ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-72/2016 от 27.07.2016 Старорусского районного суда (Новгородская область)

Дело № 12-72/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Старая Русса 27 июля 2016 года

Судья Старорусского районного суда Новгородской области Матвеев Е.Ю.,

с участием защитника лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Семенова Ю.Б.,

представителя органа, вынесшего постановление об административном правонарушении, ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении,

ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес>, гражданина <данные изъяты>, работающего главой Великосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>

на постановление по делу об административном правонарушении № 80 заместителя начальника отдела Государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Новгородской и Вологодской областям от 11 апреля 2016 года по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении , вынесенное заместителя начальника отдела Государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Новгородской и Вологодской областям ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, которым заявитель, как должностное лицо, привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ к административному штрафу, с применением ч.2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, 26 000 рублей.

В жалобе указал, что с постановлением не согласен, поскольку каких-либо доказательств тому, что земельный участок, на котором расположена свалка, находится в муниципальной собственности Великосельского сельского поселения, административным органом не представлено. Кроме того, заявитель, со ссылками на нормы права, полагает, что администрация Великосельского сельского поселения не наделена полномочиями по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных бытовых отходов. Указывает на нарушения со стороны административного органа положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части проведения внеплановой проверки.

В письменных пояснениях по жалобе ВРИО руководителя Управления Россельхознадзора по Новгородской и Вологодской областям выразил несогласие с жалобой ФИО2, указав, что нарушение законодательства было выявлено в ходе планового (рейдового) осмотра, а обязанность администрации Великосельского сельского поселения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора установлена Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом Старорусского муниципального района Новгородской области.

В судебное заседание ФИО2. извещенный о его времени и месте надлежащим образом, не явился.

Его защитник Семенов Ю.Б. в судебном заседании доводы жалобы поддержал по основаниям, в ней изложенным.

Представитель органа, вынесшего постановление об административном правонарушении, ФИО1 в судебном заседании с жалобой не согласилась, поддержала представленные в суд возражения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные материалы, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что на основании приказа руководителя Управления Россельхознадзора по Новгородской области от 25 февраля 2016 года 79-П, в период с 5 марта 2016 года по 29 марта 2015 года был проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование земельных участков сельскохозяйственного назначения в районе д. Сусолово Великосельского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области (л.д. 22-24).

В результате указанного планового (рейдового) осмотра, обследования было установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения без кадастрового номера (не поставлен на кадастровый учет), расположенном в районе заброшенной фермы, на площади 1050 кв.м (длиной 70 м, шириной 15 м) находится свалка бытовых отходов и мусора.

Аналогичная свалка была зафиксирована в ходе того же мероприятия на земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем ООО «Великое Село».

Указанные обстоятельства подтверждаются актом планового (рейдового) осмотра, обследования от 10 марта 2016 года с фототаблией (л.д. 25-27). Факт наличия свалки бытовых отходов и мусора в указном месте на момент проведения проверочных мероприятий не оспаривался стороной защиты.

По результатам выявленных нарушений законодательства 31 марта 2016 года был составлен протокол об административном правонарушении № 120, согласно которому глава Великосельского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области, ФИО2, осуществляя организационно-распорядительные функции в Великосельском сельском поселении, не обеспечил принятие мер по предотвращению размещения отходов производства и потребления, не обеспечил организацию проведения мероприятий по их сбору и вывозу, тем самым допустил захламление земельного участка сельскохозяйственного назначения бытовыми отходами и строительным мусором на площади 1050 кв. м, находящегося на территории земель Великосельского сельского поселения в районе заброшенной фермы д. Сусолово Старорусского района Новгородской области.

На основании изложенного выше ФИО2, как должностное лицо, постановлением по делу об административном правонарушении вынесенным заместителя начальника отдела Государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Новгородской и Вологодской областям ФИО3 11 апреля 2016 года, был признан виновным в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, т.е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа, с применением ч.2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, 26 000 рублей.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Указанные требования при вынесении постановления в отношении ФИО2 выполнены в полном объеме.

Вина ФИО2 в совершении административного правонарушения подтверждается допустимыми и относимыми доказательствами, добытыми при производстве по делу, в том числе, указанными выше актом планового (рейдового) осмотра, обследования от 10 марта 2016 года с фототаблией, протоколом об административном правонарушении № 120 от 31 марта 2016 года, постановлением по делу об административном правонарушении № 80 от 11 апреля 2016 года, а так же иными материалами дела в их совокупности.

Вопреки доводам стороны защиты, принадлежность земельного участка, на котором находилась свалка бытовых отходов, и обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Великосельского сельского поселения, принадлежит администрации сельского поселения в силу закона.

Так, в соответствии с абз. 8 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 г, № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироватьсязаконодательством Российской Федерации.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного знамения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальныхотходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Пунктом 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи, Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселении за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 2.3 ч. 1 настоящей статьи).

Согласно ст. 2 Устава Старорусского муниципального района (принят Решением Думы Старорусского муниципального района от 28,02.2006 N 37) (далее - Устав) в территорию Старорусского муниципального района входит, в том числе, Великосельское сельское поселение.

