Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
<адрес обезличен> 28 декабря 2015 года
Судья Свердловского районного суда г. Иркутска Алексеева Наталья Владиславовна,
рассмотрев жалобу и.о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №12 Свердловского района г. Иркутска Гуртовой А.В. от 6 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Иркутской региональной общественной организации «Родительский комитет по защите молодежи от психологического и духовного насилия», расположенной по адресу: <адрес обезличен>
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №12 Свердловского района г. Иркутска Гуртовой А.В. от 6 ноября 2015 года прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении Иркутской региональной общественной организации «Родительский комитет по защите молодежи от психологического и духовного насилия» по ст. 19.5 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по основанию ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением, полагая его незаконным и необоснованным, и.о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области ПОВ обжаловала данное постановление в Свердловский районный суд г. Иркутска. В жалобе заявитель просит указанное постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение. В соответствии с доводами жалобы, в связи с нарушением Иркутской региональной общественной организацией «Родительский комитет по защите молодежи от психологического и духовного насилия» ст. 29 ч. 1 абз.2 Федерального закона «Об общественных объединениях», ст. 32 п. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях», Устава организации, выразившиеся в не предоставлении сведений, необходимых для внесения изменений в ЕГРЮЛ (сведения об адресе организации), <Дата обезличена> Управлением принято решение о вынесении организации письменного предупреждения об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в срок до <Дата обезличена>. Предупреждение получено лично представителем организации по доверенности СГЛ, что подтверждается отметкой в предупреждении от <Дата обезличена><Номер обезличен>. Однако, выявленные нарушения в срок установлены не были. В связи с чем, Управлением в отношении организации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ. Заявитель также указал, что порядок принятия решения Минюстом России (территориальным органом) определен п. 77-80 Административного регламента исполнения Министерством юстиции РФ государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ, Утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <Дата обезличена><Номер обезличен>. В соответствие с п. 5 ст. 38 Федерального закона «Об общественных объединениях», п. 79-81 Административного регламента. Основанием для вынесения предупреждения общественному объединению является выявление нарушений законодательства РФ. Специалист готовит предупреждение исходя из положений п. 82 Административного регламента, процедура принятия решения о вынесении предупреждения завершается путем подписания его уполномоченным должностным лицом (п. 79 Административного регламента). После получения документов об устранении нарушений, указанных в предупреждении (представлении), специалист рассматривает их, и в случае выявления факта не устранения нарушений, возбуждает дело об административном правонарушении (п. 83 Административного регламента). Таким образом, ссылки на неустановленную форму принятия решения, Административный регламент не содержит, принятое Управлением решение о вынесении организации письменного предупреждения выразилось непосредственно в самом предупреждении от <Дата обезличена> и тем самым является доказательством, подтверждающий факт вынесения в отношении Иркутской региональной общественной организации «Родительский комитет по защите молодежи от психологического и духовного насилия» надлежащего решения (письменного предупреждения от <Дата обезличена><Номер обезличен>), которое было приложено к протоколу об административном правонарушении от <Дата обезличена>. Управление считает, что Мировым судьей были допущены нарушения процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Поскольку нарушения до настоящего времени не устранены, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении Иркутской региональной общественной организации «Родительский комитет по защите молодежи от психологического и духовного насилия» по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ не имеется.
И.о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила рассмотреть жалобу в ее отсутствие. Законный представитель Иркутской региональной общественной организации «Родительский комитет по защите молодежи от психологического и духовного насилия» в судебное заседание не явилась, ходатайств и заявлений об отложении дела от нее не поступило. Судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Изучив доводы жалобы и проверив в соответствии с положениями ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене вынесенного постановления.
