ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-739/18 от 07.11.2018 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

дело № 12-739/2018

Р Е Ш Е Н И Е

город Ярославль 07 ноября 2018 года

Судья Кировского районного суда г. Ярославля Барышева В.В.,

при секретаре судебного заседания Кохановой В.А.,

рассмотрев жалобу Муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Кировского района г. Ярославля», <данные изъяты>, регистрационный № 1027600685408, зарегистрировано 20.04.2000 в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области, расположенного по адресу 150049 <...> на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 60 000 руб.,

у с т а н о в и л:

Постановлением Главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области ФИО 1 от 04.10.2018 г. № 76/12-4811-18-И/1 МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Кировского района г. Ярославля» (далее МУ «КЦСОН Кировского района г. Ярославля), признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 руб.

Из постановления следует, что в период с 25.09.2018 г. по 26.09.2018 г. ГИТ в ЯО проведена проверка соблюдения трудового законодательства в МУ «КЦСОН Кировского района г. Ярославля» по адресу <...>. МУ «КЦСОН Кировского района г. Ярославля» допустило нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а именно: в нарушение ст.ст. 212, 225 ТК РФ, п. 2.1.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Министерства труда РФ и Министерства образования РФ от 31.01.2003 г. № 1/29, работники ФИО 2 и ФИО 3 при приеме на работу не прошли вводный инструктаж. В нарушение положений ст. 212 ТК РФ, п. 3.13 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2013 г. № 328н, ключи от щита электрического ЩО-2, расположенного в коридоре здания, а также ключ от двери электрощитовой, находились в щите электрическом и в замке двери электрощитовой, а не в запираемом ящике. Вместе с этим, работы в данных электроустановках на момент проверки не проводились. В организации не обеспечен учет выдачи и возврата ключей от электроустановок, а именно не имеется журнала выдачи ключей от электроустановок с подписью работника, ответственного за выдачу ключей, а также подписью работника, получающего ключи от электроустановок. В нарушение ст. ст. 22, 212, 221 ТК РФ, п.п. 4,13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другим средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 г. № 290н, п.1 Постановления правительства Ярославской области от 24.12.2012 № 1495-п, утв. Постановлением Администрации Ярославской области от 12.12.2005 № 119-а, п.1 примерного перечня и норм выдачи специальной одежду, обуви и инвентаря, предоставляемых бесплатно работникам при исполнении ими служебных обязанностей в МУ «КЦСОН Кировского района г. Ярославля», утв. директором МУ «КЦСОН Кировского района г. Ярославля» 11.05.2017 г., социальные работники ФИО 4, ФИО 5 не в полном объеме обеспечены специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а именно не обеспечены халатом хлопчатобумажным в количестве 1 шт. в год. Медицинские сестры отделения специализированного социально-медицинского обслуживания на дому ФИО 6, ФИО 7 не в полном объеме обеспечены специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а именно не обеспечены халатом ( костюмом) медицинским в количестве 1 шт. в год, обувью кожаной в количестве 1 пара на 2 года, полотенцем в количестве 2 шт. на год, обувью комнатной в количестве 1 пары на 1 год, сумкой медицинской в количестве 1 шт. на год. Указанные нарушения норм действующего трудового законодательства создают угрозу жизни и здоровья работников.

Указанное постановление обжаловано лицом, привлекаемым к ответственности, МУ «КЦСОН Кировского района г. Ярославля» в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ десятидневный срок.

