ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-732/2021 от 24.11.2021 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело №12-732/2021

РЕШЕНИЕ

24 ноября 2021 года <...>

Судья Советского районного суда г. Брянска Рассказова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела контроля исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №16, и.о.мирового судьи судебного участка №14 Советского судебного района г.Брянска от 19 августа 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – начальника контрольно-правового отдела Управления лесами Брянской области ФИО2, <дата> рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №16, и.о.мирового судьи судебного участка №14 Советского судебного района г.Брянска от 19 августа 2021г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - начальника контрольно-правового отдела Управления лесами Брянской области – ФИО2 прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением начальник отдела контроля исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу ФИО1 обратился в Советский районный суд г.Брянска суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, передать дела на рассмотрение в Советский районный суд г.Брянска. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что ФИО2 является начальником контрольно-правового отдела Управления лесами Брянской области, т.е. замещает должность государственной гражданской службы. Санкция ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание в виде дисквалификации, в связи с чем, дело об административном правонарушении в отношении ФИО2 в соответствии с требованиями ч.3 ст.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит рассмотрению судьей Советского районного суда г.Брянска. Полагает, что ФИО2, как лицом ответственным за исполнение предписания от 26 июня 2020г., не приняты в полном объеме меры по исполнению предписания, что образует в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебное заседание начальник отдела контроля исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу ФИО1, начальник контрольно-правового отдела Управления лесами Брянской области ФИО2 не явились, извещены надлежащим образом, жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оценив имеющиеся доказательства, судья приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Материалами дела установлено, что предписанием Департамента лесного хозяйства по ЦФО №7-ВП/2020 от 26 июня 2020г. органу государственной власти Брянской области, исполняющему полномочия в области лесных отношений надлежало принять действенные меры по признанию недействительными (ничтожными) сделки: договор уступки прав (цессии) от <дата>, согласно которому СПК «Новозыбковский» уступает свои права и обязанности по договору аренды №... от <дата> индивидуальному предпринимателю П.; договор уступки прав (цессии) от <дата>., согласно которому СПК «Решительный» уступает свои права и обязанности по договору аренды №... от <дата> индивидуальному предпринимателю П.; дополнительное соглашение от <дата> к договору аренды от <дата>№... (арендатор ООО «СПЭК»), заключено с нарушением законодательства; договор уступки прав от <дата>, по договору аренды от <дата>№... (арендатор – СПК «Память Ленина»; договор аренды лесного участка от <дата>, заключенный на новый срок с ООО «Ремстройсервис»; договор аренды лесного участка от <дата>№... (арендатор СПК «Тарасовка», в дальнейшем передан по договору переуступки от <дата> ООО «ЛатИнвест»).

Срок исполнения предписания 01 января 2021г.

Приказом начальника Департамента лесного хозяйства по ЦФО Щ. №838 от 24 декабря 2020г. назначено проведение внеплановой документарной проверки в отношении Управления лесами Брянской области с целью проверки исполнения предписания №7-ВП/2020, срок исполнения которого истек 01 января 2021г.

Актом внеплановой документарной проверки №10-ВП от 28 января 2021г. установлено, что п.1 Предписания №7-ВП/2020 от 26 июня 2020г. Управлением лесами Брянской области не исполнен.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, 27 мая 2021г. начальником отдела контроля исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий ФИО1 в отношении должностного лица – начальника контрольно-правового отдела Управления лесами Брянской области – ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол с материалами дела передан на рассмотрение в Советский районный суд г.Брянска.

Определением судьи Советского районного суда г.Брянска от 09 июня 2021г. протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2 направлен на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка №11 Советского судебного района г.Брянска.

Постановлением мирового судьи судебного участка №16 - и.о.мирового судьи судебного участка №14 Советского судебного района г.Брянска от 19 августа 2021г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - начальника контрольно-правового отдела Управления лесами Брянской области – ФИО2 прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Однако с данным постановлением по делу об административном правонарушении согласиться нельзя по следующим основаниям.

