ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-72/21 от 10.02.2021 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

12-72/21

УИД03 RS0...-31

РЕШЕНИЕ

10 февраля 2021 года ..., РБ

Судья Советского районного суда ... Республики Башкортостан, Шакирьянова А.Г.

С участием представителя ООО «Башнефть - Розница» Шариповой Э.А. (действующей по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Башнефть-Розница» на постановление ...и от < дата >, вынесенное старшим государственным инспектором ... в области охраны окружающей среды Д.Ю. Шиловым о привлечении общества к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора ... в области охраны окружающей среды Д.Ю. Шилова...и от < дата > ООО «Башнефть-Розница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением ООО «Башнефть-Розница» обратилось в суд с жалобой, в которой просят отменить постановление, производство по делу прекратить, мотивировав жалобу тем, что заявитель < дата > направил отчет об организации и результатах производственного экологического контроля за 2019 за исх.... в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования ..., что подтверждается почтовой квитанцией от < дата > об отправлении заказной бандеролью.

В судебном заседании защитник ООО «Башнефть-Розница» Шарипова Э.А. поддержала доводы жалобы в полном объеме, по изложенным в ней доводам, просила обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия в действиях общества состава административного правонарушения.

Старший государственный инспектор ... в области охраны окружающей среды Шилов Д.Ю. на судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представителем по доверенности заинтересованного лица направлены возражения на жалобу, в котором просят постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от < дата > № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» сведения о прохождении дел в суде (назначено к слушаю с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, с учетом особенностей соответствующего судопроизводства) находятся в открытом доступе в сети Интернет.

Считаю возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц по делу.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы с дополнениями, выслушав защитника общества, исследовав возражение должностного лица административного органа, прихожу к следующему.

Статьей 8.5 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 названного Кодекса.

В соответствии с ч. 2, 4 ст. 67 Федерального закона от < дата > N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ч. 7 ст. 67 Федерального закона N 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от < дата > N 74 утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля согласно Приложению 1 (далее - Требования) и порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля согласно Приложению 2 (далее - Порядок).

Пунктом 1 Требований установлено, что программа производственного экологического контроля (далее - Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

Как следует из п.1,2 Порядка, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.

В силу п. 3 Порядка отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган, указанный в пункте 2 названного Порядка, или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Основанием для привлечения ООО «Башнефть-Розница» к административной ответственности на основании названной выше нормы послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что обществом, эксплуатирующим объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду III категории, не представлен в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования ... отчет о результатах осуществления производственного экологического контроля на объект, оказывающий негативное воздействие за 2019, в срок, установленный п. 1 Порядка, а именно до < дата >.

Данный отчет о результатах осуществления производственного экологического контроля на объект, оказывающий негативное воздействие отправлен почтой ООО «Башнефть-Розница» в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования ...< дата >.

Вместе с тем, состоявшиеся по делу акты нельзя признать законными, поскольку вышеприведенными нормами не установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах I, II и III категорий обеспечивать фактическое поступление в административный орган отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля ежегодно до 25.03. соответствующего календарного года, равно как в них не определен возможный порядок осуществления этого.

В письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от < дата > №МК-02-02-32/34869 «О предоставлении информации» установлено, что в случае направления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении датой представления отчета является дата почтового отправления.

Также следует принять во внимание, что в силу ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Статья 194 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует порядок совершения действий в последний день срока. В силу п. 2 названной статьи письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

Аналогичные положения содержатся в других процессуальных и иных кодексах, в том числе, в КоАП РФ, согласно ч. 4 ст. 4.8 которого если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

При этом если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Иного порядка исчисления сроков Федеральный закон N 7-ФЗ не содержит.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Как следует из материалов дела, ООО «Башнефть-Розница» < дата > направило Отчет об организации и результатах производственного экологического контроля за 2019 за исх.... в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования ..., что подтверждается почтовой квитанции от < дата > об отправлении заказной бандеролью, данный факт не оспаривается и Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования ...

При таких обстоятельствах, постановление старшего государственного инспектора ... в области охраны окружающей среды Шилова Д.Ю....и от < дата >, вынесенное в отношении ООО «Башнефть-Розница» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, подлежит отмене.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, урегулировано статьей 29.13 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 указанной статьи судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Нормы главы 30 КоАП РФ не предусматривают порядка отдельного обжалования представления по делу об административном правонарушении, неразрывно связанного с конкретным делом об административном правонарушении, и оно не может быть предметом самостоятельного обжалования.

Таким образом, предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением в порядке, предусмотренном главой 30 названного Кодекса.

Оспариваемое представление от < дата > выдано в рамках производства по делу об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, представление старшего государственного инспектора ... в области охраны окружающей среды Д.Ю. Шилова от < дата >, вынесенное в отношении ООО «Башнефть-Розница» является незаконным.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.6-30.8, 24.5 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление старшего государственного инспектора ... в области охраны окружающей среды Шилова Д.Ю....и от < дата > по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ в отношении ООО «Башнефть-Розница» - отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представление старшего государственного инспектора ... в области охраны окружающей среды Шилова Д.Ю. от < дата >, вынесенное в отношении ООО «Башнефть-Розница» - отменить.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10-ти суток со дня его вручения через Советский районный суд ... Республики Башкортостан.

Судья А.Г. Шакирьянова