В силу пп. 3 п. 12. ст. 5 Устава в соответствии с областным законом от 23 октября 2014 года 637-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Новгородской области вопросов местного значения» на территориях Великосельского, Взвадского, Залучекого, Ивановского, Медниковского, Наговского, Новосельского сельских поселений решаются вопросы местного значения, в том числе - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Кроме того, земельный участок, сельскохозяйственного назначения, где была выявлена свалка бытовых отходов и мусора, находится в границах территории Великосельского сельского поселения и вне зависимости от наличия права собственности Администрация поселения обязана предпринимать все возможные меры к ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора, в целях недопущений загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы.

Суд находит несостоятельными доводы стороны защиты о том, что со стороны административного органа были нарушены положения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части проведения внеплановой проверки.

Так, согласно материалам дела в период с 5 марта 2016 года по 29 марта 2015 года старшим государственным инспектором отдела Государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Новгородской и Вологодской областям ФИО4 было проведено плановое рейдовое обследование (осмотр) земельных участков сельскохозяйственного назначения по соблюдению требований земельного законодательства Российской Федерации на территории земель Великосельского сельского поселения в районе заброшенной фермы д. Суслово Старорусского района Новгородской области, в результате которого установлен факт захламления бытовыми отходами и строительным мусором земельного участка сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1050 кв.м., находящегося на территории земель Великосельского сельского поселения, в районе заброшенной фермы д. Суслово Старорусского района Новгородской области.

Плановые (рейдовые) осмотры, обследования являются одним из мероприятий по контролю, проводимых в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).

Указанные мероприятия представляют собой обследования, которые проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий.

Предметом плановых (рейдовых) осмотров, обследований является выявление признаков нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного земельного надзора и в области фитосанитарного контроля. Плановые (рейдовые) осмотры, обследования осуществляются на основании плановых (рейдовых) заданий. В ходе проведения планового (рейдового) осмотра, обследования при необходимости осуществляется отбор проб, проводится фотосъемка.

Плановые (рейдовые) осмотры применимы в рамках отдельных видов государственногоконтроля (надзора), муниципального контроля приосуществлении которых обследуются объекты контроля, прямо названные в Федеральном законе № 294-ФЗ. Это особо охраняемые природные территории, лесные участки, охотничьи угодья, земельные участки, акватории водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортные средства в процессе их эксплуатации (суда и иные плавучие средства, находящиеся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильный и городской наземный электрический транспорт, самоходные машины и другие виды техники, подвижной состав железнодорожного транспорта, воздушные суда).

Письменная информация должностных лиц органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля о выявленных в ходе плановых (рейдовых) осмотров нарушениях может послужить причиной для назначения внеплановой проверки - как информация о причинении или угрозе причинения время, поступившая от органов государственной власти (ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Осуществление плановых рейдовых обследований (осмотров) регламентируется Федеральным законом № 294-ФЗ, Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фито санитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 327, Положением об Управлении Россельхознадзора по Новгородской и Вологодской областям, утвержденным приказом от 17.12.2155 г. № 912, Порядком оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.10.2015 г. № 475.

Согласно вышеизложенному, в отношении Администрации Великосельского сельского поселения Управлением не проводилась плановая или внеплановая выездная проверка, требующая предварительного согласования с прокуратурой, а было проведено плановое рейдовое обследование (осмотр) земельных участков сельскохозяйственного назначения по соблюдению требований земельного законодательства Российской Федерации, в результате которого и было выявлено нарушение.

Лицом, вынесшим постановление, дана верная оценка собранным по делу доказательствам, вина ФИО2 в совершении административного правонарушения подтверждена материалами дела, оформленными в соответствие с требованиями КоАП РФ, которые суд оценивает как допустимые и относимые доказательства по делу.

Вывод о наличии в действиях ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, является правильным.

Правовых оснований для иной оценки тех же обстоятельств у судьи районного суда не имеется.

Оснований для отмены или изменения постановления заместителя начальника отдела Государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Новгородской и Вологодской областям от 11 апреля 2016 года у суда не имеется. Оно вынесено в пределах компетенции, предоставленной данному лицу, в установленные процессуальные сроки, при надлежащем извещении ФИО2, на основании добытых по делу доказательств, является законным и обоснованным, а назначенное наказание - справедливым. Правовых и фактических оснований для снижения назначенного наказания не имеется.

В ходе судебного заседания сторонами было сообщено о том, что в настоящий момент свалка отходов ликвидирована. Вместе с тем, даже с учетом этих сведений, исходя из характера правонарушения, обстоятельств его совершения, оснований для признания его малозначительным не имеется.

Новых обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, которые не были или не могли быть известны при производстве по делу в надзорном органе, суду не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.cт. 30.1, 30.6, 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление по делу об административном правонарушении заместителя начальника отдела Государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Новгородской и Вологодской областям ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО2 к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ к наказанию в виде административного штрафа в размере 26 000 рублей оставить без изменения, а жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.Ю. Матвеев