МУ «КЦСОН Кировского района г. Ярославля» в жалобе просит постановление Главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области ФИО 1 от 04.10.2018 г. № 76/12-4811-18-И/1 отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что работники ФИО 2, ФИО 3 при приеме на работу прошли вводный инструктаж у специалиста, отвечающего за организацию работы по охране труда, ФИО 8 Запись об этом имеется в журнале ознакомления с инструкциями по охране труда. При этом по ошибке специалиста, отвечающего за организацию работы по охране труда, запись о проведении вводного инструктажа с ФИО 2, ФИО 3 в журнале вводного инструктажа внесена не была. 25.09.2018 года ключ от щита электрического ЩО-2, расположенного в коридоре помещения, а также ключ от двери электрощитовой были выданы электромонтеру ФИО 9 для производства работ. ФИО 9 по окончании производства работ забыл сдать ключи заведующей хозяйством ФИО 10, возвратил ключи во второй половине дня 25.09.2018 года. Журнал выдачи ключей от электроустановок в МУ «КЦСОН Кировского района г. Ярославля» ведется, запись о выдаче и возврате ключей от 25.09.2018 года произведена. Социальные работники ФИО 4 и ФИО 5, медицинские сестры отделения специализированного социально-медицинского обслуживания на дому ФИО 6, ФИО 7, обеспечены средствами индивидуальной защиты 26.09.2018 года, ранее средства индивидуальной защиты данным работникам не выдавались в связи с отсутствием необходимых размеров, работник ФИО 7 от получения средств индивидуальной защиты отказывалась. При этом неисполнение работодателем обязанности по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты каких-либо тяжких последствий не повлекло, поскольку у работников имелись ранее выданные средства индивидуальной защиты, которые были пригодны для дальнейшей эксплуатации. Все выявленные в ходе проверки нарушения были незамедлительно устранены, ранее к административной ответственности за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации МУ «КЦСОН Кировского района г. Ярославля» не привлекалось. Привлечение МУ «КЦСОН Кировского района г. Ярославля» к административной ответственности в виде штрафа в размере 60 000 руб. поставит учреждение в тяжелое материальное положение, повлечет необходимость снижения расходов учреждения на осуществление основного вида деятельности- оказания социальной помощи социально незащищенной категории граждан.

В судебном заседании представители лица, привлекаемого к ответственности МУ «КЦСОН Кировского района г. Ярославля», директор ФИО1, представитель по доверенности ФИО2 жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.

Представитель административного органа- Государственной инспекции труда в Ярославской области в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав объяснения заявителя, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Обжалуемое постановление от 30 июля 2018 года вынесено в соответствии со ст.29.10 КоАП РФ, уполномоченным на то лицом. Срок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный ч.1 ст.29.6 КоАП РФ, а также срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, при вынесении постановления не нарушены.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ административным правонарушением является нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.

Согласно акту проверки от 26.09.2018 г. № 76/12/4775-18-И в МУ «КЦСОН Кировского района г. Ярославля» выявлены нарушения государственных нормативных требований охраны труда, выразившиеся в не проведении вводного инструктажа при трудоустройстве работникам ФИО 2 (трудоустроена 06.12.2017 года) и ФИО 3 (трудоустроена 31.01.2018 года), в нарушении правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, в необеспечении средствами индивидуальной защиты работников ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6, ФИО 7

Оснований не доверять сведениям, изложенным в данном акте, у суда не имеется.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в период проведения проверки ГИТ в ЯО с 25.09.2018 года по 26.09.2018 года, в журнале регистрации вводного инструктажа МУ «КЦСОН Кировского района г. Ярославля» запись о проведении вводного инструктажа при приеме на работу сотрудникам ФИО 2 (трудоустроена 06.12.2017 года) и ФИО 3 (трудоустроена 31.01.2018 года) отсутствует. Ни при составлении протокола по делу об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела об административном правонарушении лицом, привлекаемым к ответственности, МУ «КЦСОН Кировского района г. Ярославля» доказательств того, что работники ФИО 2 и ФИО 3 проходили вводный инструктаж при трудоустройстве, однако по ошибке лица, проводившего вводный инструктаж, запись об этом не была внесена в соответствующий журнал, не предоставлялись. Факт допущенного нарушения государственных нормативных требований охраны труда в данной части МУ «КЦСОН Кировского района г. Ярославля» не оспаривался.

При указанных обстоятельствах суд полагает представленные в судебное заседание письменные пояснения ФИО 2, ФИО 3, ФИО 8 недостоверными, и полагает факт допущенного МУ «КЦСОН Кировского района г. Ярославля» нарушения государственных нормативных требований охраны труда, выразившегося в непроведении вводного инструктажа работникам ФИО 2, ФИО 3 доказанным.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 25.09.2018 года в момент проведения выездной проверки главным государственным инспектором труда ( по охране труда) ГИТ в ЯО ФИО 1 было установлено, что ключи от щита электрического ЩО-2, расположенного в коридоре здания, а также ключ от двери электрощитовой, находятся в щите электрическом и в замке двери электрощитовой, а не в запираемом ящике. При этом какие-либо работы в электрощитовой не проводятся. В журнале выдачи ключей от электроустановок записи о выдаче ключей от электрощитовой и щита электрического ЩО-2, расположенного в коридоре здания, отсутствуют.

Утверждения лица, привлекаемого к ответственности, о том, что в момент проведения проверки в электрощитовой проводились работы, опровергаются актом проверки. Главный государственный инспектор труда (по охране труда) ГИТ в ЯО путем непосредственного наблюдения установила, что ключи от электрощитовой находятся в дверях электрощитовой, ключи от щита электрического находятся непосредственно в запорном устройстве данного электрического щита, однако никаких работ ни на щите электрическом, ни в электрощитовой не проводятся. Журнал выдачи ключей от электроустановок в учреждении главному государственному инспектору труда (по охране труда) ГИТ в ЯО в момент проведения проверки не предоставлялся.

Замечаний к акту проверки МУ «КЦСОН Кировского района г. Ярославля» представлено не было. Указанные обстоятельства в момент составления акта проверки лицом, привлекаемым к ответственности, не отрицались.

В судебном заседании для обозрения суда представителями лица, привлекаемого к ответственности, представлен журнал выдачи ключей от электроустановок с внесенными в него записями, начиная с 2017 года. Вместе с тем, все записи в данный журнал внесены пишущим средством с одним и тем же красителем, что вызывает сомнения в достоверности представленных суду сведений о датах заполнения данного журнала. При указанных обстоятельствах суд не соглашается с доводами лица, привлекаемого к ответственности, о том, что данный журнал имелся в наличии в момент проведения проверки, но не был затребован главным государственным инспектором труда ( по охране труда).

Факт нарушения положений ст. ст. 22, 212, 221 ТК РФ, п.п. 4,13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другим средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 г. № 290н, п.1 Постановления правительства Ярославской области от 24.12.2012 № 1495-п, утв. Постановлением Администрации Ярославской области от 12.12.2005 № 119-а, п.1 примерного перечня и норм выдачи специальной одежду, обуви и инвентаря, предоставляемых бесплатно работникам при исполнении ими служебных обязанностей в МУ «КЦСОН Кировского района г. Ярославля», утв. директором МУ «КЦСОН Кировского района г. Ярославля» 11.05.2017 г., выразившиеся в необеспечении ряда работников средствами индивидуальной защиты, лицом, привлекаемым к ответственности, не оспаривается.

Таким образом, вина МУ «КЦСОН Кировского района г. Ярославля» в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ подтверждена актом проверки от 26.09.2018 г. № 76/12/4775-18-И, протоколом по делу об административном правонарушении.

Представленные в судебное заседание лицом, привлекаемым к ответственности, доказательства- письменные пояснения ФИО 2, ФИО 3, ФИО 9, ФИО 10, выкопировки из журнала ознакомления работников с инструкциями по охране труда, из журнала выдачи ключей от электроустановок, доказательства вины МУ «КЦСОН Кировского района г. Ярославля» во вмененном административном правонарушении не опровергают.

По результатам проверки в отношении МУ «КЦСОН Кировского района г. Ярославля» составлен протокол об административном правонарушении от 01.10.2018 г. № 76/12-4811-18-И по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, на основании которого вынесено обжалуемое постановление.

При таких обстоятельствах в действиях МУ «КЦСОН Кировского района г. Ярославля» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, суд полагает, что вмененное МУ «КЦСОН Кировского района г. Ярославля» правонарушение является малозначительным, поскольку совершенное правонарушение не причинило существенного вреда охраняемым общественным отношениям, выявленные нарушения были устранены в период проведения проверки. Несмотря на то, что вводный инструктаж при приеме на работу с работниками ФИО 2, ФИО 3 проведен не был, данные лица были ознакомлены в инструкциями по охране труда, срок выдачи средств индивидуальной защиты работникам ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6, ФИО 7 был нарушен незначительно, в период проведения проверки данное нарушение было устранено. Выявленное главным государственным инспектором труда ( по охране труда) ГИТ в ЯО нарушение, выразившееся в необеспечении надлежащих условий хранения ключей от электроустановок было незамедлительно устранено в период проведения проверки.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, и может иметь место только при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, имеются основания для признания его малозначительным и освобождения МУ «КЦСОН Кировского района г. Ярославля» от административной ответственности по ч.2ст. 7.30 КоАП РФ на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 2.9, ст. 30.7 КоАП РФ, судья,

решил:

Постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области ФИО 1 от 04.10.2018 г. № 76/12-4811-18-И/1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении Муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Кировского района г. Ярославля» отменить, производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении Муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Кировского района г. Ярославля» прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, объявить Муниципальному учреждению «Комплексный центр социального обслуживания населения Кировского района г. Ярославля» устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья В.В.Барышева