ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-72/2021 от 20.09.2021 Белоярского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ)

Дело №__

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Лавров И.В., при секретаре Нензеловой А.Р., с участием представителя юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Белоярский» адвоката Балашова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Белоярский»,

по жалобе представителя юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Белоярский» адвоката Балашова М.В. на постановление по делу об административном правонарушении №__, вынесенное 25 июня 2021 года заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, которым общество с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Белоярский» привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от 25 июня 2021 года общество с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Белоярский» привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Административное правонарушение выразилось в следующем.

При изучении материалов плановой выездной проверки (акт проверки №__ от 12.04.2021), проведенной Северо-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении ООО «СП «Белоярское» на основании приказа Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 11.03.2021 года №__ установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.1 КоАП РФ.

В соответствии с запрашиваемыми материалами (приказ от 11.03.2021 года №__) юридическим лицом ООО «СП «Белоярское» в адрес Управления представлена Программа производственного контроля по объекту негативного воздействия «Площадка № 1» код объекта №__, утверждённая директором ФИО4 13.01.2021 г.

При анализе представленной Программы производственного экологического контроля, выявлено несоответствие ее содержания вышеуказанным требованиям, а именно: отсутствует наименование объекта, оказывающего негативное воздействие; не содержит сведения о сроках проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных; отсутствуют сведения о наименовании и адресов привлекаемых испытательных лабораторий (центров), отсутствуют реквизиты аттестатов аккредитации привлекаемых испытательных лабораторий (центров) с указанием информации об области их аккредитации.

Кроме того, по результатам изучения отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год, установлено несоответствие его содержания Форме отчета, утвержденной приказом Минприроды России от 14.06.2018 N 261 и Рекомендациям, утвержденным приказом Минприроды России от 16.10.2018 N 522: в отчете таблица 1.3. «Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации» - не содержит сведения о лабораториях и их аккредитации.

Событие административного правонарушения заключается в несоблюдении экологических требований при эксплуатации объекта негативного воздействия на окружающую среду «Площадка № 1» (код №__), а именно: содержание Программы производственного экологического контроля не соответствует Требованиям, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.02.2018 №74; содержание отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год, не соответствует Форме отчета, утвержденной приказом Минприроды России от 14.06.2018 N 261 и Рекомендациям, утвержденным приказом Минприроды России от 16.10.2018 N 522.

Причинами и условиями, способствовавшими совершению административного правонарушения, послужило ненадлежащее исполнение ООО «СП «Белоярское» требований природоохранного законодательства, выразившееся в неосуществлении должным образом своих прямых обязанностей, в результате чего должностными лицами не были предприняты все зависящие от них меры по соблюдению экологических требований при эксплуатации объекта негативного воздействия на окружающую среду «Площадка №__» (код №__П).

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, в ходе производства по делу №__ не установлено.

Должностным лицом по делу вынесено указанное выше постановление.

На вышеуказанное постановление по делу об административном правонарушении представителем общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Белоярский» адвокатом Балашовым М.В. подана жалоба, которая мотивирована тем, что в действиях юридического лица отсутствует состав вменённого административного правонарушения, кроме того, должностным лицом при назначении наказания не было учтена ст. 2.9, 4.1 КоАП РФ, то, что общество находится в тяжелом имущественном положении, имеются смягчающие обстоятельства, что давало должностному лицу возможность освободить общество от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, либо назначить административное наказание в виде административного штрафа менее минимального размера административного штрафа.

Представитель ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Белоярское» Балашов М.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал по основаниям, указанным в жалобе.

Представитель Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела административный орган извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения не заявлялось.

Заслушав представителя юридического лица, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ заключается в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 КоАП РФ.

Согласно п. 3 Приложения 1 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», разделы программы должны содержать определенные сведения.

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которые являются обязательными для всех субъектов хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства должны соблюдаться требования, в том числе, в области охраны окружающей среды.

Пунктом 1 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.02.2018 № 74.

Согласно п. 8 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом А исполнительной власти.

Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля установлена приказом Минприроды России от 14.06.2018 N 261.

Рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждены приказом Минприроды России от 16.10.2018 N 522.

Из материалов дела усматривается, что согласно выписке из ЕГРЮЛ от 18.03.2020 г., основным видом деятельности ООО «СП «Белоярское» является: разведение молочного крупного рогатого скота, производство молока. Дополнительные виды деятельности, в том числе: разведение свиней; разведение сельскохозяйственной птицы.

