Дело № 12-734/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
15 ноября 2021 года г. Волгоград
Судья Дзержинского районного суда г. Волгограда Абакумова Е.А.,
с участием: представителя Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО1, действующего на основании доверенности, должностного лица вынесшего постановление - государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО2, генерального директора ЗАО «Вода Кристальная» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест и. о. заместителя прокурора Дзержинского района г. Волгограда Юканкина П.А. на постановление №11/960-09-21 от 1 сентября 2021 года государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО2 о прекращении производства об административном наказании в отношении должностного лица – генерального директора ЗАО «Вода Кристальная» ФИО3, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
у с т а н о в и л :
постановлением №11/960-09-21 от 1 сентября 2021 года государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ЗАО «Вода Кристальная» ФИО3 на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, ст. 8.1 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, и.о. заместителя прокурора Дзержинского района г.Волгограда Юканкиным П.А. подан протест, в котором просил приведённое выше постановление отменить, а дело направить на новое рассмотрение в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области. В обоснование указано, что ЗАО «Вода Кристальная» осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией объектов 3-й категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к которым относится производственная территория, распложённая по адресу: <...>. Однако вопреки требованиям законодательства, ЗАО «Вода Кристальная» план мероприятий, по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий (далее – НМУ) комитетом не согласован. Заявление о согласовании плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ для согласования НМУ ЗАО «Вода Кристальная» были направлены в комитет природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Волгоградской области лишь после проверки прокуратуры и возбуждения административного производства по ст. 8.1 КоАП РФ. До начала рассмотрения материалов административного дела начальника отдела организации мониторинга окружающей среды комитета служебной запиской проинформировал, что комитетом рассмотрены документы для согласования мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ ЗАО «Вода Кристальная». Из представленных документов установлено, что у рассматриваемого объекта отсутствуют загрязняющие вещества и источники выбросов в атмосферный воздух, соответствующие пунктами 10-14 требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, утвержденных Приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года №811. В связи с изложенным государственным инспектором в области охраны окружающей среды Волгоградской области ФИО2 был сделан вывод, что в действиях ЗАО «Вода Кристальная» отсутствует состав административного правонарушения. Доводы о том, что допущенное нарушение не образует вмененный состав административного правонарушения и свидетельствуют о событии административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, вызваны ошибочным толкованием норм права.
В судебное заседание прокурор Дзержинского района г.Волгограда не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
В судебном заседании генеральный директор ЗАО «Вода Кристальная» ФИО3 возражала против протеста прокурора, полагая, что должностным лицом вынесено законное и обоснованное постановление. Оснований для его отмены не усматривается.
Должностное лицо, вынесшее постановление – государственный инспектор в области охраны окружающей среды Волгоградской области комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО2 в судебном заседании возражал против протеста прокурора, полагая, что им вынесено законное и обоснованное постановление. Представил письменные возражения, в которых просил оставить протест прокурора без удовлетворения.
Представитель Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО1 возражал против доводов протеста прокурора, поскольку в действиях генерального директора ЗАО «Вода Кристальная» отсутствует состав административного правонарушения, поддержал позицию государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО2
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы в полном объёме, выслушав участвующих лиц, судья приходит к следующим выводам.
Согласно п.п. 1, 3, 7 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные доказательства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ, несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.
В силу пунктов 4 и 19 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных Приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811 хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ. Мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Из материалов дела следует, что у ЗАО «Вода Кристальная» имеется объект негативного воздействия на окружающую среду III категории, а именно оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к которым относится производственная территория, распложённая по адресу: <...>.
Согласно п. 3 Порядка организации работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Волгоградской области, утвержденному Постановлением Губернатора Волгоградской обл. от 12.11.2015 N 1017, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее именуются - хозяйствующие субъекты), разрабатывают мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ в соответствии с требованиями к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 ноября 2019 г. N 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий», и согласовывают их с Комитетом.
