ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-72/2022 от 19.08.2022 Киренского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

г. Киренск 19 августа 2022 года

Судья Киренского районного суда Иркутской области Седых Д.А., рассмотрев дело об административном правонарушении № 12-72/2022 по жалобе законного представителя ФБУ «Администрация Ленского бассейна» Сахарова А.И. на постановление главного государственного инспектора Киренского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Федорова С.В. от 07.07.2021г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 2 ст. 8.48, ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФБУ «Администрация Ленского бассейна»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора Киренского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Федорова С.В. от 07.07.2021г. ФБУ «Администрация Ленского бассейна» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 2 ст. 8.48, ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 350 000 руб.

В жалобе законный представитель ФБУ «Администрация Ленского бассейна» Сахаров А.И. просил отменить постановление главного государственного инспектора Киренского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Федорова С.В. от 07.07.2021г., производство по делу прекратить.

В судебном заседании 29.07.2022г. защитники юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФБУ «Администрация Ленского бассейна», Баллыев А.С., Соколова Н.В. жалобу поддержали, просили ее удовлетворить. В судебное заседание 19.08.2022г. законный представитель, защитники ФБУ «Администрация Ленского бассейна» не явились, жалоба рассмотрена без их участия.

Изучив доводы жалобы и материалы дела об административных правонарушениях, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, законность привлечения ФБУ «Администрация Ленского бассейна» к административной ответственности, прихожу к следующим выводам.

Согласно обжалованному постановлению от 07.07.2021г. ФБУ «Администрация Ленского бассейна» признано виновным в осуществление деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, а также использование прибрежной защитной полосы водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, при следующих обстоятельствах.

08.10.2020г в 10 часов 20 минут р. Киренга, 1,5 км от устья реки, 4 ковш, затон Стояновича (заход в затон) во время проведения оперативного рейда был выявлен факт проведения дноуглубительных работ земснарядом «Ленский-238» на основании наряд-задания на производство дноуглубительных работ, выданного 22.09.2020г.

Работы проводились ФБУ «Администрация Ленского бассейна»» силами Киренского района водных путей и судоходства - филиал ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (КРВПиС), согласно сведений о выполнении наряд-задания земснаряд «Ленский - 238» дноуглубительные работы производил с 24.09.2020г по 11.10.2020г. Дата выявления административного правонарушения 08.10.2020г.

В соответствии ч. 1 ст. 50 федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013г № 380 утверждено «Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания». В соответствии со ст.61 федерального закона от 03.06.2006г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации», ст. 32 федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» проведение дноуглубительных работ осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственнойи иной деятельности.

Оценка воздействия дноуглубительных работ, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания ФБУ «Администрация Ленского бассейна» не проводилась, документов подтверждающих выполнение мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, запрошенных в ходе административного расследования, представлено не было, данный факт подтверждается ответом ФБУ «Администрация Ленского бассейна» от 08.12.2020г. № 08/36-6508.

Согласно экспертному заключению от 23.12.2020г. проведенные дноуглубительные работы являются негативными для кормовых организмов (зообентоса и зоопланктона), так как привели к их массовой гибели. Общий ущерб рыбным запасам при дноуглубительных работах составил 838 087,37 руб.

ФБУ «Администрация Ленского бассейна» осуществляло дноуглубительные работы, оказывающие неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, не соблюдая требования к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

Кроме того, 08.10.2020г. в 10 часов 20 минут р. Киренга, 1,5 км от устья реки, 4 ковш, затон Стояновича (заход в затон) во время проведения оперативного рейда был выявлен факт проведения дноуглубительных работ земснарядом «Ленский -238» и размещение донного грунта плавкраном ДК-5 в водоохранной зоне на прибрежной защитной полосе р. Киренга рыбохозяйственного водоёма высшей категории, район бывшей лодочной станции, на расстоянии 235 м. на юг от жилого дома, расположенного по адресу г. Киренск Иркутской области, квартал Водников, 37, географические координаты N 57°45.902", Е 108°05.185".

Работы проводились ФБУ «Администрация Ленского бассейна» силами Киренского района водных путей и судоходства - филиал ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (КРВПиС). Согласно сведений о выполнении наряд—задания земснаряд «Ленский - 238» дноуглубительные работы производил с 24.09.2020г по 11.10.2020г., плавкран ДК-5 работал с 26.09.2020г по 19.10.2020г., часть извлеченного донного грунта, складировалась плавкраном ДК-5 на левом берегу р. Киренга и возле левого берега реки Киренга с целью укрепления береговой полосы, ранее искусственно-созданного острова в протоке Полой. В ответе от 23.11.2020г. № 1225 КРВПиС еще раз утверждает, что осуществлял работы по берегоукреплению реки Киренга с помощью извлеченного в процессе дноуглубительных работ донного грунта. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Дата выявления административного правонарушения 08.10.2020г.

Берегоукрепительное сооружение является гидротехническим сооружением, строительство которого производится согласно установленных СНиП. Пункт 1 статьи 42 Водного Кодекса РФ устанавливает, что при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В соответствии части 1 статьи 50 федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, части 2 статьи 50 федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По информации Ангаро-Байкальского ТУ Росрыболовства от 27.10.2020г. № ВН-524 заключений о согласовании осуществления деятельности на реке Киренга для ФБУ «Администрация Ленского бассейна» не выдавались. Запрашиваемое в ходе административного расследования согласование осуществления работы по берегоукреплению реки Киренга с помощью извлеченного в процессе дноуглубительных работ донного грунта с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства - с Ангаро-Байкальским ТУ Росрыболовства ФБУ «Администрация Ленского бассейна» не представило, ответом от 08.12.2020г. № 08/36-6508 подтвердило факт отсутствия согласования осуществления берегоукрепительных работ на р. Киренга.

В результате хозяйственной деятельности в водоохранной зоне р. Киренга возникли механические трансформации рельефа, почвенного покрова и нарушение растительного покрова, что повлекло за собой изменение режима поверхностного стока. Проведенные работы непосредственно в русле р. Киренга привели к загрязнению водного объекта минеральными взвесями, к нарушению условий существования для всех обитающих гидробионтов.

Согласно экспертному заключению от 23.12.2020г. в месте проведения дноуглубительных работ, а также в зоне повышенной мутности привели к массовой гибели кормовых организмов (зообентоса и зоопланктона). Общий ущерб рыбным запасам при дноуглубительных работах составил 838 087,37 рублей.

ФБУ «Администрация Ленского бассейна» осуществляло работы по берегоукреплению реки Киренга с помощью извлеченного в процессе дноуглубительных работ донного грунта, оказывающие неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, не соблюдая требования к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Действия ФБУ «Администрация Ленского бассейна» квалифицированы по ч.ч. 1, 2 статьи 8.48, частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, законность привлечения ФБУ «Администрация Ленского бассейна» к административной ответственности считаю, что обжалованное постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием составов административных правонарушений.

Так, согласно ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с требованиями ст. 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Административная ответственность за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, предусмотрена частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 2 указанной нормы предусмотрена административная ответственность за территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, установлена административная ответственность по части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основанием для привлечения ФБУ «Администрация Ленского бассейна» к административной ответственности послужило проведение в октябре 2020г. дноуглубительных работ на реке Киренга в районе захода в затон Стояновича, а также размещение донного грунта на прибрежной полосе р. Киренга в районе искусственно-созданного острова в протоке Полой.

Вместе с тем, ФБУ «Администрация Ленского бассейна» согласно Уставу, положениям Кодекса внутреннего водного транспорта РФ является организацией, осуществляющей в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей и иные функции.

Частью 3 ст. 8 КВВТ РФ предусмотрено, что работы по содержанию внутренних водных путей осуществляются без специальных разрешений и согласования.

Таким образом, для проведения на реке Киренга в районе захода в затон Стояновича дноуглубительных работ, которые согласно ст. 3 КВВТ РФ являются одним из видов работ, проводимых на внутренних водных путях для содержания судовых ходов, ФБУ «Администрация Ленского бассейна» не требовалось получение специальных разрешений и согласований.

Выводы должностного лица административного органа о наличии в действиях юридического лица административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 2 ст. 8.48 КоАП РФ, сделаны без учета специальных норм права, предусмотренных КВВТ РФ, поэтому являются неверными.

Вменение ФБУ «Администрация Ленского бассейна» нарушений при размещении донного грунта произведено также без учета специальных норм права, регулирующих возникшие правоотношения.

Согласно ст. 10 КВВТ РФ использование поверхностных водных объектов, их береговой полосы, а также земель и земельных участков в целях судоходства осуществляется в соответствии с водным и земельным законодательствами Российской Федерации и настоящим Кодексом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020г. № 1542 утверждены Правила использования донного грунта, извлеченного при создании и содержании внутренних водных путей Российской Федерации, а также при строительстве, реконструкции, эксплуатации инфраструктуры внутренних водных путей и гидротехнических сооружений.

Согласно п.п. 2, 3 указанных Правил донный грунт использует администрация соответствующего бассейна внутренних водных путей или заказчик указанных работ.

Донный грунт используется администрациями:

а) при проведении путевых работ;

г) при проведении работ в соответствии со статьями 8, 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Пунктом 4 Правил использования донного грунта предусмотрено, что донный грунт перемещается и (или) укладывается:

а) за кромкой судового хода в пределах внутренних водных путей, в том числе в пониженных участках рельефа дна, а также в местах берегообрушения и размыва берегов;

б) на участках судового хода с глубинами, превышающими гарантированные габариты судового хода;

в) на земельном участке или его части, находящемся за пределами прибрежной защитной полосы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ФБУ «Администрация Ленского бассейна» проведены дноуглубительные работы на реке Киренга в районе захода в затон Стояновича. Полученный при этом донный грунт размещен в районе искусственно-созданного острова в протоке Полой за кромкой судового хода в пределах внутренних водных путей, в том числе в пониженных участках рельефа дна, а также в местах берегообрушения и размыва берегов, что соответствует положениям, предусмотренным ст. 10 КВВТ РФ, п. 4 Правил использования донного грунта, извлеченного при создании и содержании внутренних водных путей Российской Федерации, а также при строительстве, реконструкции, эксплуатации инфраструктуры внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020г. № 1542.

Доводы должностного лица административного органа о том, что ФБУ «Администрация Ленского бассейна» осуществлено размещение донного грунта на прибрежной полосе р. Киренга с нарушением требований нормативно-правовых актов, считаю несостоятельными, поскольку допустимых и достаточных доказательств того, что донный грунт размещен на прибрежной полосе, а не в пределах внутренних водных путей - искусственно-созданного острова в протоке Полой, а также не в местах берегообрушения и размыва берегов, в материалах дела не имеется.

Осмотр территорий в порядке, предусмотренном ст. 27.8 КоАП РФ, с необходимыми замерами не проводился. Приобщенные к делу фотографии получены не в результате какого-либо процессуального действия, предусмотренного нормами КоАП РФ. Кроме того, сами по себе данные фотографии не позволяют сделать какие-либо выводы относительно конкретного места размещения грунта. Иных доказательств того, что донный грунт ФБУ «Администрация Ленского бассейна» размещен с нарушением требований нормативно-правовых актов, в материалах дела не имеется.

В силу положений, предусмотренных ст. 1.5. КоАП РФ следует согласиться с доводами законного представителя и защитников юридического лица, привлеченного к административной ответственности, о том, что извлеченный при проведении дноуглубительных работ донный грунт размещен в местах берегообрушения и размыва берегов, то есть без нарушений требований действующего законодательства.

Таким образом, при рассмотрении жалобы установлено, что ФБУ «Администрация Ленского бассейна» в силу прямого указания специального закона не требовалось получение разрешений и согласований на проведение дноуглубительных работ. Извлеченный при этом донный грунт размещен без нарушения предусмотренных правил размещения донного грунта. Вменение ФБУ «Администрация Ленского бассейна» нарушений при осуществлении уставной деятельности произведено без учета специальных норм права, регулирующих возникшие правоотношения.

Учитывая изложенное, постановление главного государственного инспектора Киренского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Федорова С.В. от 07.07.2021г. подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ФБУ «Администрация Ленского бассейна» составов административных правонарушений.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора Киренского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Федорова С.В. от 07.07.2021г. по ч.ч. 1, 2 ст. 8.48, ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФБУ «Администрация Ленского бассейна» отменить, производство по делу – прекратить в связи с отсутствием в действиях ФБУ «Администрация Ленского бассейна» составов административных правонарушений.

Жалобу ФБУ «Администрация Ленского бассейна» удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном гл. 30 КоАП РФ.

Судья