ООО «СП «Белоярское» в адрес Управления представлена Программа производственного контроля по объекту негативного воздействия «Площадка № 1» код объекта №__, утверждённая директором ФИО4 13.01.2021, при изучении которой установлено несоответствие ее содержания вышеуказанным требованиям, а именно: отсутствует наименование объекта, оказывающего негативное воздействие; не содержит сведения о сроках проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных; отсутствуют сведения о наименовании и адресов привлекаемых испытательных лабораторий (центров), отсутствуют реквизиты аттестатов аккредитации привлекаемых испытательных лабораторий (центров) с указанием информации об области их аккредитации.

Кроме того, по результатам изучения отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год, установлено несоответствие его содержания Форме отчета, утвержденной приказом Минприроды России от 14.06.2018 N 261 и Рекомендациям, утвержденным приказом Минприроды России от 16.10.2018 N 522: в отчете таблица 1.3. «Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации» - не содержит сведения о лабораториях и их аккредитации.

ООО «СП «Белоярское» обвиняется в несоблюдении экологических требований при эксплуатации объекта негативного воздействия на окружающую среду «Площадка № 1» (код №__), а именно: содержание Программы производственного экологического контроля не соответствует Требованиям, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.02.2018 №74; содержание отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год, не соответствует Форме отчета, утвержденной приказом Минприроды России от 14.06.2018 N 261 и Рекомендациям, утвержденным приказом Минприроды России от 16.10.2018 N 522.

Обстоятельства правонарушения подтверждаются: приказом Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 11.03.2021 №__; письмом Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 11.03.2021 №__ (уведомление о проверке); актом проверки №__ от 12.04.2021; письмом Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора №__ от 13.04.2021 о направлении акта проверки; реестром почтовых отправлений и отчетом об отслеживании отправления; Свидетельством о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № BGIL09D8 от 2017-06-20; Программой производственного экологического контроля, утвержденной от 13.01.2021 г. (Площадка № 1, код объекта №__); Программа производственного экологического контроля, утвержденная от 13.01.2021 г.; Отчетом об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год по объекту 71-0186- 002339-П; письмом Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 02.06.2021 №__; протоколом №__ от 10.06.2021 г. и другими материалами дела об административном правонарушении №__.

Содержащиеся в материалах дела доказательства добыты без нарушения требований законодательства, оформлены надлежащим образом. Достоверность и допустимость указанных доказательств сомнений не вызывает.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Привлекая ООО «СП «Белоярское» к административной ответственности, должностное лицо Росприроднадзора исходило из совокупности содержащихся в материалах дела и исследованных в судебном заседании доказательств, которым в обжалуемом постановлении дана надлежащая оценка.

При указанных обстоятельствах должностным лицом Росприроднадзора сделан обоснованный вывод о виновности ООО «СП «Белоярское» в совершении административного правонарушения, указанного в описательной части настоящего постановления.

Назначенное наказание соответствует характеру правонарушения, иным обстоятельствам, указанным в статье 4.1 КоАП РФ.

Имеющиеся в деле доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины юридического лица в совершении административного правонарушения.

Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены.

Доводы в жалобе основаны на ином толковании закона, указанные доводы являлись предметом рассмотрения при вынесении обжалуемого постановления, направлены на переоценку исследованных доказательств и на правильность обжалуемого постановления не влияют.

Доказательства, содержащиеся в материалах дела, добыты без существенных нарушений норм КоАП РФ. Каких-либо существенных нарушений, безусловно влекущих за собой прекращение производства по делу, судом не установлено.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 3.8, 4.1, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Давая оценку доводам представителя юридического лица о малозначительности административного правонарушения, судья исходит из следующего.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Понятие малозначительности административного правонарушения относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения и не содержит, каких-либо ограничений применительно к конструкциям составов административных правонарушений.

Вместе с тем, для установления малозначительности совершенного правонарушения, в каждом конкретном случае необходимо устанавливать наличие либо отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям представляет собой опасность, предполагающую возможность нанесения ущерба главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений.

Административное правонарушение, в совершении которого обвиняется ООО «СП «Белоярское» относится к административным правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования и представляет собой повышенную общественную опасность.

Ни должностному лицу, вынесшему обжалуемое постановление, ни суду, юридическим лицом доказательств тяжёлого материального положения юридического лица, не представлено.

При таких обстоятельствах, оснований, предусмотренных п.п. 2-5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, для отмены обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 29.10, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление по делу об административном правонарушении №__, вынесенное 25 июня 2021 года заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, которым общество с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Белоярский» привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Балашова М.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней путем подачи жалобы через Белоярский городской суд.

Федеральный судья И.В. Лавров