В силу п.1 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных Приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811, требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования, мероприятия, выбросы, НМУ) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно п.4 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных Приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811, хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17.11.2011 N 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам» (зарегистрирован Минюстом России 08.02.2012, регистрационный N 23173).
Пунктом 5 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных Приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811 установлено, что разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на ОНВ I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
Приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской обл. от 29.06.2017 N 1054 утвержден «Административный регламент комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязанность по проведению которых возложена на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при получении ими прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях».
Пунктами 10-14 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных Приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811 установлено, установлено, что в Перечень веществ по конкретному ОНВ включаются загрязняющие вещества, подлежащие нормированию в области охраны окружающей среды:
1) для НМУ 1 степени опасности:
по которым расчетные приземные концентрации загрязняющего вещества, подлежащего нормированию в области охраны окружающей среды <2>, создаваемые выбросами ОНВ, в точках формирования наибольших приземных концентраций (далее - расчетные концентрации) за границей территории ОНВ (далее - контрольные точки) при их увеличении на 20% могут превысить гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (далее - ПДК) (с учетом групп суммации);
2) для НМУ 2 степени опасности:
по которым расчетные приземные концентрации каждого загрязняющего вещества, создаваемые выбросами ОНВ, в контрольных точках при увеличении таких концентраций на 40% могут превысить ПДК (с учетом групп суммации);
3) для НМУ 3 степени опасности:
по которым расчетные приземные концентрации каждого загрязняющего вещества, создаваемые выбросами ОНВ, в контрольных точках при увеличении таких концентраций на 60% могут превысить ПДК (с учетом групп суммации).
Для Перечня веществ проводится анализ результатов расчетов рассеивания выбросов, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, от источников ОНВ, определяются значения и контрольные точки на границе и на территории жилой зоны и особых зон, к которым предъявляются повышенные санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, а также рассчитываются вклады выбросов конкретных стационарных источников в приземные концентрации (в процентах) в контрольных точках.
Для случаев увеличения значений расчетных концентраций в контрольных точках на 20%, 40% и 60% проводится сравнение таких значений с ПДК соответствующих загрязняющих веществ.
В случаях, когда соблюдаются условия, приведенные в пункте 10 настоящих Требований, для НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности разрабатываются мероприятия по снижению выбросов.
Мероприятия при НМУ должны обеспечивать снижение создаваемых выбросами источников ОНВ приземных концентраций по Перечню загрязняющих веществ совместно с другими источниками для рассматриваемой контрольной точки:
на 15 - 20% при НМУ 1 степени опасности;
на 20 - 40% при НМУ 2 степени опасности;
на 40 - 60% при НМУ 3 степени опасности.
Для ОНВ, относящихся к деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, в период НМУ в соответствии со степенями опасности НМУ устанавливаются режимы работы, обеспечивающие непрерывность осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности, в том числе не допускающий введение полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) или понижение температуры теплоносителя ниже значений, заданных температурным графиком, утвержденным схемой теплоснабжения населенного пункта, характерных для работы в отопительный период и (или) определяемых обязательными требованиями к эксплуатации тепловых сетей, и предусматривающие уменьшение приземных концентраций каждого загрязняющего вещества, которое должно составлять:
до 5 - 10% при НМУ 1 степени опасности;
до 10 - 20% при НМУ 2 степени опасности;
до 20 - 25% при НМУ 3 степени опасности.
Перечень источников выбросов формируется на основании анализа результатов расчетов рассеивания выбросов в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России 06.06.2017 N 273 (зарегистрирован Минюстом России 10.08.2017, регистрационный N 47734).
При формировании Перечня источников выбросов учитываются применяемые на ОНВ и его отдельных структурных подразделениях технологии, особенности производственных процессов, непрерывность технологического процесса для группы источников, а также параметры источников выбросов и характеристики газовоздушной смеси, определяющие условия рассеивания выбросов.
