дело № 12-72/2018
Р Е Ш Е Н И Е
«21» марта 2018г. г. Таганрог, Ростовской области
Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Фатыхова Е.М., рассмотрев в судебном заседании жалобу управляющего директора АО "ТМТП" ФИО1 на постановление от 12.12.2017 г. № 1089/1090/1095/07-03/17 заместителя начальника УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.15.1, ч.2 ст.11.15.2 Кодекса РФ об АП в отношении управляющего директора АО "ТМТП" ФИО1,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя начальника УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора ФИО2 от <дата>№ управляющий директор АО "ТМТП" ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 11.15.1, ч.2 ст.11.15.2 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе управляющий директор АО "ТМТП" ФИО1 указывает, что Постановлением от <дата>№ заместителя начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Ространснадзора, Управляющий директор Акционерного общества «Таганрогский морской торговый порт» был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1, частью 2 статьи 11.15.2 КоАП России.
В период с <дата> по <дата> Административным органом проведена проверка исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, по результатам которой, по мнению Административного органа, выявлены нарушения исполнения действующего законодательства.
В частности Административный орган вменил обществу нарушение статьи 12.1. Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», выраженное в том, что АО «ТМТП» к исполнению обязанностей по защите ОТИ «Универсальный перегрузочный комплекс АО «ТМТП» допустило лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности ОТИ (сотрудников привлеченного подразделения транспортной безопасности - команда «Таганрогская» ФГУП «УВО Минтранса России», не аттестованных в соответствии со ст.12.1. указанного закона.
По мнению Административного органа, был также нарушен пункт 17 приказа Минтранса России от 23.07.2015 № 227 «Об утверждении правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности.
Общество не согласно с указанными нарушениями и считает постановление незаконным по следующим обстоятельствам:
Согласно подпункту 3 пункта 5 Постановления № 678 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства образовать (сформировать) и (или) привлечь в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план объекта транспортной инфраструктуры) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства (далее - группы быстрого реагирования) в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной части, для которых в соответствии настоящим документом устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц, транспортных средств и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных (далее - зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» подразделения транспортной безопасности - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 743 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации» установлено, что ведомственная охрана создается Министерством транспорта Российской Федерации для защиты охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения Министерства.
Перечень объектов, которые в обязательном порядке должны обеспечиваться охраной Минтранса России, установлен приказом Минтранса России от 03.08.2016 № 222.
Согласно Перечню АО «Таганрогский морской торговый порт» подлежит обязательной охране силами подразделений федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» ФГУП «УВО Минтранса России») (пункт 1008 Перечня).
Между АО «Таганрогский морской торговый порт» и ФГУП «УВО Минтранса России» заключен договор оказания охранных услуг от 30.12.2015 № 18/2158/СК-61/2015-до, согласно которому именно ФГУП «УВО Минтранса России» является подразделением транспортной безопасности в АО «Таганрогский морской торговый порт», на которое возлагается обязанность осуществления всех мероприятий связанных с защитой ОТИ Общества от любых актов незаконного вмешательства.
Пунктом 2 статьи 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Правил аттестации, субъект транспортной инфраструктуры, (или) подразделение транспортной безопасности или организация, претендующая на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности, выбирают аттестующую организацию, привлеченную компетентным органом для проведения соответствующих проверок, самостоятельно.
Таким образом, привлеченное подразделение транспортной безопасности в лице отдельного юридического лица - Северо-Кавказский филиал ФГУП «УВО Минтранса России», имеет законом установленную возможность и обязанность самостоятельно обеспечить проведение аттестации собственных работников.
Кроме того, в целях исполнения требований законодательства о проведении необходимой аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, Обществом 06.10.2016, 31.08.2017 (исх. №№ 18/1760; 18/1560), в адрес Северо-Кавказского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» направлены письма о необходимости проведения аттестации стрелков, осуществляющих охрану и защиту от АНВ объекта транспортной инфраструктуры «Универсальный перегрузочный комплекс АО «ТМТП».
Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности установлены приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227 «Об утверждении правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности».
Согласно пункта 3 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227, настоящие Правила обязательны для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (далее - СТИ), перевозчиками, подразделениями транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (далее - ОТИ и ТС), застройщиками объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), а также иными лицами, прибывающими на ОТИ или ТС либо находящимися на ОТИ или ТС.
