ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-735/18 от 21.08.2018 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Мировой судья – Андреев И.А. Дело № 12-735/18

Р Е Ш Е Н И Е

Великий Новгород 21 августа 2018 года

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Корчева А.С., с участием ФИО1, ее защитника Храмова П.С., представителей Управления Росприроднадзора по Новгородской области ФИО2, ФИО3, ФИО4, рассмотрев в порядке пересмотра жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 36 Новгородского судебного района от 09 июня 2018 года, в отношении должностного лица

<данные изъяты>» ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, <адрес>. 3 <адрес>,

о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,

установил:

19 апреля 2018 года старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Новгородской области ФИО2 в отношении должностного лица <данные изъяты>» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

По делу об административном правонарушении вынесено вышеуказанное постановление.

В поданной в порядке пересмотра жалобе ФИО1 не соглашаясь с постановлением мирового судьи, просит его отменить, среди доводов указано, что Общество эксплуатирует Биологические очистные сооружения <адрес>, на которых осуществляется биологическая очистка сточных вод, в результате чего образуются удобрения, которые Общество использует для личных нужд: повышения почвенного плодородия на истощенных сельскохозяйственных землях при естественном залужении, таким образом, получении лицензии в силу ГОСТ Р 51769-2001 не требуется, так как предпринимательской деятельностью по обращению с отходами Общество не занимается. Также указано на нарушение порядка проведения проверки в рамках Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В судебном заседании ФИО1 и ее защитник доводы жалобы поддержали в полном объеме, также дополнив, что со стороны ФИО1 были предприняты все зависящие меры по получению лицензии.

Проверив дело об административном правонарушении, изучив доводы, изложенные в жалобе, выслушав лиц, участвующих в деле, представителей Управления Роспотребнадзора по Новгородской области, полагавших постановление законным и обоснованным, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 установлено, что лицензирование данного вида деятельности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Как следует из материалов дела, 28 января 2014 года <данные изъяты>» выдана лицензия серии 53 № 00039 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. В приложении к лицензии приведен перечень отходов и виды работ в составе деятельности по обезвреживанию и размещению отходов II - IV классов опасности с указанием мест осуществления такой деятельности.

09 февраля 2018 года, в связи с поступившей из УФСБ России по Новгородской области в адрес Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Новгородской области информацией о формировании угроз экологической безопасности региона, обусловленных эксплуатацией <данные изъяты>» биологических очистных сооружений, на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Новгородской области от 09 февраля 2018 года № 42 должностными лицами указанного органа государственного контроля (надзора) был проведен рейдовый осмотр и обследование территории <адрес>, в том числе, земельного участка А земельного участка с кадастровым номером .

В ходе данного осмотра на вышеуказанном земельном участке было выявлено два места складирования отходов общей площадью 33,81 кв.м. и произведен отбор проб обнаруженных отходов, по результатам проведения лабораторных исследований которых установлено, что отобранные пробы отходов относятся к IV классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.

На основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Новгородской области от 02 марта 2018 года №13 в период с 12 марта по 06 апреля 2018 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении <данные изъяты>» на предмет соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, проведение которой согласовано решением заместителем Новгородского межрайонного природоохранного прокурора.

В ходе проверки установлено, что в период с 09 января 2018 года по 06 апреля 2018 года <данные изъяты>» по адресу: земельный участок А земельного участка с кадастровым номером , имеющего адресные ориентиры: <адрес>, <данные изъяты>, в центральной части квартала, осуществляло деятельность по утилизации отхода «Ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» IV класса опасности (код по ФККО 72220001394), в отсутствие лицензии на данный вид деятельности.

Факт наличия выявленных нарушений подтверждается протоколом об административном правонарушении от 19 апреля 2018 года №03-28/2018; актом проверки №13 от 06 апреля 2018 года; актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 09 февраля 2018 года №42; протоколом и актом отбора проб от 09 февраля 2018 года; фотоматериалом и видеосъемкой отбора проб; заключением «ЦЛАТИ по Новгородской области» по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 20 февраля 2018 года №002-Э-18 с приложениями; копией паспортов отхода; выпиской из проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение <данные изъяты>» биологические очистные сооружения г.<адрес>; выпиской из ПТР №7 цеха БОС; копиями договоров на транспортирование отходов; копией Типового технологического регламента по использованию осадков сточных вод биологических очистных сооружений Великого Новгорода в качестве удобрений на сельскохозяйственных землях Новгородского района; справками <данные изъяты>» о количестве отходов «Ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод», образованного в 2016-2018 годах; справками начальника цеха БОС о количестве вывезенного отхода; копией лицензии серии 53 № 00039 от 28 января 2014 года на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности и другими письменными материалами дела.

Оценивая собранные и исследованные в судебном заседании доказательства по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при получении данных доказательств, мировой судья пришел обоснованному выводу о наличии объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы о том, что Общество не осуществляло деятельности по утилизации отхода IV класса опасности - «Ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» и не требовалось получении лицензии, так как не осуществляло предпринимательскую деятельность по их обращению, являются несостоятельными.

Согласно понятиям, содержащимся в статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ, отходы производства и потребления (отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Согласно пункту 5.38 ГОСТ 307772-2011 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" под утилизацией отходов понимается деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий.

Исходя из смысла понятий "утилизации отходов", установленного ст. 1 названного выше Федерального закона, а также понятий "рециклинг", "регенерация", "рекупирация", установленных ГОСТ 30772-2001, целью утилизации отходов является использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное использование отходов по тому же назначению, деятельность по технологической обработке отходов, включающая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использования, а также, действие, приводящее к восстановлению отходов до уровня вторичного сырья или материала.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Типовым технологическим регламентом по использованию осадков сточных вод биологических очистных сооружений Великого Новгорода в качестве удобрений на сельскохозяйственных землях Новгородского района (далее – Регламент) избыточный активный ил (комплекс микроорганизмов, участвовавших в процессе биологической очистки сточных вод и выведенных из технологического процесса), являющийся отходом IV класса опасности - «Ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод», используется <данные изъяты>» в качестве органического удобрения на землях <адрес> для повышения их почвенного плодородия, в том числе, на истощенных сельскохозяйственных землях при естественном залужении (зарастании травянистой растительностью).

В разделе 10 Регламента определен порядок внесения в почву осадков и компостов на их основе, которым предусмотрено, что доставка осадков на участки, предназначенные для естественного залужения или выращивания сельхозкультур, может осуществляться круглогодично. Осадок может храниться в кучах или буртах до момента внесения в почву. Для участков, расположенных на относительном удалении от БОС, более приемлема перевалочная технология, при которой удобрения вывозят на участки, укладывают на разгрузочные площадки в кучи, а затем погрузчиком или экскаватором перегружают в машины для внесения органических удобрений и разбрасывают по полю. Возможна выгрузка осадка из автосамосвала в процессе движения по полю с целью равномерного распределения осадка по площади поля, машинным подходящим способом, обеспечивающим относительно равномерное распределение рассчитанного количества осадков. Интервал времени между разбрасыванием удобрений и их заделкой в почву должен составлять не более 7 суток.

С учетом изложенного, следует вывод, что доставка осадков (избыточного активного ила) на земельный участок, их выгрузка и разбрасывание (распределение) по земельному участку являются составными частями процесса использования избыточного активного ила в качестве органического удобрения.

Поскольку использование отхода «Ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» IV класса опасности в качестве органического удобрения является утилизацией отхода, соответственно данный вид деятельности подлежит лицензированию.

Ссылка на ГОСТ Р 51769-2001 «Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения» от 28.06.2001г. является несостоятельной, так как согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Согласно п. ст. 23, Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 03.04.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Таким образом, законодатель не ставит в зависимость получение лицензии от цели деятельности организации по утилизации отхода.

Относительно доводов жалобы о нарушении Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении рейдовой проверки, то она является несостоятельной.

Частью 2 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ установлено, что мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также уполномоченными органами местного самоуправления (часть 4 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ).

Из части 5 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ следует, что в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Таким образом, проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в ходе которых может быть произведен осмотр (обследование) территории уполномоченными органами осуществляется в одностороннем порядке, а результаты данного мероприятия могут являться основанием для назначения внеплановой проверки, которая уже проводится в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ, регулирующего вопросы проведения внеплановых проверок.

В данном случае, обследование земельных участков, находящихся на территории Трубичинского сельского поселения и переданного в аренду <данные изъяты>», осуществлялось на основании задания на проведение рейдового обследования земельных участков, утвержденного руководителем Управления Росприроднадзора по Новгородской области, принятого в порядке, предусмотренном статьей 8.3, 13.2 Закона N 294-ФЗ.

В обоснование проведения указанных обследований указано, что они проводятся в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений природоохранного законодательства.

Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, земельных участков …, регулируется соответствующим порядком, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 мая 2015 года № 237.

В пункте 3 абзаца 6 указанного Порядка перечень мероприятий, проводимых в ходе планового (рейдового) осмотра, обследования указываются мероприятия, в том числе визуальный осмотр, отбор проб, применение фото (видео) фиксации, иные мероприятия, проводимые государственными инспекторами в области охраны окружающей среды органа государственного экологического надзора, учреждения, при осуществлении которых не требуется их взаимодействие с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Данные требования закона были выполнены административным органом.

Относительно субъективной стороны административного правонарушения, то судья районного суда приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Так из материалов дела следует, что ФИО1 с 04 мая 2008 года является главным специалистом по охране окружающей среды управления по промышленной безопасности группы по охране окружающей среды <данные изъяты>».

В ее должностные обязанности входит осуществление контроля за соблюдение в подразделениях <данные изъяты>» действующего экологического законодательства, а также нормативных и технических документов в области природоохранной деятельности и охраны труда. Обеспечивать своевременное получение <данные изъяты>» разрешений на сброс, выброс загрязняющих веществ и лимитов на размещение отходов, лицензии на деятельность по обращению с отходами. Проводить в <данные изъяты>» консультации по вопросам охраны окружающей среды.

Таким образом, ФИО1 являясь должностным лицом, на которое возложена обязанность по своевременному получению лицензии по обращению с отходами и являющееся ответственным за выполнение требований экологического законодательства, возникающих в соответствии с трудовыми отношениями, обоснованно привлечена к административной ответственности за осуществлении деятельности по утилизации отходов без лицензии.

Будучи должностным лицом, на которое возложена соответствующая обязанность, ФИО1 не была лишена возможности регулярно по собственной инициативе ставить в известность руководство <данные изъяты>» о необходимости переоформления лицензии и невозможности осуществлять деятельность по утилизации отходов без ее наличия, однако таких сведений материалы дела не имеют.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела мировым судьей не допущено, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден. Административное наказание назначено в соответствии с санкцией ст. 19.20 ч. 1 КоАП РФ, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалованного постановления не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

Постановление мирового судьи судебного участка Новгородского судебного района Новгородской области от 09 июня 2018 года в отношении должностного лица ФИО1 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора.

Судья А.С. Корчева