12-731/2018
РЕШЕНИЕ
14 мая 2018 года г. Казань
Судья Советского районного суда г. Казани Кашапов Р.С.,
при секретаре Юсуповой А.Н.,
рассмотрев жалобу директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>» Советского района г. Казани на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей судебного участка № 3 по Советскому судебному району г. Казани, от 30 января 2018 года в отношении:
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения (далее - МБОУ) «<данные изъяты>» Советского района г. Казани, имеющего юридический адрес: <адрес изъят>, ИНН <номер изъят>,
- признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
МБОУ «<данные изъяты>» Советского района г. Казани признано виновным в том, что 19 декабря 2017 года, не выполнило в установленный срок законное предписание государственного надзора в сфере образования департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан от 18 августа 2017 года № <номер изъят> об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, а именно: не представлены документы, подтверждающие право собственности МБОУ «<данные изъяты>» Советского района г. Казани на недвижимое имущество (здания, земельный участок) в части указания значения площади здания школы в документе, подтверждающем государственную регистрацию права, в соответствии с фактическим значением площади согласно документу-основанию для выдачи документа о государственной регистрации права - дополнительному соглашению к договору оперативного управления от 17 декабря 2007 года № 1/341 от 20 февраля 2012 года, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях - невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Директор МБОУ «<данные изъяты>» Советского района г. Казани нли в обосновании жалобы указал, что с постановлением не согласен, так как вина общеобразовательного учреждения не доказана, рассмотрение дела состоялось без участия представителя привлекаемого юридического лица, извещения о дате и времени рассмотрения дела не было, на момент рассмотрения дела все нарушения были устранены, документы были представлены, предписание снято самим департаментом, поэтому просит постановление мирового судьи отменить, дело производством прекратить.
Руководитель МБОУ «<данные изъяты>» Советского района г. Казани» в судебном заседании жалобу поддержал.
Представитель департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан в судебное заседание не явился, извещен.
В силу ст. 93 Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования (далее - органы по контролю и надзору в сфере образования).
Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам предусмотренных частью 9 настоящей статьи мер.
Под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - органы и организации), требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Основаниями для проведения внеплановых проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования наряду с основаниями, предусмотренными Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются:
выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;
выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании, в том числе требований федеральных государственных образовательных стандартов, на основе данных мониторинга в системе образования, предусмотренного статьей 97 настоящего Федерального закона.
В случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.
В случае неисполнения указанного в части 6 настоящей статьи предписания (в том числе если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца.
До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. В течение тридцати дней после получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации. Прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания, или со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 настоящей статьи предписания и в случае неустранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии. Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается до дня вступления в законную силу решения суда. В случае вынесения судом решения о привлечении органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, должностных лиц этих органов к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 настоящей статьи предписания и в случае неустранения этими органами нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования направляет в вышестоящий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предложение о рассмотрении вопроса об отстранении от должности руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или руководителя органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.
В случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. До истечения срока устранения выявленного несоответствия орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов. В течение тридцати дней после получения уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия. Действие государственной аккредитации возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия. В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.
Требования к осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 (в редакции от 19 декабря 2013 года) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.
Судом были исследованы следующие доказательства: протокол об административном правонарушении от 19 декабря 2017 года составленный в отношении МБОУ «<данные изъяты>» Советского района г. Казани, которым установлен факт невыполнения в установленный срок предписания органа государственного надзора в сфере образования департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан от 8 декабря 2017 года № <номер изъят> об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования; акт проверки органом государственного контроля (надзора) в сфере образования МБОУ «<данные изъяты>» Советского района г. Казани от 18 августа 2017 года, в результате которого было выявлено невыполнение в установленный срок законного предписания № <номер изъят> от 12 мая 2017 года должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства; предписание об устранении нарушений законодательства в сфере образования в Республике Татарстан от 18 августа 2017 года, выданное МБОУ «<данные изъяты>» Советского района г. Казани, сроком исполнения до 17 ноября 2017 года; акт проверки органом государственного контроля (надзора) в сфере образования МБОУ «<данные изъяты>» Советского района г. Казани от 8 декабря 2017 года, в результате которого было выявлено невыполнение в установленный срок законного предписания № <номер изъят> от 18 августа 2017 года должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства; предписание об устранении нарушений законодательства в сфере образования в Республике Татарстан от 8 декабря 2017 года, выданное МБОУ «<данные изъяты>» Советского района г. Казани, сроком исполнения до 6 марта 2018 года; лицензия на осуществление образовательной деятельности от 27 октября 2016 года предоставленная МБОУ «<данные изъяты>» Советского района г. Казани; свидетельство о государственной аккредитации от 19 декабря 2016 года выданное МБОУ «<данные изъяты>» Советского района г. Казани; устав МБОУ «<данные изъяты>» Советского района г. Казани; свидетельства о постановке юридического лица привлеченного к административной ответственности в налоговом органе и внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц; распоряжение заместителя руководителя Исполкома г. Казани от 25 мая 2011 года о назначении нли директором МБОУ «<данные изъяты>» Советского района г. Казани; объяснение директора МБОУ «<данные изъяты>» Советского района г. Казани нли, где он поясняет, что все необходимые документы переданы в КЗИО для проведения регистрации, после выдачи КЗИО зарегистрированных документов в Росреестре, все документы будут предоставлены; судебное извещение.
В ходе рассмотрения настоящей жалобы сведений о какой либо заинтересованности должностных лиц в исходе настоящего дела или допущенных злоупотреблениях по делу не установлено, оснований ставить под сомнение достоверность фактических данных, указанных должностными лицами в составленных ими процессуальных документах, не имеется.
Мировой судья обоснованно пришел к выводу о доказанности вины МБОУ «<данные изъяты>» Советского района г. Казани в совершении указанного административного правонарушения. При назначении наказания суд в полной мере учел: характер административного правонарушения, совершенного против порядка управления; отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность; финансовое положение юридического лица. При сборе доказательств нарушений административного законодательства допущено не было.
Доводы руководителя МБОУ «<данные изъяты>» Советского района г. Казани о том, что вина общеобразовательного учреждения не доказана, рассмотрение дела состоялось без участия представителя привлекаемого юридического лица, извещения о дате и времени рассмотрения дела не было, на момент рассмотрения дела все нарушения были устранены, документы были представлены, не состоятельны, так как опровергаются исследованными судом доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении составленным в отношении МБОУ «<данные изъяты>» Советского района г. Казани, актами проверки устранения выявленных недостатков, предписаниями от 18 августа и 8 декабря 2017 года устранения нарушений указанных в протоколе об административном правонарушении и другими материалами дела, не доверять которым оснований не имеется. Все это свидетельствует о том, что администрация юридического лица осознавала, что не выполнила в установленный срок предписание органа государственного надзора в сфере образования департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан от 18 августа 2017 года об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, предвидела их вредные последствия и сознательно допускала их наступление. Суд считает, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Позицию руководителя МБОУ «<данные изъяты>» Советского района г. Казани по данному делу суд объясняет желанием избежать административную ответственность.
Исходя из вышеуказанных доказательств, суд признает постановление мирового судьи законным, обоснованным и справедливым, а доводы, изложенные в жалобе несостоятельными. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей судебного участка № 3 по Советскому судебному району г. Казани, от 30 января 2018 года в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>» Советского района г. Казани, признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей, оставить без изменения, а жалобу директора МБОУ «<данные изъяты>» Советского района г. Казани» - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, подлежит обжалованию в Верховный Суд Республики Татарстан в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 - 30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья подпись Р.С. Кашапов