Судья Захарова Е.В. дело №7/2-162/2023
Дело №12-731/2023
РЕШЕНИЕ
город Якутск 12 сентября 2023
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Федорова Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя привлекаемого лица Бердюгиной А.А.
на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - министра образования и науки Республики Саха (Якутия) ФИО1,
установила:
7 марта 2023 года заместителем прокурора Республики Саха (Якутия) вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - министра образования и науки Республики Саха (Якутия) ФИО1
19 июня 2023 года постановлением заместителя руководителя Управления федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) Б.№ ... министр образования и науки Республики Саха (Якутия) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Министр образования и науки Республики Саха (Якутия) ФИО1, не согласившись с указанным постановлением, обратилась в суд с жалобой, просила данное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы указала, что министр образования и науки Республики Саха (Якутия) не является должностным лицом финансового органа, главным распорядителем или получателем средств бюджета, в связи с чем не является субъектом правонарушения, установленного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применение ответственности по данной статье в отношении министра образования и науки Республики Саха (Якутия) ФИО1 незаконно.
Полагает, что главным распорядителем бюджетных средств является Министерство строительства Республики Саха (Якутия).
Согласно подпункту 76 пункта 3.1 Положения о Министерстве строительства Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) № ... от 13 января 2022 года, Министерство строительства Республики Саха (Якутия) осуществляет координацию в сфере капитального строительства (реконструкции) социальных объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия) и комплексного капитального ремонта социальных объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия). Государственным заказчиком является государственное казенное учреждение «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)», так как государственный контракт на строительство объекта «Школа на 450 учащихся в с. .................... улуса» заключен с государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)», подведомственным учреждением Министерства строительства Республики Саха (Якутия). Факт представления отчетности Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) согласно условиям соглашения от 24 декабря 2021 года № ... не оспаривается.
Согласно отчету о достижении значений результатов использования субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения, подписанного министром образования и науки Республики Саха (Якутия) ФИО1 на 01 января 2023 года, федеральные средства по соглашению между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2021 года № ..., освоены в полном объеме, и тем самым отклонений от планового значения по созданию новых мест в общеобразовательных организациях не допущено. Считает, что административным органом вопреки нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях субъект административного правонарушения установлен на основании возложенной по соглашению от 24 декабря 2021 года № ... обязанности по представлению отчетности в Министерство просвещения Российской Федерации.
Представление недостоверного отчета о достижении значений результатов использования субсидии по состоянию на 01 января 2023 года не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полагает, что вина министра образования и науки Республики Саха (Якутия) ФИО1 отсутствует и не доказана. Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) не является стороной соглашения № ..., заключенного 24 декабря 2021 года между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия).
Возложение на министра образования и науки Республики Саха (Якутия) ФИО1 публично-правовой ответственности за результаты реализации мероприятий, исполнение которых не зависело от действий министерства, и по которым ответственными исполнителями назначены иные органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), незаконно.
В силу вышеизложенного заявитель полагает, что Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) не является ответственным органом, на которое возлагаются функции по исполнению названного соглашения от 24 декабря 2021 года № ....
14 июля 2023 года решением Якутского городского суда РС(Я) постановление заместителя руководителя Управления федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) Б.№ ... от 19 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра образования и науки Республики Саха (Якутия) ФИО1 оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением суда, представитель привлекаемого лица Бердюгина А.А. подала жалобу в Верховный Суд РС(Я), просит отменить решение суда и постановление об административном правонарушении, производство по делу прекратить, приводя доводы его незаконности.
На данную жалобу поступили письменные возражения от прокурора Трофимовой В.В., в которых она просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании защитник привлекаемого лица Бердюгина А.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила отменить решение и прекратить производство по делу, так как министр образования и науки Республики Саха (Якутия) ФИО1 является ненадлежащим субъектом по делу.
Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) ФИО2 в судебном заседании с доводами, изложенными в жалобе на решение суда, не согласилась, просила суд оставить обжалуемое решение без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Пояснив, что в отчете во исполнение соглашения от 24 декабря 2021 года № ... имеется подпись министра ФИО1, поэтому субъект правонарушения определен верно.
Вина ФИО1 доказана, так как именно министр управляет и координирует всю деятельность подконтрольного ему министерства. Факт представления отчетности не оспаривался.
