Дело № 12-732/2016
РЕШЕНИЕ
23 ноября 2016 года г.Абакан Республика Хакасия
Абаканский городской суд в составе
председательствующего – судьи Лоцкого Ю.Н.,
при секретаре Кычаковой А.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании протест и.о. прокурора Республики Хакасия ФИО2 на постановление заместителя министра финансов Республики Хакасия ФИО6 от 18.10.2016 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении № в отношении должностного лица – министра спорта Республики Хакасия ФИО1, привлекаемого к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ, на основании ст. 2.9 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя министра финансов Республики Хакасия должностное лицо – министр спорта Республики Хакасия ФИО1 освобожден от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, на основании ст. 2.9 КоАП РФ с объявлением устного замечания.
Не согласившись с указанным постановлением и.о. прокурора Республики Хакасия ФИО2 обратился в суд с протестом, в котором указал, что решение о прекращении производства по делу принято без учета характера совершенного правонарушения, степени нарушения охраняемых общественных отношений. Полагает, что оснований для признания правонарушения малозначительным у административного органа не имелось.
Прокурор ФИО3 в судебном заседании доводы протеста поддержала по основаниям в нем изложенным.
Представитель министерства финансов Республики Хакасия ФИО4, действующая по доверенности, возражала на протест, отметила, что административным органом приняты во внимание все обстоятельств, необходимые для решения вопроса об освобождении ФИО1 от административной ответственности за совершенное им правонарушение.
Лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, министра спорта Республики Хакасия ФИО1 в судебное заседание не явился, будучи извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением.
Огласив протест, заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, проверив соблюдение норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии опротестованного акта, судья приходит к выводу об удовлетворении протеста.
В соответствии со ст. 15.15.10 КоАП РФ принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст.162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии с чч. 2, 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ лимит бюджетных обязательств - объём прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде.
Согласно указанной статье, под бюджетным обязательством понимается расходное обязательство, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, а под денежным обязательством - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счёт средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключённой в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Прокуратурой Республики Хакасия проведена проверка соблюдения
Министерством спорта Республики Хакасия бюджетного законодательства при
заключении государственных контрактов, по результатам которой установлено, что в соответствии со сводной бюджетной росписью Министерства на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов Министерству утверждены расходы на 2016 год на общую сумму <данные изъяты>
Данной бюджетной росписью до Министерства на основании доведенных Министерством Республики Хакасия лимитов бюджетных обязательств утверждены расходы на 2016 год по КБК <данные изъяты> (арендная плата за пользование имуществом) в размере <данные изъяты>.ДД.ММ.ГГГГ Министерством спорта Республики Хакасия и ИП ФИО5 заключен договор аренды недвижимого помещения по ул. <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> в год.
Таким образом, Министерством спорта Республики Хакасия приняты бюджетные обязательства, путем заключения указанного договора аренды, сверх доведенных лимитов на общую сумму <данные изъяты>.
Распоряжением Главы Республики Хакасия – председателем Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ на должность министра спорта Республики Хакасия назначен ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ.
Приведенные выше обстоятельства нарушения бюджетного законодательства послужили основанием для привлечения министра спорта Республики Хакасия ФИО1 к административной ответственности.
Административный орган обоснованно пришел к выводу о том, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для установления вины министра спорта Республики Хакасия ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ. Положения ст. 26.11 КоАП РФ соблюдены.
Вместе с тем, заместитель министра финансов Республики Хакасия ФИО6 проанализировав конкретные обстоятельства дела, сделала вывод о необходимости применения положений ст. 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности правонарушения.
Между тем, вопреки положениям ст. 26.1, 26.2, ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ выводы должностного лица, рассмотревшего дело относительно малозначительности правонарушения ничем не мотивированы, не приведены доказательства, на основании которых заместитель министра финансов Республики Хакасия пришел к выводу о признании правонарушения малозначительным.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В рамках положений, сформулированных в Постановлении Конституционного Суда от 14.02.2013 г. №4-П, указано, что возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения допустима лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Обосновывая вывод о малозначительности правонарушения, заместитель министра финансов Республики Хакасия сослался на некую документацию, подтверждающую доведение лимитов бюджетных обязательств, а также отсутствие умысла при заключении упомянутого ранее договора аренды нежилого помещения для нужд Министерства спорта Республики Хакасия, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Между тем, должностным лицом, вынесшим постановление, не учтено, что состав правонарушения, квалифицируемый по ст. 15.15.10 КоАП РФ является формальным и не зависит от наступления или не наступления каких-либо, в том числе вредных последствий, в данном случае угроза охраняемых общественных отношений заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий, но и в пренебрежительных отношении должностного лица к исполнению возложенных на него обязанностей.
Применяя положения ст. 2.9 КоАП РФ заместитель министра финансов не учел, что правонарушение, предусмотренное ст. 15.15.10 КоАП РФ, представляет существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений, выразившееся в нарушение целей реализации единой государственной бюджетной политики, в том числе в области бюджетного планирования, что влияет на устойчивость бюджетной системы Российской Федерации в целом.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Учитывая вышеназванные нормы вывод заместителя министра финансов Республики Хакасия ФИО6 о признании правонарушения малозначительным нельзя признать законным и обоснованным, поскольку данный вывод ничем не мотивирован, в связи с чем опротестованное постановление подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя министра финансов Республики Хакасия ФИО6 от 18.10.2016 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении № в отношении должностного лица – министра спорта Республики Хакасия ФИО1 отменить.
Возвратить данное дело об административном правонарушении на новое рассмотрение должностному лицу Министерства финансов Республики Хакасия, правомочному рассмотреть дело.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 суток.
Судья Абаканского городского суда Ю.Н. Лоцкий