ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-72/2017 от 08.11.2017 Ленинскогого районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело №12-72/2017

РЕШЕНИЕ

г.Новороссийск 08 ноября 2017

Судья Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края Спорчич О.А.,

при секретаре Куличковой Н.В.,

с участием:

представителя юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт», действующего на основании доверенности Черкасовой М.А.,

представителя Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора – начальника Новороссийского отдела по надзору на море,

действующей на основании доверенности Шершень Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобупредставителя юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт», действующей на основании доверенности Черкасовой М.А. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора Шершень Ю.В. о назначении административного наказания №...... от 19.09.2017 г. о привлечении юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного по ст.8.2 КоАП РФ,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора Шершень Ю.В. о назначении административного наказания №...... от 19.09.2017 г. юридическое лицо ПАО «Новороссийский морской торговый порт» признано виновным по ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, представитель юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт» обратился в Ленинский районный суд г.Новороссийска Краснодарского края с жалобой, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу, в связи с малозначительности совершенного административного правонарушения.

В обоснование жалобы указав, что согласно постановлению ПАО «НМТП» вменяется нарушение п. 176 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утв. Постановлением Правительства от 12.08.2010 №620, которым установлено, что объекты инфраструктуры обеспечиваются техническими средствами в достаточном количестве для уборки территории от мусора, нефтепродуктов и других вредных веществ. Пунктом 1.1. Договора от 01.01.2017 №......, заключенного ПАО «НМТП» (заказчик) с АО «......» (исполнитель), исполнитель предоставляет заказчику услуги по обходу и сбору мусора с акватории Цемесской бухты специализированными судами-нефтемусоросборщиками на заявленной площади 510 000 кв.м, с последующей сдачей для утилизации. В соответствии с п. 2.1.1. договора исполнитель ежедневно производит обход и сбор плавающего мусора (древесина, бумага, резина, упаковочные материалы, стекло, пластмасса, текстиль) с территории заказчика. Таким образом, ПАО «НМТП» выполнены условия настоящего регламента и заключен соответствующий договор на сбор мусора с акватории. Согласно письму от 19.09.2017г. №...... АО «......» 06.09.2017 т/х «......» был совершен обход участка №...... с 07-50 до 10-50. Второй обход совершен не был, т.к. 06.09.2017 в 15-00 было получено штормовое предупреждение. Согласно данным Гидрометеобюро г. Новороссийска Штормовое предупреждение ОЯ №23 06.09.17г. 14-45 В ближайшие 1-3 часа 06/09 с сохранением ночью по району Анапа-Новороссийск до Джубги есть вероятность формирования смерчей над морем. Оповещение 07.09.17г. По району Анапа-Новороссийск до Джубги вероятность формирования смерчей над морем ослабела. Штормовое предупреждение ОЯ № 23 отменяется. Образование смерчей на акваторией является чрезвычайным и непреодолимым обстоятельством, исключающих возможность соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды (невозможность сбора мусора специализированными судами-сборщиками мусора вследствие природных явлений, действия внешних объективных факторов и прочих обстоятельств непреодолимой силы). ПАО «НМТП» не отрицает факт совершения административного правонарушения, между тем просит учитывать, что в случае, если не было объявлено штормовое предупреждение указанный мусор был убран с акватории специализированными судами АО «......» в этот же день.

ПАО «НМТП» предприняты все предусмотренные действующим законодательством меры, направленные на сбор мусора с акватории (заключен соответствующий договор на сбор мусора с акватории). Невыполнение исполнителем условий договора по уборке мусора на участке акватории явилось следствием действия непреодолимой силы. Из постановления следует, что акватория у причалов №...... ПАО «НМТП» захламлена отходами производства и потребления (пластиковые и стеклянные бутылки (......), пакеты, остатки упаковки, картон). Указанный мусор относится к V классу опасности для окружающей среды. На основании ст.2.9 КоАП РФ просит освободить ПАО «НМТП» от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В судебном заседании представитель юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт», действующий на основании доверенности Черкасовой М.А. жалобу поддержал просил отменить постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора Шершень Ю.В. о назначении административного наказания №...... от 19.09.2017 г. и прекратить производство по делу, в связи с малозначительности совершенного административного правонарушения.

Представитель Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора – начальника Новороссийского отдела по надзору на море,

действующая на основании доверенности Шершень Ю.В. в судебном заседании просила постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Закон об отходах) под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с ч.1 ст.39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно п.1 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.

В соответствии с ч.2 ст.47 Водного кодекса РФ использование поверхностных водных объектов для плавания и стоянки судов, эксплуатации гидротехнических сооружений, проведения дноуглубительных и других работ на территории морского порта или в акватории речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации осуществляется без предоставления водных объектов в пользование.

Согласно ч.2 ст.55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии ч.1 ст.56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.

Согласно п.176 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. N 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта" объекты инфраструктуры морского транспорта обеспечиваются техническими средствами и специализированными судами в достаточном количестве для уборки территории и очистки акватории от мусора, нефтепродуктов и других вредных веществ, а также для приема с судов нефтесодержащих и сточных вод и мусора.

Согласно ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Объективной стороной правоотношения, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ, является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Из материалов дела установлено, что на основании приказа Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 01.09.2017 г. №......, 06.09.2017 г. был проведен осмотр, обследование территории (акватории) Цемесской бухты Черного моря.

По результатам обследования составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 07.09.2017 г.

Так, 06 сентября 2017 г. при осмотре акватории черного моря у причалов ПАО «НМТП» было установлено, что акватория у причалов № ...... ПАО «НМТП» захламлена отходами производства и потребление (пластиковые и стеклянные бутылки (код ......), пакеты, остатки упаковки (картон) и т.п.).

Таким образом, ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при осуществлении своей деятельности обязано обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования, однако, установлено, что обществом были нарушены требования ст. 3, ст. 4, ст. 34, ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 3, 39, ст. 55, ст. 56 Водного кодекса РФ, п. 176 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. N 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта".

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении №...... от 15.09.2017 г., актом обследования территории 9акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 07.09.2017 г., фотоматериалами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, доводы представителей сторон, суд приходит к выводу о том, что в действиях юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ.

Доводы жалобы представителя юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт», действующей на основании доверенности Черкасовой М.А. о том, что ПАО «НМТП» предприняты все предусмотренные действующим законодательством меры, направленные на сбор мусора с акватории, однако в связи с объявлением штормового предупреждения, мусор не был убран с акватории специализированными судами АО «......» в этот же день, суд считает необоснованными по следующим основаниям.

Из письма директора по эксплуатации АО «Флот НМТП» Ю.А. №023-4/1-4432 от 19.09.2017 г. следует, что в соответствии с договором от 01.01.2017 г. №......, т/х «......» осуществляет обходы по уборке акватории согласно схемы участков, подлежащих обходу и сбору плавающего мусора судами – нефтемусоросборщиками два раза в сутки. 06.09.2017 г. т/х «......» был совершен обход участка №...... с 07 часов 50 минут до 10 часов 50 минут. Второй обход совершен не был, так как в 15 часов 00 минут 06.09.2017 г. было получено штормовое предупреждение (......), о чем есть запись в судовом журнале.

Однако согласно акту обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требования от 07.09.2017 г. обследование Черноморо-Азовским морским УправлениемРосприроднадзора акватории Черного моря у причалов №№...... ПАО «НМТП», где было выявлено захламление отходами производства и потребления было завершено 06.09.2017 г. в 13 часов 10 минут, то есть за 01 час 50 минут до объявления штормового предупреждения.

Остальные доводы жалобы не опровергают наличие в действиях юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу об административном правонарушении постановления.

Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену по делу постановления, допущено не было.

Административное наказание назначеноюридическому лицу ПАО «Новороссийский морской торговый порт»в пределах, установленных санкцией ст.8.2 КоАП РФ.

Таким образом, оснований для отмены постановлениястаршего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора Шершень Ю.В. о назначении административного наказания №...... от 19.09.2017 г. о привлечении юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного по ст.8.2 КоАП РФнет, его следует оставить без изменений, а жалобупредставителя юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт», действующей на основании доверенности Черкасовой М.А.– без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора Шершень Ю.В. о назначении административного наказания №...... от 19.09.2017 г. о привлечении юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного по ст.8.2 КоАП РФ- оставить без изменения, а жалобупредставителя юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт», действующей на основании доверенности Черкасовой М.А.– без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Новороссийска в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ленинского

районного суда г.Новороссийска О.А. Спорчич