УИД№ Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
10 июня 2022 года город Псков
Судья Псковского городского суда Псковской области Хатулева Е.И.,
при секретаре Вахтеровой Е.О.,
с участием представителей МП Псковского района «Коммунальные услуги» - ФИО5, конкурсного управляющего МП Псковского района «Коммунальные услуги» ФИО6,
должностных лиц - государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и городу Санкт-Петербургу Росприроднадзора ФИО11., старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и городу Санкт-Петербургу Росприроднадзора ФИО12.,
рассмотрев жалобу МП Псковского района «Коммунальные услуги» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и городу Санкт-Петербургу Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО13. № №-№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и городу Санкт-Петербургу Северо-Западного межрегионального управления ФИО1 З.В. № № от ДД.ММ.ГГГГ МП Псковского района «Коммунальные услуги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности послужило неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 16, 16.1, 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, исчисленную по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом, а именно в связи с тем, что МП Псковского района «Коммунальные услуги» не внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленную по итогам 2020 года.
Не согласившись с названным постановлением, представитель МП Псковского района «Коммунальные услуги» обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным вышеуказанного постановления, указав, что решением Арбитражного суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ № № Предприятие признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства. Автор жалобы указывает на то, что расходование поступающих на предприятие денежных средств строго регламентируется ст. 133, 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и выделить денежные средства на своевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год без нарушения установленного законом порядка не представляется возможным. При этом, предприятие регулярно запрашивает у собственника (Администрации Псковского района) денежные средства на поддержание бесперебойной и устойчивой текущей финансово-хозяйственной деятельности, однако в удовлетворении запросов предприятия было отказано. С учетом изложенного, представитель МП Псковского района «Коммунальные услуги» в жалобе просил постановление от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить его.
Определением Арбитражного суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ дело по заявлению МП Псковского района «Коммунальные услуги» о признании незаконным и отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ № № передано в Псковский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Определением председателя Псковского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ жалоба законного представителя МП Псковского района «Коммунальные услуги» ФИО6 на вышеуказанное постановление направлена для рассмотрения в Псковский районный суд.
В судебном заседании законный представитель МП Псковского района «Коммунальные услуги» ФИО6, представитель МП Псковского района «Коммунальные услуги» ФИО5 доводы жалобы поддержали в полном объеме. Дополнительно пояснили, что согласно п.1 ст. 5 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Пунктом 3 указанной статьи установлено, что удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленным ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Все денежные обязательства, возникшие после ДД.ММ.ГГГГ, являются текущими, в том числе и плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год. Очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам указана в п.2 ст. 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому платежи за негативное воздействие на окружающую среду относятся к пятой очереди. Однако у предприятия имеется задолженность по текущим платежам четвертой очереди, сформировавшейся за период ДД.ММ.ГГГГ в размере, превышающим 115 миллионов рублей.
В судебном заседании государственный инспектор ФИО1 З.В. и старший государственный инспектор ФИО2 Л.Н. просили оставить настоящую жалобу без удовлетворения, поскольку обжалуемое постановление является законным. Просили обратить внимание, что Предприятие регулярно не вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду с 2018 года, данная плата является обязательным публично-правовым платежом за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и по ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Тяжелое финансовое положение предприятия, в котором оно оказалось в результате осуществления предпринимательской деятельности, само по себе не является обстоятельством, исключающим привлечения к административной ответственности. Также полагали, что оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку выявленное правонарушение в части не соблюдения экологического законодательства создает угрозу безопасности окружающей среде.
Выслушав представителей юридического лица, должностных лиц, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с правилами ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьёй проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, дело проверяется в полном объёме.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административно правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
На основании статьи 16 ФЗ № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата, относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В силу п. 1 ст. 16.1 ФЗ № 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на адрес хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Положениями статей 16.2, 16.3 ФЗ № 7-ФЗ определены порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (п.п.1, 2 ст. 16.4 ФЗ № 7-ФЗ).
Пунктом 8 ст. 16.4 ФЗ № 7-ФЗ установлено, что не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Из материалов дела следует, что МП Псковского района «Коммунальные услуги» эксплуатирует объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, которые относятся к II и III категории, согласно сведениям, содержащимся в федеральном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. На территории этих объектов имеются стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в водные объекты.
ДД.ММ.ГГГГ МП Псковского района «Коммунальные услуги» представило в Северо-Западное межрегиональное Управление Росприроднадзора декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ год № (корректирующая « № от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно декларации, сумма платы за негативное воздействие составила рублей. Авансовые квартальные платежи предприятием не вносились.
Поскольку в нарушение п.3 ст.16.4 ФЗ № 7-ФЗ МП Псковского района «Коммунальные услуги» не внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду исчисленную по итогам 2020 года до 01.03.2021г. обжалуемым постановлением предприятие привлечено к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ.
Обстоятельства совершения МП Псковского района «Коммунальные услуги» вмененного административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которым должностным лицом, вынесшим постановление, дана оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, оснований для несогласия с которой не усматривается.
Действия МП Псковского района «Коммунальные услуги» по ст.8.41 КоАП РФ квалифицированы верно, оснований для прекращения производства по делу на основании ст. 24.5 КоАП РФ, не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы представителей юридического лица о том, что предприятие не имело возможности выделить денежные средства на своевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год без нарушения установленного ст. 133, 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» порядка суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Определением Арбитражного суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ заявление Федеральной налоговой службы о признании несостоятельным (банкротом) МП Псковского района «Коммунальные услуги» принято к производству суда.
Определением Арбитражного суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МП Псковского района «Коммунальные услуги» введено внешнее управлением сроком на 18 месяцев.
Решением Арбитражного суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ МП Псковского района «Коммунальные услуги» признано несостоятельным (банкротом), в отношении предприятия открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев – до ДД.ММ.ГГГГ, конкурсным управляющим предприятия утверждена ФИО6
Решением Арбитражного суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ срок конкурсного производства в отношении МП Псковского района «Коммунальные услуги» продлен на 6 месяцев – до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ст. 5 Федерального закона РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – ФЗ № 127-ФЗ) в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 134 ФЗ № 127-ФЗ вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом. Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц; во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий; в третью очередь удовлетворяются требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности этих лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта; в четвертую очередь удовлетворяются требования по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам); в пятую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам. Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
Поскольку дело о несостоятельности (банкротстве) в отношении МП Псковского района «Коммунальные услуги» возбуждено Арбитражным судом Псковской области ДД.ММ.ГГГГ, плата за негативное воздействие на окружающую среду ДД.ММ.ГГГГ год относится к текущим платежам, так как образовалась после принятия судом заявления о признании предприятия несостоятельным (банкротом).
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
В обоснование доводов об отсутствии возможности произвести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год представителем юридического лица представлен реестр текущих платежей на ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что у МП Псковского района «Коммунальные услуги» на указанный период имелась непогашенная задолженность по платежам 1, 2 и 4 очереди.
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что доказательств того, что юридическим лицом предпринимались какие-либо действия, направленные на исполнение обязанности по внесению указанной платы, в материалы дела не представлены. Обращения конкурсного управляющего МП Псковского района «Коммунальные услуги» к собственнику предприятия (Администрации Псковского района), а также в иные органы власти Псковской области по иным вопросам хозяйственной действительности предприятия также не свидетельствуют об исполнении предприятием возложенной на него обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. С заявлениями о предоставлении отсрочки или рассрочки внесения данной платы предприятие в Росприроднадзор не обращалось.
При этом суд учитывает, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду нарушает не только процессы формирования и расходования соответствующих финансовых средств в области охраны окружающей природной среды, но и своевременное проведение плановых мероприятий, необходимых для ее защиты.
Суд считает, что назначенное предприятию административное наказание согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также особой значимости охраняемых отношений в области охраны окружающей среды и природопользования, назначено в пределах санкции ст. 8.41 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.2, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и степени тяжести совершенного административного правонарушения, фактических обстоятельств дела, при отсутствии смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Правонарушение, предусмотренное статьи 8.41 КоАП РФ, не может быть признано малозначительным исходя из обстоятельств дела, характера общественных отношений и степени его общественной опасности, о чем верно указано в обжалуемом постановлении.
Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении МП Псковского района «Коммунальные услуги» и влекущих отмену постановления в соответствии с п.3-5 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ не установлено.
Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления административного органа в отношении МП Псковского района «Коммунальные услуги» от ДД.ММ.ГГГГ № АД-51/10/2022 не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и городу Санкт-Петербургу Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО14. № № от ДД.ММ.ГГГГ, которым МП Псковского района «Коммунальные услуги» привлечено к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу представителя МП Псковского района «Коммунальные услуги» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Е.И. Хатулева