Дело № 12-72/2021
УИД: 54RS0008-01-2020-002427-32
РЕШЕНИЕ
Судья Первомайского районного суда г. Новосибирска Демидович Г.Ф.,
при помощнике судьи Цайбель О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФКУ ИК-3 ГУФСИН Р. по <адрес>, на постановление №-ППР/12-8213-И/70-292 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, о привлечении ФКУ ИК-3 ГУФСИН Р. по <адрес> к административной ответственности по ч. 1 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 65 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела Государственной инспекции труда <адрес> вынесено постановление №-ППР/12-8213-Й/70-292 о назначении административного наказания, которым ФКУ ИК-3 ГУФСИН Р. по <адрес> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 65 000 рублей (л.д.10-14).
С постановлением ФКУ ИК-3 ГУФСИН Р. по <адрес> не согласилось и подало жалобу, обоснование которой указано, что заявитель является учреждением уголовно-исполнительной системы, деятельность которого регулируется специальным законодательством. По мнению заявителя, нормы трудового законодательства в части обеспечения специальной одеждой осужденных к лишению свободы лиц, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию, определяются с учетом специальных норм по материально-бытовому обеспечению, установленных уголовно-исполнительным законодательством, что является специальным по отношению к требованиям Трудового кодекса РФ. Данные обстоятельства не были учтены при проведении проверки Государственной инспекцией труда, что повлекло принятие обжалуемого постановления. В связи с чем просил постановление отменить, производство по делу прекратить, либо изменить меру административного наказания на предупреждение (л.д.2-8).
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-3 ГУФСИН Р. по <адрес> по доверенности ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила постановление №-ППР/12-8213-И/70-292 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, либо изменить меру наказания на предупреждение.
Представитель Государственной инспекции труда <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска этого срока указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Копия постановления получена представителем ФКУ ИК-3 ФИО2 Р. по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д.59). Жалоба на указанное постановление поступила в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д.2).
Таким образом, судья считает, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подана в установленный законом срок.
Рассматривая доводы жалобы по существу, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, Новосибирской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в ФКУ ИК-3 ГУФСИН Р. по <адрес>, которое осуществляет свою деятельность " по адресу: <адрес>, в ходе которой составлен акт проверки соблюдения трудового законодательства, согласно которому карточки выдачи средств индивидуальной защиты осужденным, занятых на работах в столовой и банно-прачечном комплексе в соответствии с требованиями трудового законодательства не ведутся. Представленные карточки в отношении осужденных ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и других не соответствуют требованиям закона, кроме того не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение на выданные средства индивидуальной защиты. Таким образом, заместитель Новосибирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО7 усмотрел в действиях должностных лиц ФКУ ИК-3 ГУФСИН Р. по <адрес> признаки административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ. (л.д.5)
ДД.ММ.ГГГГ заместителем Новосибирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО7 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении бухгалтера 1 категории ФКУ ИК-3 ГУФСИН Р. К. Натальи Анатольевны по признакам состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.
По обстоятельствам выявленных нарушений законодательства о труде и об охране труда при проведении ДД.ММ.ГГГГ Новосибирской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по результатам проверки в ФКУ ИК-3 заместителем начальника отдела Государственной инспекции труда в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении №-ППР/12-8210-И/70-292/1 по ст. 5.27.1 ч. 1 КоАП РФ в отношении ФКУ ИК-3, по нарушениям выявленным ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, а именно не соответствия требованиям законодательства карточек выдачи средств индивидуальной защиты осужденным, занятых на работах в столовой и банно-прачечном комплексе, а также не представлению санитарно-эпидемиологического заключения на выданные средства индивидуальной защиты. (л.д.35-39).
В соответствии с ч.1 ст. 107 УИК РФ в исправительных учреждениях на рабочих местах осужденных правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 221 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты в установленном законодательством порядке.
В соответствии с п. 13 указанных правил выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируется записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к Правилам.
Согласно п. 1.1. Устава, утвержденного приказом ФСИН Р. от ДД.ММ.ГГГГ№ является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Управление ФКУ ИК-3 ГУФСИН Р. по <адрес> осуществляют ФСИН Р., ГУФСИН Р. по <адрес> (раздел IV Устава). Вопросы Материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, урегулированы статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 99 УИК РФ Приказом Минюста Р. от ДД.ММ.ГГГГ№, утверждены нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах.