Перечень источников выбросов с указанием структурных подразделений ОНВ (при необходимости) составляется с учетом долей вкладов выбросов таких источников в приземные концентрации (в процентах) в контрольных точках и ранжируется по значениям таких долей вкладов от большего к меньшему (далее - ранжированный перечень).
Исходя из особенности производственных процессов, непрерывности технологического процесса для группы источников, ранжированного перечня для НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности определяются конкретные источники выбросов, для которых разрабатываются мероприятия при НМУ. Разработанные для этих источников выбросов мероприятия должны предусматривать снижение выбросов для НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности и достижения приземных концентраций в соответствии с пунктом 12 настоящих Требований.
Мероприятия по уменьшению выбросов с учетом сезонности и нестационарности режимов работы оборудования разрабатываются на основании установленных для конкретного ОНВ нормативов допустимых выбросов.
В случае, если с непрерывностью, особенностями технологического процесса, для конкретного источника выбросов отсутствует возможность достаточного снижения выбросов, которое необходимо в соответствии с пунктом 12 настоящих Требований, посредством перехода на технологические процессы, снижающие выпуск продукции, товаров, оказываемых услуг с учетом необходимости осуществления промышленной и энергетической безопасностей производств, указанное снижение выбросов должно обеспечиваться за счет снижения выбросов на других источниках выбросов.
Для ОНВ, относящихся к деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ не должны приводить к аварийным ситуациям или угрозе возникновения аварийных ситуаций в системах тепло- и электроснабжения, нарушающих надежность и безопасность функционирования указанных систем, а также приводящих к массовому ограничению режима потребления электрической и тепловой энергии и до принятия решения об их реализации подлежат согласованию с организациями, осуществляющими централизованное оперативно-диспетчерское управление в Единой энергетической системе и системах теплоснабжения. При этом принимаются меры по сохранению режима работы ОНВ, в том числе за счет загрузки другого оборудования.
На ОНВ в отношении Перечня источников выбросов и Перечня веществ, подлежащих нормированию, разрабатываются мероприятия при НМУ для 1, 2 и 3 степени опасности НМУ, исходя из необходимости соблюдения условий, указанных в пункте 12 настоящих Требований.
Рекомендации по формированию Перечня мероприятий по снижению выбросов для ОНВ, относящихся к конкретным видам деятельности, приведены в Приложении №1 к настоящим Требованиям.
На основании положений ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Как следует из ответа Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 29 июня 2021 года №10-14-02/13906 у ЗАО «Вода Кристальная» отсутствуют загрязняющие вещества и источники выбросов в атмосферный воздух, соответствующие пунктам 10-14 требований к мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года №811, в связи с чем, выводы должного лица административного органа, об отсутствии необходимости разработки Мероприятий для объекта ЗАО «Вода Кристальная» и отсутствии оснований для согласования представленных обществом документов, равно как и выводу об отсутствии в действиях генерального директора ЗАО «Вода Кристальная» ФИО3 состава административного правонарушения по ст. 8.1 КоАП РФ, что повлекло прекращения производства по делу об административном правонарушении являются правильными.
При таких обстоятельствах, постановление №11/960-09-21 от 1 сентября 2021 года государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ЗАО «Вода Кристальная» ФИО3 на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является законным и отмене не подлежит.
Доводы и.о. заместителя прокурора Дзержинского района г.Волгограда о том, что у ЗАО «Вода Кристальная» имеются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что обуславливает необходимость разработки и реализации мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, несостоятельны, поскольку данные действия должны быть выполнены, только в случае наличия загрязняющих веществ и источники выбросов в атмосферный воздух, соответствующие пунктам 10-14 требований к мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года №811.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
постановление №11/960-09-21 от 1 сентября 2021 года государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области о прекращении производства об административном наказании в отношении генерального директора ЗАО «Вода Кристальная» ФИО3, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставить без изменения, протест и.о. заместителя прокурора Дзержинского района г.Волгограда Юканкина П.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд г.Волгограда в течение 10 суток с момента вручения либо получения его копии.
Судья Е.А. Абакумова