Кроме того, в целях исполнения требований законодательства о проведении необходимой аттестации уполномоченных лиц из числа работников подразделений транспортной безопасности, Обществом 06.10.2016, 09.03.2017, 27.03.2017, 31.08.2017, (исх. №№ 18/1760; 18/442, 18/607, 18/1560), в адрес Северо-Кавказского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» направлены письма о необходимости проведения аттестации стрелков, осуществляющих охрану и защиту от АНВ объекта транспортной инфраструктуры Универсальный перегрузочный комплекс АО «ТМТП», а также 18.09.2017 (исх. № 18/1659) в адрес ООО ПТБ «Арсенал-Карат» о возможности принятия под охрану и защиту от АНВ ОТИ -Универсальный перегрузочный комплекс АО «ТМТП», однако, ответ на указанное обращение не поступил.
Таким образом, в АО «ТМТП» обеспечено выполнение требований действующего Плана ОТБ ОТИ и порядка установленного Правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности.
Заявителем приняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности, он регулярно обращался в УВО Минтранса России, а после неоднократных писем приступил к поиску нового контрагента для заключения нового договора, однако, кроме УВО Минтранса России иные организации фактически отсутствуют на территории г. Таганрога.На основании изложенного просит Постановление от <дата>№ заместителя начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Ространснадзора отменить.
В судебном заседании защитники управляющего директора АО "ТМТП" ФИО1 доводы жалобы поддержали, просили удовлетворить в полном объёме. Представили в материалы дела Приказ ФИО3 от 3.08.2016г. №222 об утверждении перечня охраняемых объектов, куда входит ОАО «Таганрогский морской порт» (№1008 перечня), договор с ФГУП «УВО Минтранса России» об оказании охранных услуг от 30.12.2015г. ( с дополнительными соглашениями), переписку с ФГУП «УВО Минтранса России» с принятием мер по аттестации сотрудников, список личного состава ФГУП «УВО Минтранса России» команды Таганрогская, который сотрудниками АО "ТМТП" не являются. Представлялся на обозрение сшив Плана обеспечения транспортной безопасности морского терминала. Указали, что данные документы были представлены при рассмотрении данного административного материала, но надлежащая оценка им дана не была. Просили постановление отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ наступает за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Частью 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств предусмотрены Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О транспортной безопасности".
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 8 Закона требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 23.07.2013 N 208-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов", требования по обеспечению транспортной безопасности, установленные в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются до дня издания нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного статьей 8 Федерального "О транспортной безопасности" (в редакции настоящего Федерального закона).
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из представленных материалов дела и установлено судом специалистами УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора проведена проверка соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности должностными лицами АО "ТМТП", в результате которой в действиях управляющегор директора АО "ТМТП" ФИО1 выявлены нарушения законодательства о транспортной безопасности при изложенных в постановлении административного органа обстоятельствах.
Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ установлено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
При этом, решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Между АО «Таганрогский морской торговый порт» и ФГУП «УВО Минтранса России» заключен договор оказания охранных услуг от 30.12.2015 № 18/2158/СК-61/2015-до, согласно которому именно ФГУП «УВО Минтранса России» является подразделением транспортной безопасности в АО «Таганрогский морской торговый порт», на которое возлагается обязанность осуществления всех мероприятий связанных с защитой ОТИ Общества от любых актов незаконного вмешательства.
Данное подтверждается представленным договором, перепиской с ФГУП «УВО Минтранса России» с принятием мер по аттестации сотрудников, список личного состава ФГУП «УВО Минтранса России» команды Таганрогская, Приказ ФИО3 от 3.08.2016г. №222 об утверждении перечня охраняемых объектов, куда входит ОАО «Таганрогский морской порт» (№1008 перечня).
В связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 состава вмененного административного правонарушения на том основании, что управляющий директор АО "ТМТП" ФИО1 не является субъектом транспортной инфраструктуры, в связи с чем, в действиях привлекаемого к ответственности должностного лица отсутствует состав вмененного административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
жалобу управляющего директора АО "ТМТП" ФИО1 на постановление от <дата>№ заместителя начальника УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.15.1, ч.2 ст.11.15.2 Кодекса РФ об АП в отношении управляющего директора АО "ТМТП" ФИО1, - удовлетворить.
Постановление от <дата>№ заместителя начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Ространснадзора в отношении Управляющего директора Акционерного общества «Таганрогский морской торговый порт» ФИО1 привлекаемого по ч. частью 1 статьи 11.15.1, частью 2 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.
Производство по данному делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, - прекратить.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти дней со дня получения его копии.
Судья
Таганрогского городского суда
Ростовской области Фатыхова Е.М.