ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-72/2021 от 28.09.2021 Джанкойского районного суда (Республика Крым)

№ 12-72/2021

УИД 91RS0008-01-2021-003193-26

Р Е Ш Е Н И Е

город Джанкой 28 сентября 2021 года

Судья Джанкойского районного суда Республики Крым Николаева Е.П., при секретаре Кутмеровой Э.С., с участием представителя МУП «Вариант» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу директора МУП «Вариант» на постановление Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от ДД.ММ.ГГГГ по части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, МУП «Вариант» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, МУП «Вариант» в лице директора ФИО4 подало в Джанкойский районный суд Республики Крым жалобу, в которой просит указанное постановление отменить и заменить на предупреждение.

В судебном заседании представитель МУП «Вариант» ФИО3 поддержала доводы жалобы в полном объеме, просила отменить постановление Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, как незаконное. Пояснив, что у МУП «Вариант» разработаны паспорта отходов I - IV классов опасности, в соответствии с утвержденными нормами образования отходов и лимитов на их размещения. Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 28 ноября 2018 года № 2527. По указанным Управлением отходам: отходы (осадки) из выгребных ям; обтирочные материалы, загрязненные нефтью или нефтепродуктами; тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами; резиновые перчатки, утратившие потребительские свойства, незагрязненные практически не опасные; остатки и огарки стальных сварочных электродов; лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные, кроме отходов (осадки) из выгребных ям не образуются на полигоне ТКО. Согласно Распоряжения Управления от ДД.ММ.ГГГГ, плановая выездная проверка проводилась по адресу «фактического осуществления деятельности <адрес>». В оборотно-сальдовой ведомости, которая была предоставлена Управлению при проверке, также отсутствует такие отходы, как тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами; лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные. Подтверждений накопления (хранения) данных видов отходов нет.

Отходы (осадки) из выгребных ям - данный вид отхода на полигоне ТКО на сегодняшний день не образован и не передавался специализированным организациям, так как туалет на выгребе запущен в эксплуатацию в 2019 году, данное условие было необходимо для получения Санитарно-эпидемиологического заключения на соответствия зданий, строений, сооружений, помещений.

МУП «Вариант» дополнительно сообщает, что: заключило договор с ГАУ РК «ЦЛАТИ» на разработку паспортов отходов и биотестирование отходов указанных выше; ранее МУП «Вариант» не привлекалось по ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; в данный момент у МУП «Вариант» тяжелое финансовое положение, которое подтверждается бухгалтерским балансом и отчетом о финансовых результатах. Кроме того все указанные отходы относятся к практически не опасным отходам, то есть предприятием не причинен вред, не возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и имущественного ущерба.

Представитель контролирующего органа в судебное заседание не явился, будучи уведомленным надлежащим образом о времени и дате слушания дела, каких-либо заявлений, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не предоставил.

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, выслушав явившихся лиц, проверив доводы заявителя, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно пункту 8 части 2 и части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предметом выступают отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.

Субъектом данного правонарушения, может быть лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, в том числе, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» утверждены Правила проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, а также типовая форма паспорта отходов I-IV классов опасности.

Положениями указанного постановления Правительства Российской Федерации упрощена процедура паспортизации отходов:

на отходы I-IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, хозяйствующие субъекты составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной данным постановлением Правительства Российской Федерации;

на отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

Согласно пункта 7 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, на отходы I-IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 № 712.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения руководителя Южного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП «Вариант», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, результаты которой отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе данной проверки выявлены нарушения требований части 8 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно установлено, что МУП «Вариант» не обеспечило разработку паспортов отходов I-IV класса опасности на такие виды отходов как: отходы (осадки) из выгребных ям ФККО, данный вид отходов образуется на территории полигона, где сооружен и эксплуатируется туалет на выгребе, что подтверждается материалами проверки от ДД.ММ.ГГГГ; обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами ФККО. Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении транспортных средств» на предприятии числится 44 единицы специализированной техники, задействованной в процессе основной деятельности предприятия. Согласно пояснительной записки за подписью экономиста МУП «Вариант» на период гарантии обслуживание техники производиться силами ООО «Завод «Дорожных машин» (Продавец), а также силами самого предприятия которое имеет штат и оборудование, позволяющее осуществлять ремонт; тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами, данный вид отходов образовывался в процессе деятельности МУП «Вариант» согласно оборотно-сальдовой ведомости, а также материалов проверки.

Кроме того, МУП «Вариант» не предоставлены протоколы биотестирования по таким видам отходов как резиновые перчатки, утратившие потребительские свойства, незагрязненные практически неопасные, остатки и огарки стальных сварочных электродов, лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные, образование которых на предприятии подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью.

По результатам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица МУП «Вариант» государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Крым и г. Севастополь Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, копия которого вручена представителю по доверенности от ДД.ММ.ГГГГФИО6

Постановлением того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо МУП «Вариант» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-IV классов опасности.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Положениями данного закона установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Имеющиеся в материалах дела доказательства виновности МУП «Вариант» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Совокупность исследованных судом доказательств позволяет определенно установить, что юридическим лицом МУП «Вариант» не были приняты все необходимые меры для соблюдения норм закона, за нарушение которых установлена административная ответственность.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Вместе с тем имеются основания для изменения рассматриваемого постановления в части назначенного МУП «Вариант» административного наказания.

Так, в соответствии с частями 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

С учетом изложенного, а также характера совершенного административного правонарушения и конкретных обстоятельств дела - выявленные нарушения не причинили вред кому-либо и отсутствовала угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде; наличие тяжелого финансового положения МУП «Вариант», подтвержденного представленными финансовыми документами предприятия, согласно которых предприятие является муниципальным предприятием, не имеет финансовой прибыли, а, наоборот на момент рассмотрения дела расходы превышают его доходы, и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица назначенное предприятию административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией названной нормы, но до размера не менее половины минимального размера. При таких обстоятельствах, размер наказания по рассматриваемому постановлению в отношении МУП «Вариант» в виде штрафа подлежит уменьшению до 100 000 рублей.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

жалобу директора МУП «Вариант» удовлетворить частично.

Постановление Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от ДД.ММ.ГГГГ по части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП «Вариант» изменить, в части назначенного наказания.

Назначить МУП «Вариант» административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, штраф с применением части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Джанкойский районный суд Республики Крым по правилам, установленным статьями 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток с момента получения.

Полный текст решения изготовлен 01.10.2021 года.

Судья Е.П. Николаева