Прокурор Местникова Л.Н. с доводами жалобы не согласилась, пояснила, что отчеты во исполнения Соглашения от 24.12.2021 (о расходах, о показателях результативности в целях софинансирования которых предоставлена субсидия), по состоянию на 01.01.2023 были подписаны лично министром образования и науки PC (Я) ФИО1, что подтверждается ее электронной подписью.
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 15.12.2021 № ... ФИО1 назначена министром образования и науки Республики Саха (Якутия).
Согласно п. 6.1 Положения министр несет ответственность, в том числе за эффективное и целевое использование выделенных бюджетных средств; реализацию федеральных и республиканских законодательных актов, правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Главы Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия) в области образования и науки; надлежащее выполнение возложенных на Министерство задач, полномочий и функций.
В соответствии с пунктом 17 распределения должностных обязанностей между руководством Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия), утвержденного приказом министра образования 15.12.2022 № ..., министр образования и науки республики ФИО1 обеспечивает осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), администрируемых министерством.
Распоряжением Правительства Республики Саха (Я) от 21.10.2022 № 1007-р «Об ответственных должностных лицах за реализацию региональных проектов в Республике Саха (Якутия)» министр образования ФИО1 является ответственным лицом за реализацию национального проекта «Образование».
По итогам 2022 года дана принципиальная оценка ненадлежащей организации деятельности уполномоченных органов государственной власти в ходе реализации мероприятий национальных проектов.
Должным образом не исполнены мероприятия национального проекта «Образование», выразившиеся в не завершении строительно-монтажных работ на объекте «Школа на 450 учащихся в с. .................... улуса», перенос срока ввода которого в эксплуатацию с Министерством просвещения Российской Федерации не согласовывался.
Кроме того, 27.01.2023 Главе Республики Саха (Якутия) внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, к дисциплинарной ответственности привлечены 19 лиц, в том числе приказом Главы республики от 17.04.2023 № ... за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в ослаблении контроля и координации работы по реализации национального проекта «Образование» (региональный проект «Современная школа»), по факту незавершенного строительства объекта «Школа на 450 учащихся в с. .................... улуса», недостижение результата по показателю «Создано новых мест в общеобразовательных организациях» в 2022 году министру образования и науки Республики Саха (Якутия) ФИО1 объявлено замечание.
Просила решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 июля 2023 года оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Прокурор Трофимова В.В. доводы возражения поддержала в полнеом объеме, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
В судебное заседание ФИО1, извещённая судом о месте и времени рассмотрения дела в соответствии с частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ, не явилась, в связи с чем, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без участия привлекаемого лица.
Проверив на основании части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объёме, суд приходит к следующему.
Частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 настоящего Кодекса, которая влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Республики Саха (Якутия) проведена проверка по факту нарушения бюджетного законодательства в ходе реализации национального проекта «Образование». По результатам проверки, 07 марта 2023 года заместителем прокурора Республики Саха (Якутия) ********Т. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - министра образования и науки Республики Саха (Якутия) ФИО1
Правонарушение выразилось в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: ФИО1, являясь должностным лицом, уполномоченным на совершение организационно-распорядительных функций, не обеспечила исполнение Министерством условий предоставления межбюджетных трансфертов, выделенных из федерального бюджета соглашением от 24 декабря 2021 года № ..., заключенного между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия).
24 декабря 2021 года между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Саха (Якутия) на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию создания в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской федерации «Развитие образования» № .... Данным соглашением из федерального бюджета в 2022-2024 годах бюджету Республики Саха (Якутия) были предоставлены субсидии на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию создания новых мест в общеобразовательных организациях.
Пунктом 3.1 соглашения от 24 декабря 2021 года № ... определено, что субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на финансовый год.
В соответствии с пунктом 3.2 соглашения от 24 декабря 2021 года № ... одним из условием предоставления субсидии является наличие правового акта Республики Саха (Якутия) об утверждении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации перечня мероприятий (объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.
Государственной программой Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия)», утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 года № ..., в 2022 году предусматриваются мероприятия по созданию новых мест в общеобразовательных организациях – 450 мест в селе .......... Усть-Алданского улуса.
В целях реализации государственных программ между государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» и обществом с ограниченной ответственностью «********» заключен государственный контракт от 20 апреля 2021 года № ... на выполнение строительно-монтажных работ на объекте «Школа на 450 учащихся в селе .................... района», срок окончания выполнения работ установлен до 20 декабря 2022 года с приемкой выполненных работ по акту приемки (пункт 5.2 контракта).
Пунктом 6.1.1 соглашения от 24 декабря 2021 года № ... установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) указанного соглашения и представлению отчетности, является Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия).
Пунктом 4.3.5 соглашения от 24 декабря 2021 года № ... следует, что субъект обязуется обеспечивать представление в Министерство в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчеты о (об): расходах бюджета Республики Саха (Якутия), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по форме согласно приложению №3 к настоящему соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом; достижении значений результатов использования субсидии по форме согласно приложению №4 к настоящему соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью ежегодные отчеты – не позднее 20 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом, ежегодные уточненные отчеты – не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным годом.
Согласно отчету министра образования и науки Республики Саха (Якутия) ФИО1 на 01 января 2023 года в 2022 году отклонений от планового значения по созданию новых мест в общеобразовательных организациях не допущено.
Между тем строительно-монтажные работы на объекте «Школа на 450 учащихся в селе .................... района» по государственному контракту от 20 апреля 2021 года № ... в установленный срок 20 декабря 2022 года не завершены, объект в эксплуатацию не введен, средства республиканского бюджета в размере .......... рублей не освоены, дополнительное соглашение к контракту о внесении изменений в график выполнения строительно-монтажных работ не заключалось, перенос срока ввода объекта в эксплуатацию с Министерством просвещения Российской Федерации не согласовывался.
При таких обстоятельствах отчет о достижении значений результатов на 01 января 2023 год, подписанный министром образования и науки Республики Саха (Якутия) ФИО1 от 03 февраля 2023 года содержит недостоверные сведения и направлен по истечении установленного соглашением срока.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленной названной нормой.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, в частности: протоколом об административном правонарушении; постановлением по делу об административном правонарушении; приказом о распределении должностных обязанностей между руководством Министерства образования и науки РС (Я); соглашением между Министерством просвещения РФ и Правительством РС (Я) о предоставлении субсидии из федерального бюджета от 24.12.2021; отчетом Министерства образования и науки РС (Я) о расходах от 01.01.2023; отчетом Министерства образования и науки РС (Я) о достижении значений результатов использования субсидии от 01.01.2023 и другими доказательствами.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со статьёй 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 15.12.2021 № ... ФИО1 назначена министром образования и науки Республики Саха (Якутия).
Постановлением Правительства РС (Я) от 31.05.2022 № ... «Об утверждении положений о Министерстве образования и науки РС (Я) и его коллегии» утверждено положение о Министерстве образования и науки РС (Я) и его коллегии (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 5.1 Положения Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Саха (Якутия).
Согласно п. 5.3.1 Положения министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление своих функций.
Согласно п. 6.1 Положения, Министерство в лице министра несет ответственность за эффективное и целевое использование выделенных бюджетных средств; реализацию федеральных и республиканских законодательных актов, правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Главы Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия) в области образования и науки; достоверность информации, предоставляемой Главе Республики Саха (Якутия), в Правительство Республики Саха (Якутия), Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), федеральные и республиканские органы государственной власти; достоверность и своевременное представление установленной отчетности; соблюдение установленных правил работы с документами.
Отчеты о расходах, отчет о показателях результативности в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, по состоянию на 01.01.2023 подписаны Министром, что подтверждается электронной подписью ФИО1
Таким образом, должностным лицом – ФИО1, министром образования и науки РС (Я), не соблюдены требования, установленные абзацем 2 пункта 1 статьи 130, пунктом 3 статьи 132, пункта 4.3.5 Соглашения, пункта 45 Правил, что привело к нарушению условий расходования межбюджетных трансфертов.
Материалы дела позволили административному органу и судье городского суда сделать обоснованный вывод о том, что ФИО1 не приняты все зависящие от неё меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.
Субъект административной ответственности установлен верно.
Несогласие заявителя с оценкой собранных по делу доказательств и установленных городским судом обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу процессуальных решений не является.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд
решил:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 июля 2023 года по настоящему делу об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу защитника Бердюгиной А.А. - без удовлетворения.
Вступившее в законную силу определение может быть обжаловано (опротестовано) путём подачи жалобы (протеста) непосредственно в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Г.А. Федорова