Приложением № к Приказу Минюста Р. от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена Норма №, регламентирующая снабжение специальной одеждой осужденных к лишению свободы, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию (инвентарное имущество). Согласно Норме № предусмотрено снабжение специальной одеждой работников пищеблоков, пекарен и столовых.
ФКУ ИК-3 ГУФСИН Р. по <адрес>, руководствуясь вышеуказанными нормами права осуществляет выдачу специальной одежды осужденным занятым на работах в столовой и банно-прачечном комбинате, что отражено в Лицевом счете по обеспечению предметами вещевого имущества и постельными принадлежностями, как того требуют нормы специального законодательства.
По мнению Государственной инспекции труда, в нарушение указанных требований, карточки выдачи средств индивидуальной защиты осужденным, занятым на работах в столовой и банно-прачечном комплексе в соответствии с требованиями трудового законодательства не ведутся. Данные выводы основаны на тех доводах, что представленные карточки в отношении осужденных ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и других не соответствуют требованиям закона. С данными выводами суд не соглашается, с учетом установленных Приказом Минюста Р. от 03.12.2013г. №, об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, предусматривающим нормы снабжения, а также порядок ведения их учета.
При этом, суд соглашается с выводами Государственной инспекции труда о наличии нарушений в области охраны труда, о том, что выдаваемые средства индивидуальной защиты должны обеспечивать безопасность условий труда, а, следовательно, должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, иметь соответствующую сертификацию или декларирование соответствия, при этом ФКУ ИК-3 ГУФСИН Р. по <адрес> не представлено доказательств по обеспечению осужденных привлекаемых к работам в столовой средствами индивидуальной защиты прошедших соответствующую сертификацию или декларацию, тем самым суд приходит к выводу, что выдаваемые средства индивидуальной защиты нарушают охрану труда осужденных поскольку доказательств тому что они являются безопасными суду не представлено.
Так, п. 4 и п.5 Приказа ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ№н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» предусмотрена обязанность работодателя по обеспечению приобретения и выдачи прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением Предоставление работникам СИЗ, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.
Однако данные обстоятельства не опровергают фактов несоблюдения в должной мере ФКУ ИК-3 ГУФСИН Р. по <адрес> требований закона по охране труда осужденных, трудоустроенных в столовую ФКУ ИК-3 ГУФСИН Р. по <адрес>, в том числе на обеспечение средствами индивидуальной защиты, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам.
В связи с чем в действиях ФКУ ИК-3 ГУФСИН Р. по <адрес> усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.
Давая оценку доводам жалобы, что все осужденные были обеспечены специальной одеждой, а также средствами индивидуальной защиты, с учетом установленных специальных норм охраны труда, учет которых осуществляется в соответствии с установленными правилами, при этом сведения о предоставлении средств индивидуальной защиты осужденным отражаются в личной карточке осужденного, суд приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы, поскольку учреждением не в полной меры выполнялись требования в том числе специального законодательства по обеспечению специальной одеждой осужденных, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию. Доводы заявителя, что учреждение руководствуется специальными нормами обеспечения осужденных к лишению свободы, предусмотренных Инструкцией по организации учета вещевого имущества осужденного, на него не распространяются требования законодательства, регулирующего сферу охраны труда, судом отклоняются в силу общеобязательности норм по охране труда.
Согласно статье 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая изложенное и статус ФКУ ИК-3 ГУФСИН Р. по <адрес>, которое является федеральным казенным учреждением, выполняющим функции в области государственной и общественной безопасности, характер и тяжесть совершенного правонарушения, отсутствие вредных последствий, привлечение к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ (сведений о привлечении к административной ответственности, в материалы дела не представлено), а также то обстоятельство, что ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде предупреждения, суд полагает возможным назначение ФКУ ИК-3 ГУФСИН Р. по <адрес> наказания в минимальных пределах санкции статьи 5.27.1 ч. 1 КоАП РФ, то есть в виде предупреждения. В связи с этим в этой части обжалованное постановление подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3.4, 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях
РЕШИЛ :
Жалобу, - удовлетворить.
Постановление Заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в <адрес> № №-ППР/12-8213-И/70-292 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФКУ ИК-3 ГУФСИН Р. по <адрес> года к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить в части вида административного наказания, назначив ФКУ ИК-3 ГУФСИН Р. по НСО наказание по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через районный суд в течение 10 дней с момента его вынесения.
Судья
ФИО9