В силу п. 1 ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, относится ли к его компетенции рассмотрение дела.

Исходя из положений п. 5 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос и выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, к которому протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение.

Также согласно п. 2 ч. 2 ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности может быть вынесено по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в случае, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревшего его судьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.19.5 данного кодекса.

Абз.2 ч.3 указанной статьи предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.

Санкцией ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа от одной тысячи до двух тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственной гражданской службой Российской Федерации признается вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Ст. 8 Закона о государственной гражданской службе установлено, должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Согласно пунктам 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Законом Брянской области от 16.06.2005 N 46-З «О государственной гражданской службе Брянской области» (принят Брянской областной Думой 26.05.2005) (вместе с «Реестром должностей государственной гражданской службы Брянской области», «Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Брянской области государственным гражданским служащим Брянской области», «Положением о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Брянской области, должности государственной гражданской службы Брянской области», «Положением о порядке исчисления стажа государственной службы лиц, замещающих (замещавших) государственные должности, государственные должности государственной службы Брянской области, должности государственной гражданской службы Брянской области, и периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы») государственная гражданская служба Брянской области представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Брянской области по обеспечению исполнения полномочий Губернатора Брянской области, государственных органов Брянской области, лиц, замещающих государственные должности Брянской области.

Должности государственной гражданской службы Брянской области учреждаются настоящим Законом с учетом положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в целях обеспечения исполнения полномочий Губернатора Брянской области, государственного органа Брянской области либо лица, замещающего государственную должность Брянской области (ст.2 Закона Брянской области от 16.06.2005 N 46-З «О государственной гражданской службе Брянской области»).

Указом Губернатора Брянской области от 29.01.2013 N 82 «Об утверждении Положения об управлении лесами Брянской области» в соответствии с Законом Брянской области от 20 декабря 2012 года N 92-З «О Правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области» утверждено Положение об управлении лесами Брянской области.

Пунктом 1.1 указанного Положения установлено, что ж Управление лесами Брянской области является органом исполнительной власти Брянской области по осуществлению полномочий, возложенных в соответствии с законодательством на исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.

Управление возглавляет начальник управления, который назначается на должность Губернатором Брянской области по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю за осуществлением переданных полномочий и освобождается от должности Губернатором Брянской области (п.4.1 Положения).

Приказом начальника управления лесами Брянской области №...-к от <дата> ФИО2 назначен на должность начальника контрольно-правового отдела управления лесами Брянской области

Из должностного регламента государственного гражданского служащего, замещающего главную должность государственной гражданской службы Брянской области в управлении лесами Брянской области категории «руководители» начальника контрольно-правового отдела управления лесами Брянской области, утвержденного начальником управления лесами Брянской области Д.<дата>, ФИО2 занимает должность государственной гражданской службы Брянской области категории «руководители».

Таким образом, настоящее дело подлежало рассмотрению судьей районного суда.

В силу ст.47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 г. N 623-О-П и от 15 января 2009 г. N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности (подведомственности) не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка №16 - и.о.мирового судьи судебного участка №14 Советского судебного района г.Брянска от 19 августа 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – начальника контрольно-правового отдела Управления лесами Брянской области – ФИО2 подлежит отмене с направлением дела на рассмотрение в Советский районный суд г.Брянска.

В связи с отменой постановления мирового судьи по процессуальным основаниям, не вхожу в обсуждение иных доводов жалобы, поскольку они могут быть проверены судьей Советского районного суда г.Брянска при рассмотрении дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №16 - и.о.мирового судьи судебного участка №14 Советского судебного района г.Брянска от 19 августа 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – начальника контрольно-правового отдела Управления лесами Брянской области – ФИО2 отменить.

Дело направить на рассмотрение в Советский районный суд г.Брянска.

На решение может быть подана жалоба или принесен протест в порядке, установленном ст.30.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья М.В. Рассказова