Из положений ст.19.5 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Из постановления мирового судьи 12-го судебного участка Свердловского округа г. Иркутска Гуртовой А.В. от 6 ноября 2015 года следует, что 7 июля 2015 года в адрес Иркутской региональной общественной организации «Родительский комитет по защите молодежи от психологического и духовного насилия» Управлением Министерства юстиции Российской Федерации направлено предупреждение об устранении нарушений норм Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ «О Некоммерческих организациях», ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» и индивидуальных предпринимателей в срок до 1 сентября 2015 года. Из материалов дела следовало, что в адрес лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностным лицом Управления Министерства юстиции РФ по Иркутской области не выносилось предписание (постановление, представление, решение). Неисполнение указанного предупреждения явилось основанием для составления должностным лицом протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ в отношении Иркутской региональной общественной организации «Родительский комитет по защите молодежи от психологического и духовного насилия». При указанных обстоятельствах мировой судья пришла к выводу, что не имеется оснований для привлечения общественной организации к ответственности, предусмотренной ст. 19.5. ч. 1 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, 7 июля 2015 года Управлением Министерства юстиции РФ по Иркутской области в адрес Иркутской региональной общественной организации «Родительский комитет по защите молодежи от психологического и духовного насилия» вынесено письменное предупреждение об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в срок до 1 сентября 2015 года. Предупреждение получено лично представителем организации по доверенности СГЛ, что подтверждается отметкой в предупреждении от 7 июля 2015 года <Номер обезличен>. В связи с тем, что выявленные нарушения организацией в установленный срок установлены не были, Управлением в отношении организации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ. Сведений о вручении предупреждения Председателю общественной организации в материалах дела не имеется.
Согласно п. 6 п.п. 5 Административного регламента исполнения Министерством юстиции РФ государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ, Утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 года <Номер обезличен>, в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, в отношении некоммерческой организации центральный аппарат (территориальный орган) вправе вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца, в отношении политических партий не менее двух месяцев, а также принимать меры, предусмотренные пунктом 78 Административного регламента. Из анализа данной нормы усматривается, что при нарушении законодательства в отношении некоммерческой организации центральный аппарат (территориальный орган) вправе вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения.
Как следует из материалов, предписания (постановления, представления, решения) органом (должностным лицом), осуществляющим государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства в адрес Иркутской региональной общественной организации «Родительский комитет по защите молодежи от психологического и духовного насилия» не выносилось.
Кроме того, как следует из положений ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как усматривается из положений ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии со ст.25.4 КоАП РФ, защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Указанный в ст.25.4 КоАП РФ перечень законных представителей юридического лица является закрытым. Права, принадлежащие законным представителям юридических лиц, могут осуществляться ими через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим законным представителем юридического лица.
При составлении протокола об административном правонарушении в отношении Иркутской региональной общественной организации «Родительский комитет по защите молодежи от психологического и духовного насилия» ее законный представитель, Председатель организации – ВГИ не присутствовала, в материалах отсутствуют надлежащие сведения о ее извещении о времени и месте составления протокола.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей данные требования закона также не были соблюдены, дело рассмотрено в отсутствие законного представителя юридического лица, однако данные обстоятельства не могут повлечь отмену вынесенного судом постановления, поскольку срок привлечения лица к административной ответственности по ст.19.5 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотренный ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №12 Свердловского района г. Иркутска Гуртовой А.В. от 6 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5 ч.1 КоАП РФ, в отношении Иркутской региональной общественной организации «Родительский комитет по защите молодежи от психологического и духовного насилия» подлежит оставлению без изменения, жалоба – без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу и.о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области ПОВ на постановление мирового судьи судебного участка №12 Свердловского района г. Иркутска Гуртовой А.В. от 6 ноября 2015 года оставить без удовлетворения.
Постановление мирового судьи судебного участка №12 Свердловского района г. Иркутска Гуртовой А.В. от 6 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5 ч.1 КоАП РФ, в отношении Иркутской региональной общественной организации «Родительский комитет по защите молодежи от психологического и духовного насилия», оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Иркутский областной суд в порядке, установленном ст.ст. 30.12, 30.13, 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья