Судья Герлах Н.И. Дело № 21-361/2021
УИД: 22RS0067-01-2021-001955-10
№ 12-72/2021 (1 инстанция)
РЕШЕНИЕ
07 июля 2021 года г. Барнаул
Судья Алтайского краевого суда Копцева Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Хошабаев» ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда г. Барнаула от 19 мая 2021 года по делу по жалобе должностного лица - генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Хошабаев» ФИО1 на постановление начальника ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса ФИО2 от 06 апреля 20201 года ***, которым
ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, место рождения: <адрес>, зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от 29 марта 2021 года ***, составленному главным государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок № 2 ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула ФИО3 в период с 01 апреля 2019 года по 20 ноября 2019 года ООО «Хошабаев», генеральным директором которого является ФИО1, осуществлена выплата заработной платы иностранным гражданам, не являющимся резидентами Российской Федерации, наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации из кассы ООО «Хошабаев», расположенного по адресу: <адрес>, а не через счета в уполномоченных банках, а именно: ФИО4 Нодирбеку в сумме *** рублей на основании платежной ведомости от 09 апреля 2019 года ***; Ф в сумме *** рублей на основании платежной ведомости от 15 июня 2019 года ***; ФИО5 в сумме *** рублей на основании платежной ведомости от 15 июля 2019 года ***; ФИО6 в сумме *** рублей на основании платежной ведомости от 14 августа 2019 года № 12; ФИО7 в сумме *** рубль на основании платежной ведомости от 01 октября 2019 года ***, в сумме *** рублей на основании платежной ведомости от 05 ноября 2019 года ***, в сумме 6 730 рублей на основании платежной ведомости от 20 ноября 2019 года ***; Т в сумме *** рублей на основании платежной ведомости от 05 ноября 2019 года ***, в сумме *** рублей на основании платежной ведомости от 20 ноября 2019 года ***, чем нарушена часть 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Действия должностного лица – генерального директора ООО «Хошабаев» ФИО1 квалифицированы по части 2 статьи 15.25 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.
Постановлением начальника ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула ФИО2 от 06 апреля 20201 года *** должностное лицо – генеральный директор ООО «Хошабаев» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в Октябрьский районный суд г. Барнаула с жалобой, в которой просил отменить постановление, ссылаясь на малозначительность правонарушения, а также на то, что по правилам статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо было заменить штраф на предупреждение; правонарушение было совершено при крайней необходимости, поскольку в спорной ситуации невозможно было соблюсти валютное и трудовое законодательство одновременно.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Барнаула от 19 мая 2021 года постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, ФИО1 просит решение судьи отменить, ссылаясь на прежние доводы.
В судебное заседание ФИО1, его защитник Кощаев В.В. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нахожу оснований для отмены решения судьи.
В соответствии с частью 2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены Федеральным законом № 173-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ валюта Российской Федерации – это денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
Согласно подпунктам «а», «б» и «в» пункта 6 указанной статьи резидентами являются: физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях».
Нерезиденты – это физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части (подпункт «а» пункта 7).
Валютной операцией признается, в том числе приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании).
В силу требований части 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
При этом предусмотренный частью 3 статьи 14 Закона о валютном регулировании перечень условий, при соблюдении которых расчеты между резидентами и нерезидентами могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках, является исчерпывающим, в том числе не предусматривает возможность выплаты резидентом заработной платы физическому лицу - нерезиденту наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судом первой инстанции ИФНС по Октябрьскому району г. Барнаула проведена проверка соблюдения валютного законодательства в отношении ООО «Хошабаев». По результатам проведенной проверки установлено, что между ООО «Хошабаев» заключены на неустановленный срок следующие трудовые договоры с иностранными гражданами: с Р от 25 марта 2019 года ***, с ФИО8 от 01 декабря 2018 года ***, с М от 01 июля 2019 года ***, с ФИО6 от 18 марта 2019 года ***, с Х от 17 сентября 2019 года ***, с Т от 24 октября 2019 года ***.
Согласно информации Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Алтайскому краю от 25 июня 2020 года все указанные иностранные граждане, кроме ФИО6, действующих документов, подтверждающих право на постоянное проживание на территории Российской Федерации, не имеют, в связи с чем, являются нерезидентами. ФИО6 25 декабря 2019 года предоставлен вид на жительство, что свидетельствует о том, что на момент совершения административного правонарушения данное лицо также являлось нерезидентом.
