи с чем, по мнению суда, вывод о виновности должностного лица ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ основан на доказательствах, оцененных по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Ни при рассмотрении дела по существу, ни при рассмотрении жалобы на постановление от 24.03.2016 года каких-либо нарушений, которые могли бы свидетельствовать о несоблюдении порядка проведения проверки, судом не установлено.
Доводы о несоблюдении требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" являются несостоятельными.
Пунктом 29 Административного регламента по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников, утвержденным Приказом ФМС России N 367, МВД России N 807 от 31.07.2015 (далее Административный регламент) определено, что государственный контроль осуществляется по месту нахождения объекта проверки (проверяемого лица) либо по месту нахождения подразделения системы ФМС России.
Пунктами 30 - 31 Административного регламента на подразделения системы ФМС России возлагается обязанность по проведению плановых или внеплановых выездных и документарных проверок в целях проверки соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере миграции иностранными гражданами, пребывающими (проживающими) в Российской Федерации по месту пребывания (проживания) иностранных граждан; в жилых помещениях, по адресам которых принимающей стороной либо нанимателем (собственником) жилого помещения осуществлена постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания (регистрация по месту жительства); по месту фактического осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами.
В данном случае внеплановая выездная проверка осуществлялась в отношении объекта - места пребывания (проживания) иностранных граждан по адресу: СПб, <...> (о чем и указано в распоряжении), а не в отношении юридического лица – ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб». Согласование проведения данной внеплановой выездной проверки с прокурором не требуется.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, независимо от повода и порядка проведения проверки.
В ходе проведения проверки было установлено, что гражданин республики Беларусь ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения осуществляет трудовую деятельность в ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб» на основании трудового договора № ХХХ от 10.11.2015 г., а сведения в базе данных УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о направлении в УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области уведомления о заключении указанного трудового договора с указанным иностранным гражданином отсутствуют. В связи с чем, должностным лицом УФМС было вынесено определение 22.01.2016 г. о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 18.15 ч.4 КоАП РФ в отношении ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб» и проведении административного расследования. По окончании административного расследования был составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб» ФИО1 по ст. 18.15 ч.4 КоАП РФ.
Из ст. 7 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 22.07.1999 "О равных правах граждан" и п. 1 решения Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" следует, что гражданам Беларуси и России обеспечиваются равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территории Республики Беларусь и Российской Федерации. Также установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Беларуси в Российской Федерации не применяется.
Таким образом, привлечение к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации граждан республики Беларусь осуществляется на общих основаниях без применения закрепленного в законодательстве Российской федерации порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы (предусматривает равные права на трудоустройство, оплату, социальные гарантии).
Однако, обязанность по уведомлению УФМС о заключении трудового договора с иностранным гражданином возложена на работодателя независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыл работник в Российскую Федерацию, и гражданином какого государства он является.
В силу части 1 статьи 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из копии протокола общего собрания учредителей ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб» от 27.08.2015 года следует, что ФИО1 является директором Общества.
Согласно уставу ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб», директор действует без доверенности от имени общества, издает приказы о назначении на должность работников Общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и дисциплинарные взыскания, осуществляет иные полномочия, отнесенные действующим законодательством или Уставом к его компетенции.
В соответствии с должностной инструкции директора ООО «Интерком Климат СПб», на директора возложен контроль за соблюдением законодательства РФ в деятельности всех служб; директор заключает трудовые договоры, в том числе, с иностранными гражданами, контролирует и осуществляет миграционный учет в УФМС, несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности (п.1.5, 1.6, 2.1, 2.6, 3.5, 5.1).
Трудовой договор с гражданином р.Беларусь ФИО5 был заключен 10.11.2015 года. Уведомление о заключении трудового договора с указанным иностранным гражданином в установленный законом срок в УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области должностным лицом – директором ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб» не подано.
Возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, доказательства принятия им всех зависящих от него мер по их соблюдению не представлены, что свидетельствует о наличии вины в действиях ФИО1 Не знание закона не освобождает директора общества от ответственности за совершенные им действия (бездействия).
Исследовав и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд считает доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, оснований для отмены, изменения постановления от 24.03.2016 года, прекращения производства по делу по каким-либо основаниям - суд не усматривает.
При назначении наказания ФИО1, начальником отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Колпинском районе г. Санкт-Петербурга ФИО4 были учтены характер совершенного ей административного правонарушения, степень и форма ее вины в содеянном, личность виновного, ее имущественное положение, отсутствие негативных последствий, а также то, что ранее должностное лицо - директор ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб» ФИО1 к административной ответственности не привлекалась.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Постановление от 24.03.2016 г., вынесенное начальником отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Колпинском район Санкт-Петербурга ФИО4 к протоколу АП № ХХХ от 01.03.2016 года о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ должностного лица - директора ООО «ИНТЕРКОМ Климат СПб» ФИО1 - оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд Санкт-Петербурга в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: