К материалу №12-72/22
Р Е Ш Е Н И Е
г.к.Анапа 08 августа 2022 г.
Анапский районный суд Краснодарского края в составе судьи Долина И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» Ч.О.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по делу об административном правонарушении от 30.05.2022 года по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Представитель заповедника в жалобе просит изменить, снизив размер назначенного штрафа до 25 000 рублей, поскольку административного правонарушения как такового не совершено, все требования закона исполняются, вменяемые нарушения носят формальный характер.
В судебное заседание стороны не явились, просили о рассмотрении в их отсутствие, административным органом представлены возражения на жалобу, согласно которых просят обжалуемое постановление оставить без изменения.
Проверив доводы жалобы по материалам истребованного дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлен перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, к числу которых относится наличие события административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статьей 53 «Лесного кодекса Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ определено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Согласно ст. ч. 2, 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 53.1 ч. 1, 2 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: 1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; 2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; 3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; 4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; 5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; 6) проведение работ по гидромелиорации; 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; 9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года № 417 утверждены «Правила пожарной безопасности в лесах», которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (далее Правила).
Согласно п.З. Правил меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
В оспариваемом постановлении указаны конкретные нормы требований пожарной безопасности и противопожарного обустройства.
Из содержания материалов дела об административном правонарушении, следует, что меры по охране лесов от пожаров и их нормативы определены Лесохозяйственным регламентом лесничества «Государственный природный заповедник «Утриш» утвержденным Директором Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России 30.04.2013 года.
В соответствии с Лесохозяйственным регламентом (Таблица 14.5) предусматривается в рамках мероприятий по охране лесов от пожаров строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря - 3 шт., 2 в Анапском участковом лесничестве, 1 в Абрауском участковом лесничестве.
Статьей 53 Лесного кодекса РФ, возлагается на ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» обязанность по предупреждению лесных пожаров; статьей 53.1 Лесного Кодекса РФ - обязанность по строительству, реконструкции и эксплуатации пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, устройству пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года № 417 об утверждении «Правила пожарной безопасности в лесах», возлагается обязанность по предупреждению лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
Согласно ч. 2 ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Статьей 88 Лесного кодекса РФ возложена на лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ, публичного сервитута, составлять проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи. Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Муниципальная экспертиза проекта освоения лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления. Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение не более чем тридцать дней со дня его поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Государственная или муниципальная экспертиза изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования, проводится в течение не более чем десять рабочих дней со дня их поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Вышеуказанные положения действующего законодательства не освобождают ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» от несения обязанностей по соблюдению требований Лесного кодекса РФ.
Доводы жалобы заповедника относительно формального характера вменяемых нарушений суд находит неубедительными.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом.
В соответствии со статьей 23.24 КоАП РФ органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов уполномочены, в том числе, руководители территориального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители.
Постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным на то должностным лицом.
Таким образом, ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
Действия ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.
Постановление о привлечении ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 ч. 1 КоАП РФ вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» согласно санкции ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Вместе с тем, назначенное наказание нельзя признать обоснованным, поскольку при назначении наказания должностным лицом было также учтено, что ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» был ранее привлечен к административной ответственности 17.11.2021 года, тогда как указанное постановление было обжаловано стороной, и на момент принятия обжалуемого в настоящее время постановления, оно не вступило в законную силу, в связи с чем оно было необоснованно учтено должностным лицом при назначении наказания.
Таким образом, назначенное наказание подлежит снижению в пределах санкции статьи до 100 000 рублей.
Оснований для снижения штрафа по доводам жалобы до 25 000 рублей не имеется, суду не представлено.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; 3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; 4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
При таких обстоятельствах, постановление подлежит изменению в указанной части.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.5-30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление по делу об административном правонарушении от 30.05.2022 года по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ в отношении ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» изменить, снизить размер назначенного штрафа до 100 000 рублей, в остальном постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Анапский районный суд Краснодарского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья
Анапского районного суда