ООО «Хошабаев», минуя счет в уполномоченном банке, совершило операции по выдаче (отчуждению) денежных средств в валюте Российской Федерации, а именно, выдало заработную плату физическим лицам, являющимся нерезидентами: Р в сумме 8 830,97 рублей на основании платежной ведомости от 09 апреля 2019 года ***; Ф в сумме *** рублей на основании платежной ведомости от 15 июня 2019 года ***; ФИО5 в сумме *** рублей на основании платежной ведомости от 15 июля 2019 года ***; ФИО6 в сумме *** рублей на основании платежной ведомости от 14 августа 2019 года ***; ФИО7 в сумме *** рубль на основании платежной ведомости от 01 октября 2019 года ***, в сумме *** рублей на основании платежной ведомости от 05 ноября 2019 года ***, в сумме *** рублей на основании платежной ведомости от 20 ноября 2019 года ***; Т в сумме *** рублей на основании платежной ведомости от 05 ноября 2019 года ***, в сумме 6 730 рублей на основании платежной ведомости от 20 ноября 2019 года ***.
Указанные обстоятельства послужили основанием привлечения генерального директора ООО «Хошабаев» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения и вина ФИО1 подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении, докладной запиской от 29 марта 2021 года, поручением на проведение проверки соблюдения валютного законодательства от 29 марта 2021 года ***, актом проверки соблюдения валютного законодательства от 29 марта 2021 года ***, приказом от 21 мая 2018 года *** о приеме на работу ФИО1 на должность генерального директора; трудовыми договорами от 03 декабря 2018 года ***, от 18 марта 2019 года ***, от 25 марта 2019 года ***, от 01 июля 2019 года ***, от 17 сентября 2019 года ***, от 23 октября 2019 года ***, от 24 октября 2019 года ***; приказами о приеме на работу от 02 декабря 2018 года ***, от 18 марта 2019 года ***, от 25 марта 2019 года ***, от 01 июля 2019 года ***, от 23 октября 2019 года ***, от 17 сентября 2019 года ***, от 24 октября 2019 года ***; платежными ведомостями от 09 апреля 2019 года ***, от 15 июня 2019 года ***, от 15 июля 2019 года ***, от 14 августа 2019 года ***, от 01 октября 2019 года ***, от 05 ноября 2019 года ***, от 20 ноября 2019 года ***; сведениями ГУ МВД России по Алтайскому краю, иными материалами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Выводы о том, что вышеуказанные действия генерального директора ООО «Хошабаев» ФИО1, не принявшего все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению валютного законодательства, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными и заявителем в жалобе не оспариваются.
Административное наказание назначено в минимальном размере административного штрафа, установленного для должностных лиц санкцией части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, данных о личности виновного, а также отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Вопреки доводам жалобы назначенное административное наказание полностью соответствует требованиям статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях. Основания полагать о несправедливости назначенного генеральному директору ООО «Хошабаев» ФИО1 административного наказания отсутствуют.
Утверждения заявителя в жалобе о наличии правовых оснований для применения по настоящему делу положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признания совершенного ФИО1 административного правонарушения малозначительным являются несостоятельными.
Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу. Между тем, основания, позволяющие признать совершенное генеральным директором Общества правонарушение малозначительным по делу отсутствуют.
Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, независимо от степени причиненного ущерба, является грубым нарушением обязательных правил в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг свидетельствующим об умышленном игнорировании требований закона, существенно нарушающим охраняемые общественные отношения, а потому не может быть признано малозначительным правонарушением, в том числе по доводам жалобы.
Оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не имеется ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
В рассматриваемом случае не усматривается наличие указанных условий, в связи с чем, доводы жалобы о необходимости замены назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение подлежат отклонению.
Порядок и установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел соблюдены.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену либо изменение вынесенного судьей районного суда решения при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Хошабаев» ФИО1 допущено не было.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Октябрьского городского суда г. Барнаула от 19 мая 2021 года оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Хошабаев» ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Алтайского краевого суда: Г.В. Копцева