ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-736/2021 от 11.05.2022 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 12-8/2022

59RS0008-01-2021-004872-57

Р Е Ш Е Н И Е

11 мая 2022 года

судья Дзержинского районного суда г.Перми Бейман О.Е.,

при секретаре ФИО2,

с участием защитников юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО6, действующей на основании доверенности, ФИО7, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Новая городская инфраструктура Прикамье» (далее ООО «НОВОГОР-Прикамье» на постановление по делу об административном правонарушении -Ю от Дата, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользование ФИО3 по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ и решение заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользование №ГЧ/07-01-09 от Дата,

у с т а н о в и л :

Постановлением государственного инспектора Адрес в области охраны окружающей среды Западно - Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользование государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды (далее- Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, Управление) ФИО3-Ю от Дата ООО «НОВОГОР- Прикамье» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 90 000 рублей.

При рассмотрении дела об административном правонарушении было установлено, что в Западно-Уральское межрегиональное управления Росприроднадзора из Государственной инспекции по экологии и природопользованию Адрес поступали многочисленные обращения граждан, проживающих в д. Адрес, по факту нарушения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории промышленной площадки биологических очистных сооружений(далее-БОС) ООО «НОВОГОР-Прикамье» В связи с полученной информацией, был осуществлен отбор проб сточной воды двумя способами, усреднённой из первого и второго канала сточных вод Дата, протоколы результаты испытаний оформлены за номером 609 В от Дата, на основании акта отобранных проб В от Дата, превышений концентраций установленных разрешением не установлено. Дата на основании акта отбора проб В был произведен отбор проб из каждого коллектора сточных вод отдельно, протоколы испытаний оформлены за номерами 629 В от Дата и 630 В от Дата, превышений также не обнаружено, концентрации сточных вод из коллекторов имеют разные показатели. В соответствии с протоколом испытаний В от Дата, сточная вода ООО «НОВОГОР-Прикамье» содержит в себе 63 мг/дм3, натрия, в то время как разрешением на сброс и НДС допустимые концентрация для ООО «НОВОГОР-Прикамье» по компоненту натрий не установлены, документами водопользования Обществу не предоставлялось право на сброс натрия в природную воду. При проведении проверочных мероприятий было установлено что ООО «НОВОГОР-Прикамье» осуществляют сброс сточных вод через каналы очищенных стоков с разным объемом. Журнал учета водоотведения средствами измерения содержит в себе информацию о объеме сброшенных сточных вод за сутки. Данными журнала установлено что Дата за сутки через канал очищенных стоков было сброшено 93 018 м3 стоков за сутки, в то время как через канал очищенных стоков было сброшено в 1,8 раза больше - 171 082 м3 стоков за сутки. Анализ данных журнала установил что в 2021 году объем сброшенных сточных вод через КОС-2 регулярно превышает объем сброшенных сточных вод через КОС-1 в 1,5; 2 раза. При учете того, что ООО «НОВОГОР-Прикамье» проводит мониторинг сточных вод усредненным способом из КОС-1 и КОС-2, данные отборы не подтверждает действительные концентрации сточных вод, поскольку стоки отбираются в равных пропорциях, в то время как, при попадании в водный объект стоки имеют разный объем. Данные сбросы сточных вод приводят к неравномерному процессу рассеивания стоков что может вызвать загрязнение водного объекта. С учетом того, что Решение о предоставлении водного объекта в пользование, НДС и разрешение выданы на концентрации усреднённой сточной воды из 2 каналов, ООО «НОВОГОР-Прикамье» необходимо откорректировать документы водопользования с учетом объема сброшенных сточных, так как масса загрязняющих веществ, поступающих через каналы очищенных стоков разная. Наличие единых утвержденных документов на водопользование в результате которого происходит сброс сточных вод из разных каналов, в разные воды выпуски и с разным объемом приводит к некорректному мониторингу сточных вод, так как фактически стоки поступают отдельно.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование -Дата.010-Х-РСВХ-Т-2018-06518/00 от Дата, отображает, что ООО «Нвогор-Прикамье» осуществляет сброс сточных вод в водный объект через 2 канала и 2 оголовка выпуска. С очереди «ПНОС» сброс осуществляется через 2 стальные трубы, выпуск затампонирован. С очереди «Город» сброс осуществляется через 2 стальные трубы. В соответствии с объяснениями от Дата ориентировочное расстояние между двумя каналами рассеивающего водовыпуска составляет порядка 202 метров. Таким образом, при проведении проверочных мероприятий, было установлено, что ООО «НОВОГОР-При каье» осуществляет сброс сточных вод с содержанием натрия в отсутствии документов водопользования, а также осуществляет сброс сточных вод через различные каналы с различной концентрацией на основании единых документов водопользования, чем нарушены: ч. 4 ст. 35, ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44, ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 22, ст. 27, ч. 1 ст. 39 Федерального закона Дата № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Не согласившись с указанным постановлением ООО «НОВОГОР-Прикамье» обратилось с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении -Ю от Дата по ч. 1 ст.8.14 КоАП РФ к вышестоящему должностному лицу.

Решением № ГЧ/07-01-09 от Дата по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенным заместителем главного государственным инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5 постановление по делу об административном правонарушении -Ю от Дата по ч. 1 ст.8.14 КоАП РФ, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 оставлено без изменения жалоба ООО «НОВОГОР-Прикамье» без удовлетворения.

В жалобе, поступившей в суд ООО «НОВОГОР-Прикамье» просит отменить постановление по делу об административном правонарушении -Ю от Дата по ч. 1 ст.8.214 КоАП РФ, вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 и решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении № ГЧ/07-01-09 от Дата заместителя главного государственным инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Указывает на то, что в его действиях отсутствует состав и само событие административного правонарушения.

Согласно ч.1 ст.44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В свою очередь согласно ст. ст. 21 и 22 Закона №7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной. деятельности устанавливаются нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов.

В соответствии с ч. 11 ст. 22 Закона №7-ФЗ нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта. Инвентаризация сброса загрязняющих веществ в окружающую среду проводится в порядке, установленном Правилами проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.07.2019г. №891 (далее - Правила №891).

Согласно п.5 Правил №891 в процессе инвентаризации проводится оценка результатов анализа состава сточных вод, сбрасываемых объектами централизованных систем водоотведения в водные объекты, для выявления загрязняющих веществ из загрязняющих веществ, указанных в приложении N 1 к настоящим Правилам, а также загрязняющих веществ, указанных в пункте 7 настоящих Правил, содержание которых в сбрасываемых сточных водах превышает установленные значения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в воде водных объектов (далее - предельно допустимые концентрации).После проведения оценки результатов анализа состава сточных вод, сбрасываемых объектами централизованных систем водоотведения в водные объекты, организацией определяются загрязняющие вещества, максимальная за период инвентаризации концентрация которых в сбрасываемых сточных водах организации превышает предельно допустимые концентрации, из которых формируется перечень загрязняющих веществ, на основании которого разрабатываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации (п,10 Правил №891).

Таким образом, согласно приведенным нормам законодательства, нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, разрабатываются в отношении только тех загрязняющих веществ, содержание которых в сбрасываемых сточных водах по результатам инвентаризации превышает предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в воде водных объектов.

Согласно результатам инвентаризации (имеются в материалах административного дела), проводимой ООО «НОВОГОР-Прикамье» согласно Правил №891, содержание натрия в очищенных сточных водах, сбрасываемых с БОС г. Перми в Боткинское водохранилище на р. Кама, не превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта. Полученное Управлением при проведении контрольных мероприятий значение содержания натрия в очищенных сточных водах также не превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта = 120 мг/дмЗ (Приказ Минсельхоза России от 13.12.2016 №552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыб хозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыб хозяйственного значения»).

В силу указанного выше, нормативы допустимого сброса для выпуска БОС-г г. Перми в отношении загрязняющего вещества «натрий» не устанавливаются.

1.2. Нормативы допустимых сбросов разрабатываются в соответствии с Методиками, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным -органом исполнительной власти (ч.6 ст.22 Закона №7-ФЗ).

Как следует из материалов административного дела нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект для ООО «НОВОГОР-Прикамье» (выпуск №6, на 655 км Боткинского водохранилища) были утверждены в 2018г. (далее НДС 2018г.) и отражены в действующем Разрешении на сброс №03-02-0530 от 10.12.2018г.

На момент их утверждения действовала Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденная приказом МПР России от 17.12.2007г. №333 (далее -Методика №333).

Пункт 19 Методики №333 предусматривал, что перечень нормируемых веществ формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточных, в том числе дренажных вод. Перечень нормируемых веществ организаций, осуществляющих водоотведение, должен включать вещества, принимаемые со сточными, в том числе дренажными водами, абонентов.

С учетом приведенного требования Методики №333 в составе НДС 2018г. было осуществлено нормирование 23 показателей хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих от жилого сектора и организаций города, а также состава производственных сточных вод абонентов очистных сооружений (выписка из проекта НДС 2018г., стр. 8, имеется в материалах административного дела). Натрий в данный перечень обоснованно не был включен в отсутствие данного показателя в перечне характерных показателей хозяйственно-бытового стока и в отсутствие промышленных абонентов, продуцирующих в результате производственной деятельности натрий в составе сточных вод.

На настоящий момент порядок разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей регулируется Методикой, утвержденной приказом Минприроды России от 29.12.2020г. №1118 (далее - Методика № 1118). Данная Методика содержит аналогичное п.19 Методики №333 положение об определении перечня нормируемых загрязняющих веществ. Так согласно п.1 Методики №1118 разработка НДС осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя и объектах его абонентов. Разработка НДС в отношении загрязняющих веществ, не характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя, не осуществляется.

Перечень нормируемых веществ включает в себя вещества, предусмотренные. перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р и формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточных вод (п.17 Методики №1118). Также данной Методикой №1118 предусмотрено, что в случаях, когда НДС были утверждены до 1 января 2019 г., утвержденные в порядке, установленном постановлением N 469, НДС признаются действующими до момента получения разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (далее - разрешения на сбросы) на основании утвержденных расчетов новых НДС в пределах срока действия, указанного в ранее выданном разрешении на сброс, но не более 6-х месяцев (п. 11 Методики). Как было указано выше нормативы допустимого сброса (НДС) веществ и микроорганизмов в водный объект для ООО «НОВОГОР-Прикамье» (выпуск №6, на 655 км Воткинского водохранилища) были утверждены в 2018г., указаны в Разрешении на сброс №03-02-0530 от 10.12.2018г. и действуют до 23.10.2023г. При этом положений о необходимости разработки и утверждении новых НДС до истечения срока их действия Методика №1118 не содержит. В силу указанного, нормативы допустимого сброса в отношении загрязняющего вещества «натрий» для выпуска БОС г. Перми, не устанавливаются.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.2007г. №469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» НДС 2018г. до их утверждения были согласованы всеми уполномоченными на то органами, а именно: Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования краю (согласования и Документы об утверждении НДС 2018г. имеются в материалах административного дела). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что НДС 2018г. в рамках согласования были проверены всеми перечисленными госорганами, включая Управление Росприроднадзора по Пермскому краю, и на предмет соответствия перечня нормируемых показателей п. 19 Методики №333, т.е. согласовав данные НДС, госорганы подтвердили правильность и корректность перечня нормируемых показателей, и отсутствие необходимости нормирования прочих показателей.

Применительно к нарушению об осуществлении сброса сточных вод через различные каналы с различной концентрацией на основании единых документов водопользования. Согласно ч. 1 ст.22 Закона №7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень -загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. При этом разделом 3 Методики №333 (действующей на момент утверждения НДС 2018г.) и Методики №1118 (действующей на текущий момент) предусмотрен порядок расчета НДС для отдельных выпусков, в частности для рассеивающего выпуска, понятие (характеристика) которого в Методиках не содержится. В свою очередь органами, уполномоченными в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.2007г. №469 утверждать и согласовывать нормативы допустимых сбросов, а именно, Камским БВУ, Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю, Управлением Росприр од надзора по Пермскому краю в отношении нормирования по выпуску 6 БОС г. Перми согласно протоколу рабочего совещания от 11.06.2009г. (имеется в материалах административного дела) были приняты следующие решения: п. 1.1. ООО «НОВОГОР-Прикамье» - приступить к выполнению работ по строительству обводной линии трубопроводов от коллекторов перед входом на буферные пруды до коллекторов на выходе с буферных прудов для исключения буферных прудов из цикла доочистки сточных вод. П.2. - Федеральным органам исполнительной власти при рассмотрении проекта нормативов допустимых сбросов после БОС и согласовании условий использования водного объекта при оформлении права пользования учитывать данный выпуск сточных вод как единый рассеивающий выпуск, состоящий из двух каналов, исключающий буферные пруды из цикла доочистки сточных вод. П.3 - Камскому БВУ рассматривать материалы на получение Решения на сброс сточных вод через единый рассеивающий выпуск, состоящий из двух каналов с единой технологической схемой очистки сточных вод, исключающий доочистку на буферных прудах, после выполнения ООО «НОВОГОР-Прикамье» вышеуказанных работ (п. 1 решения протокола). Таким образом, уполномоченными органами определено, что выпуск сточных вод с БОС г. Перми, с момента исключения буферных прудов из цикла доочистки сточных вод, является единым рассеивающим выпуском, состоящим из двух каналов. Буферные пруды выведены обществом из эксплуатации в конце 2009г., что подтверждается Актом от 09.09.2009г., Актом от 04.12.2009г. (предоставлены при проведении проверки и имеются в материалах дела). Как следствие, с этого момента нормирование и разрешительные документы в области водопользования по выпуску с БОС г. Перми осуществляется для единого рассеивающего водовыпуска (суммарно для 2 его каналов), как и определено уполномоченными органами. В частности, на текущий момент действуют нормативы допустимого сброса (НДС) веществ и микроорганизмов в водный объект для ООО «НОВОГОР-Прикамье» (выпуск. №6, на 655 км Воткинского водохранилища), которые были утверждены в 2018г. в отношении единого рассеивающего водовыпуска. При этом в составе проекта НДС 2018г. выполнены расчеты разбавления суммарно для 2 каналов единого рассеивающего водовыпуска, исходя из обязательности соблюдения условия не превышения в контрольном створе (не далее 500 м) нормативов качества воды водного объекта согласно п.4, п.5 Методики №333. Оценка корректности расчетов разбавления также была выполнена госорганами (в том числе - Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю) при согласовании НДС 2018 г. (положительные заключения имеются в материалах дела). Согласно материалам проверки качество сточных вод в КОС -1 и КОС-2 (Протокол испытаний №629 В от 16.08.2021г.; Протокол испытаний №630 В от 16.08.2021г.) по измеренным при проведении контрольных мероприятий показателям с учетом погрешности (относительная расширенная неопределенность измерения) является идентичным, проведенные специалистами лаборатории ООО «НОВОГОР-Прикамье» расчеты и оценка сходимости результатов это подтверждает - результаты в вышеперечисленных Протоколах испытаний принимаются как сходимые (одинаковые). Таким образом, материалами проверки подтверждено идентичное качество стоков в КОС-1 и КОС-2. Соответственно, вывод, отраженный государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды в Постановлении о том, что ООО «НОВОГОР-Прикамье» осуществляет сброс сточных вод через различные каналы с различной концентрацией на основании единых документов водопользования, что является нарушением ч. 1 ст.22 и ст.27 Закона №7-ФЗ, не соответствует материалам дела и действующему законодательству.

В судебном заседании защитники ООО «НОВОГОР-Прикамье» ФИО6, ФИО7, действующие на основании доверенности, доводы жалобы поддержали, просят отменить постановление по делу об административном правонарушении и решение вышестоящего должностного лица.

Административная ответственность по ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ наступает за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.

В соответствии с ч.1 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.4 ст. 11 Водного кодекса предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Из положений ст. 21 Водного кодекса РФ следует, что предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации.

В иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса.

Часть 3 ст. 22 Водного кодекса РФ указывает на то, что решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать:

1) указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод;

2) объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод;

3) требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Согласно ч.1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Частями 3, 4, 6 ст. 56 Водного кодекса РФ меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации.

4. Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

5. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Судом установлено, что 10.12.2018 Федеральной службой по надзору в сфере природопользования ООО «НОВОГОР-Прикамье» выдано разрешение № 03-02-0530 на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты. Наименование объекта НВОС : Биологические очистные сооружения г.Перми. Согласно разрешения разрешено осуществление сброса веществ в составе сточных вод в водный объект –КАМА. Перечень и количество веществ по каждому из 1 выпусков сточных вод указаны в приложении.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора поступило обращение граждан, проживающих в д. Гляденова Пермского района, по факту нарушения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории промышленной площадки биологических очистных сооружений (далее-БОС)

В ходе внеплановая проверка соблюдения экологического законодательства в отношении ООО «НОВОГОР-Прикамье» (акт проверки от 19.08.2021 № 358-ВВП-07). ООО «НОВОГОР-Прикамье» как предприятие I категории осуществляет сброс сточных вод на основании разрешения № 03-02-0530 от 10.12.2018, в отсутствии лимитной части. Очистные сооружения ООО «НОВОГОР-Прикамье» имеют механический и биологический тип очистки.

Биологические очистные сооружения (БОС г. Перми) городских канализационных сточных вод построены и введены в эксплуатацию поэтапно технологическими очередями. Сооружения для отвода очищенных вод в водоем, представляют собой, 2 самотечных открытых канала, подземные трубопроводы с рассеивающим выпуском. Сточная вода, из разных каналов, в подземных трубопроводах не подвергается смешиванию между собой и поступает в водный объект отдельно друг от друга на расстоянии 202 метров.

При проведении проверочных мероприятий был осуществлен отбор проб сточной воды, результаты которых оформлены протоколами испытаний № 609 В от 10.08.2021, на основании акта отобранных проб № 183 В от 03.08.2021, № 629 В от 16.08.2021, № 630 В от 16.08.2021 на основании акта отбора проб № 186 В от 13.08.202.

В соответствии с протоколом испытаний № 609 В от 10.08.2021, сточная вода ООО «НОВОГОР-Прикамье» содержит в себе 60 мг/дм3, натрия.

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 29.12.2020 №1118 утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей

В соответствии с п.1 указанной Методики сферой применения настоящей методики является разработка нормативов сбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных веществ, в водные объекты (далее - НДС).

Разработка НДС осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя и объектах его абонентов (при наличии). Разработка НДС в отношении загрязняющих веществ, не характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя, не осуществляется.

Тем самым, согласно данной Методике нормируются только загрязняющие вещества, характеризующие применяемые технологии м особенности производственного (технологического процесса).

Помимо этого, как справедливо указано ООО «НОВОГОР-Прикамье» в жалобе на момент выдачи разрешения № 03-02-0530 на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (10.12.2018 года) действовала Методика разработки нормативов допустимых сбросов в водные объекты для водопользователей, утвержденная Приказом Министерства природных ресурсов от 17.12.2007 года № 333.

В соответствии с п. 19 данной Методики Перечень нормируемых веществ формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточных, в том числе дренажных вод. Перечень нормируемых веществ организаций, осуществляющих водоотведение, должен включать вещества, принимаемые со сточными, в том числе дренажными водами, абонентов.

В соответствии с п.2 Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 года № 891 Инвентаризация проводится с целью определения загрязняющих веществ, в отношении которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды, рассчитываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации.

В соответствии с п. 5 Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 года № 891 в процессе инвентаризации проводится оценка результатов анализа состава сточных вод, сбрасываемых объектами централизованных систем водоотведения в водные объекты, для выявления загрязняющих веществ из загрязняющих веществ, указанных в приложении N 1 к настоящим Правилам, а также загрязняющих веществ, указанных в пункте 7 настоящих Правил, содержание которых в сбрасываемых сточных водах превышает установленные значения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в воде водных объектов (далее - предельно допустимые концентрации).

Заведующим лаборатории проблем гидрологии и суши Горного института Уральского Отделения РАН филиала ФГБУН Пермского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН ФИО8 составлен отчет проведения независимого исследования (экспертизы) о соответствии условий нормирования при сбросе сточных вод с БОС Адрес (выпуск на 655 км от устья Адрес) требованиям нормативных правовых актов РФ в области охраны окружающей среды. Материалы указанного отчета приобщены защитниками ООО «НОВОГОР-Прикамье» к материалам дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении и решения вышестоящего должностного лица.

Согласно заключения заведующего лаборатории проблем гидрологии и суши Горного института Уральского Отделения РАН филиала ФГБУН Пермского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН ФИО8 соли натрия не используются в производственных и технологических процессах, как непосредственно ООО «НОВОГОР-Прикамье» так и его абонентами, в связи с этим согласно ст. 1 Методических указаний, разработка для них НДС не требуется.

Кроме того, согласно выводам того же специалиста, Водовыпуск ( с БОС Адрес) ООО «НОВОГОР-Прикамье» включающий в себя несколько отдельных коллектором, представляет единый технологический комплекс, обеспечивающий нормативное количество воды в контрольном створе. Учитывая исходные данные, гидроволические характеристики водного объекта- водоприемника на участке расположения рассеивающего выпуска БОС Адрес ( в т.ч. наличие обратных течений), характеристику комплекса БОС Адрес, должно производиться комплексно с учетом суммарного воздействия всего объема сточных вод. Только при выполнении данного условия обеспечивается корректная оценка вклада рассеивающего выпуска БОС Адрес в формирование определенного уровня загрязнения в районе контрольного створа и, соответственно корректное нормирование с определением значений допустимого сброса. При едином составе отводимых стоков, транспортируемым по отдельным коллекторам и расстоянии между коллекторами, меньше чем расстояние контрольного створа-500 м, их следует рассматривать при нормировании как единый водовыпуск.

В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с пп.6 ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу.

В нарушении положений ст. 29.10 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении вывод должностного лица, изложенный в оспариваемом постановлении о нарушении ООО «НОВОГОР-Прикамье» ч. 4 ст. 35, ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44, ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 22, ст. 27, ч. 1 ст. 39 Федерального закона Дата № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» мотивированным не является. При рассмотрении дела об административном правонарушении со стороны защитника ООО «НОВОГОР-Прикамье» представлены возражения на протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, в которых были приведены доводы аналогичные заявленным в рассматриваемой жалобе, между тем в постановлении по делу об административном правонарушении им не дана им не дана надлежащая оценка.

Вывод должностного лица о том, что ООО «НОВОГОР-Прикамье» осуществляет сброс сточных вод через различные каналы с различной концентрацией на основании единых документов водопользования основан лишь на результатах осмотра каналов выпуска при проведении протверки, без анализа и исследования технической документации.

В решении вышестоящего должностного лица не дана оценка доводам жалобы о том, что согласно результатам инвентаризации проводимой ООО «НОВОГОР-Прикамье» содержание натрия о очищенных сточных водах, сбрасываемых с БОГС Адрес в Адрес не превышает значение предельно допустимой нормы концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.

Согласно п. 3 ч.1 ст. 30.7 КОАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах не могут быть признаны законными и обоснованным, поскольку нарушение со стороны ООО «НОВОГОР-Прикамье» не является доказанным, в связи с чем постановление по делу об административном правонарушении -Ю от Дата, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользование ФИО3 по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ и решение заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользование №ГЧ/07-01-09 от Дата подлежат отмене с прекращением производства по делу на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, 24.5 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «НОВОГОР-Прикамье» удовлетворить.

Постановление по делу об административном правонарушении № 07-03-09/490-Ю от 11.10.202, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользование ФИО3 по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ и решение заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользование №ГЧ/07-01-09 от 28.10.2021 –отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «НОВОГОР-Прикамье» по ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ –прекратить.

Решение в срок 10 дней с момента получения его копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г.Перми.

Судья О.Е. Бейман